Преемник Моисея. Феодорос Рокас
Когда израильтяне под предводительством Моисея почти достигли земли обетованной, Моисей созвал весь свой народ, чтобы напомнить ему о событиях Исхода, начиная с того дня, когда они находились в египетском пленении, и о том, как Бог освободил Свой народ от оков рабства, поведя его в пустыню, где Сам позаботился о его сохранении (Втор. 29:1-12). Моисей подчеркнул, что договор, который Бог заключил с ним, был не случайным, не касался лишь отдельных людей или колен Израилевых, но всего израильского народа (Втор. 29:13-28).
Прежде чем последний раз обратиться к израильскому народу (Втор. 31:9-30), Моисей провозгласил своим преемником Иисуса Навина (Втор. 31:1-6). Конечно, он сделал это после некоего Божественного указания, как это происходит в избрании посланников Божьих – Его пророков, призванных служить Божественной воле. Объявляя о возложении обязанностей вождя на Иисуса Навина, Моисей призвал своего преемника, говоря: “…будь тверд и мужествен, ибо ты войдешь с народом сим в землю, которую Господь клялся отцам его дать ему, и ты разделишь ее на уделы ему; Господь Сам пойдет пред тобою, Сам будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя, не бойся и не ужасайся” (Втор. 31:7-8).
Затем Моисей, помолившись Богу, обращая к Нему свою знаменитую лебединую песнь (Втор. 32:1-52), в последний раз благословил народ (Втор. 33:1-29) и скончался в возрасте 120 лет (Втор. 34:1-8). А Иисус Навин “исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею” (Втор. 34:9) и, похоронив Моисея, согласно повествованию книги Второзакония, Иисус Навин принял от Бога приказ руководить народом и вести его в землю обетованную (Нав. 1:1-9).
События, связанные с деятельностью Иисуса Навина, преемника Моисея, излагаются в Книге Иисуса Навина, шестой исторической книге Ветхого Завета, согласно распределению Александрийского канона Ветхого Завета (Септуагинты). Эта книга продолжает повествование об истории израильского народа, начиная со смерти Моисея и заканчивая смертью Иисуса Навина, ставя своей целью доказать, что Бог исполняет обещания, данные отцам Израиля относительно наследия земли обетованной.
В период власти Иисуса Навина произошел ряд событий, имеющих большое значение как для самого Иисуса Навина, так и для всего израильского народа. Он чудесным образом перешел через Иордан (Нав. 3:1-17), захватил Иерихон (Нав. 6:1-16) и Гаю (Нав. 8:20-29). Солнце остановилось, дабы продолжительность дня увеличилась, и израильский народ смог одержать победу в битве с аморреями (Нав.10:12-14). Были завоеваны земли к северу от Ханаана (Нав. 11:1-20). Иисус Навин разделил землю обетованную между двенадцатью коленами израилевыми (Нав. 13-19). Создал города-убежища (Нав. 20), назначил города, где будут жить левиты, всецело посвященные Богу (Нав. 21:1-42). Но прежде захвата Иерихона, Иисусу явился архангел Михаил, побудивший его приступить к осаде города (Нав. 5:10-15).
Подойдя к концу своей жизни, Иисус Навин в очередной раз напомнил народу о благодеяниях, оказанных ему Богом (Нав. 24:1-13), обновил договор, заключенный Богом с Его народом (Нав. 24:14-28), и скончался в возрасте 110 лет (Нав. 24:29).
Память его чтится 1/14 сентября.
Феодорос Рокас, богослов
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”
http://www.pemptousia.ru/2015/09/преемник-моисея/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии