ПРЕОБРАЖАЮЩИЙ СВЕТ СМЕРТИ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

У православных христиан начинаются поминальные постовые субботы, и это очередной повод поговорить о смерти.

Тема смерти сегодня как нельзя актуальна, по той простой причине, что в условиях войны она буквально дышит в затылок каждого человека. Еще совсем недавно мы боялись говорить о ней, почитали это неудобным или неловким и только те, кому приходилось хоронить своих родственников хотя бы на время, хотя бы немного задумывались о смысле смерти. Мне кажется, что современный человек избегает разговора о конце земного пути потому что он не задумывается даже о смысле жизни. Жизнь и смерть постоянно ходят рука об руку, только до недавнего времени о второй из них мы предпочитали не думать. Но одно от другого в нашем мире отделить фактически нереально. Мы можем попытаться забыть о смерти, сделать вид, что ее не существует, попросту избегать мысли о ней, но она все равно молчаливо будет присутствовать на другом конце «телефона». Как только мы попытаемся осмыслить жизнь, мы обязательно станем осмысливать и смерть.

Сегодня у нас, уже вынужденно, все способы «замыливания» темы смерти отброшены. Нет больше красочных вывесок, яркой рекламы, бесконечных огней ресторанов, магазинов и ночных клубов, приковывавших наше внимание и заставлявших стремиться к сытой и комфортной жизни. Да, война привнесла в наше общество еще одну причину смерти, однако и до этого таких причин было множество. Сегодня люди гибнут от пуль, снарядов и бомб, но и прочие возможности умереть никуда не делись, как, например, болезни. Если жизнь человека ценна, то и смерть должна быть ценна, проблема в том, что осознавая ценность первого, мы игнорируем ценность второго. Да и ценность жизни часто нами была понимаема исключительно в материальных категориях.

Стоит задуматься вот над чем: если и животные стремятся к тому, чтоб насытиться, чтоб жить в безопасности, продолжать потомство, то чем мы качественно отличаемся от них, если тяготеем к тому же? Тот факт, что перечисленные устремления мы усложнили и облекли в яркие обложки, не меняет их внутреннего содержания. Но мы люди, и одной из наших уникальных черт является способность мыслить. Я сейчас даже не говорю о каких-то сугубо христианских категориях, а просто об общечеловеческих. И здесь жизнь и смерть неразрывно связаны. Возьмем хотя бы элементарные вопросы, отличающие нас от животных.

Первый из них: кто я? Если я больше, чем просто высокоразвитый примат, то значит и цели мои должны превосходить цели приматов. Лишь этого размышления достаточно, чтоб превзойти материю направить ум в сферу метафизики, т.е. сферу, превосходящую земную жизнь. Если я не только мое тело и мой мозг, останавливающие свое функционирование в момент смерти, то значит, во мне есть то, что способно пережить смерть.

Второй вопрос: зачем я здесь? Отвечая на него, многие могут привести немало вариантов, большинство из которых опять же не превзойдет материи. «Я здесь ради продолжения рода», – но это делают и животные. «Я здесь ради того, чтоб оставить после себя какое-то наследие в науке, искусстве, литературе», – но реально его оставляют лишь немногие, большинство же людей просто уходит в землю, а через поколение-два-три и память о них пропадает. Но даже если кто-то сделается действительно великим человеком, что толку ему самому от того, если он просто растворится в сырой земле? Не будет возможности ни насладиться трудами собственных рук, ни увидеть как эти труды приносят благо другим, как они развиваются дальше.

Однако если эти наши земные, безусловно, нужные и добрые устремления, воспринимать не как самодовлеющую и окончательную цель, но лишь как средство достижения чего-то большего, то сами они приобретают отпечаток вечности. Опять же, если есть вечность, если есть жизнь за порогом смерти, то и не обязательно быть великим, потому как величие приходит даже в самую «маленькую» судьбу, самого «невзрачного» человека.

Третий вопрос: что дальше будет со мной и с миром? Если я являюсь неотъемлемой частью этого мира, то, как его участь не может быть мне безразлична, так и жизнь каждого отдельного человека не может не влиять на жизнь мира в целом. Если в ответах на предыдущие два вопроса мы уже определили для себя возможность прохождения смерти и реальность вечности, то теперь важно выяснить какова она, дабы успеть к ней подготовиться.

Неизвестность пугает и чтоб ее не бояться, нужно сделать ее известностью или найти опору, на которую можно будет опереться не только во время земного пути, но и по окончании его. Естественно, что такой опорой не может быть ничто материальное, потому как материя не способна превзойти саму себя. Так или иначе, но здесь мысль нас подталкивает к вере в Бога, причем личностного, а не вере в какое-то абстрактное добро или разум. На абстракцию не обопрешься, на ней ничего не построишь, а разум сам по себе не может существовать, он всегда является атрибутом Личности. Если говорить о будущем мира, то сегодня многие ученые говорят о его предстоящей кончине, пусть пока и зияющей на недосягаемом мерками человеческой жизни удалении.

Касается, это не просто нашей цивилизации или планеты, но всей вселенной. Неважно, «схлопнется» Большой Взрыв или разлетится так, что расстояния между объектами космоса будут колоссально невообразимыми, согласно современным физикам-теоретикам и космологам все закончится пустым безжизненным пространством. Да уж, не особо радужная перспектива, в свете которой бессмысленными становятся даже самые великие человеческие достижения. Что толку «напрягаться» если в конченом счете не будет ничего? Совсем иное дело, если смерть человека, общества или всего мира – лишь некий рубеж, преодолев который мы сможем достичь чего-то гораздо большего. Я не стану сейчас углубляться в христианскую эсхатологию, призвав читателя самому над этим поразмыслить.

Итак, мы видим, что жизнь и смерть сегодня неотделимы друг от друга. Более того, забывая о смерти, мы нивелируем и смысл жизни. Повторюсь: сегодня все маски сброшены, сегодня смерть буквально ходит рядом с каждым из нас и, понимая это, давайте переоценивать жизнь, делать ее глубже, осознанней, величественней. Смерти не должно было быть, но коль она уже есть, то в наших силах в ее свете, в трезвости и рассудительности преобразить себя и мир вокруг.

Протоиерей Владимир Долгих

https://pravlife.org/ru/content/preobrazhayushchiy-svet-smerti