ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОРОКА ИСАИИ, СЛОВА, АДРЕСОВАННЫЕ КАЖДОМУ ИЗ НАС
Митрополит Антоний (Паканич) напомнил о главном законе бытия, указанном пророком Исаией.
Родился святой пророк Исаия около 765 года до Рождества Христова в Иерусалиме и происходил из царского рода. Воспитан был ребенок в страхе Божием и в законе Господнем.
«Исаия представляет собой тип пламенного религиозного гения и вместе с тем трезвого, реалистического политического деятеля, который своим словом, своим влиянием имел решающее значение в судьбе Иудеи», – писал протоиерей С. Булгаков.
Среди удивительных пророчеств Исаии есть одно, стоящее особо, которое потрясает своей бездонной глубиной. Оно вмещает в себя настолько масштабное и грандиозное содержание, наполнено таким количеством смыслов, знаков, значений, скрытых и проговоренных прямо, что не хватит человеческой жизни и разума для вмещения всего сказанного.
Пророчество, произнесенное Исаией именем Господа, касается главного закона бытия, и для невыполняющего его звучит как приговор, как страшное напоминание о неминуемой расплате. Это притча, или печальная Песнь о винограднике, изложенная в 5-й главе.
Слова притчи предназначались для иудеев, с отсылкой к историческим событиям тех времен, но они в то же время обращены и к каждому из нас. Это слова, пронизывающие сердце, пробуждающие разум, вдыхающие новую жизнь.
Впервые в Ветхом Завете Бог показан как Садовник, Труженик, заботливо ухаживающий за Своим садом и ждущий от него добрых плодов:
«Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды»
В этих словах, параллельно с описанием всех забот по защите виноградника, желания ему доброго плодоношения, звучит горестное разочарование от несбывшихся надежд. Не принес виноградник добрых плодов, только дикие ягоды.
Говорится в данной притче о человеческой душе – душе каждого из нас. Несмотря на все милости Божии, все старания и усилия, все Его слова и советы, мы не слушаемся и продолжаем действовать по своему разумению, забывая, что мы ничто без Бога, мы бессильны без Него, все наши потуги и рассуждения смешны и бессмысленны.
Наша сила в Его силе, Его мудрости, Его любви.
Разрывая отношения с Богом, мы самовольно выбрасываемся за борт корабля в бушующем море, подвергая себя неминуемой гибели.
Мы этого не осознаем, а Господь знает! Потому и горечь в Его словах, и глубочайшее сострадание. Но Он не желает нас заставлять, Он дает каждому человеку право выбора: быть с Ним или без Него. Он хочет добровольной любви, а не должной повинности.
И вот в словах пророка Исаии звучит приговор Садовника непослушной душе:
«Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем».
Что это значит? Господь не будет защищать, оберегать, утешать того, кто не нуждается в Нем, кто не слушает Его слов, кто не кается в своих немощах и грехах.
А что человек без Божией защиты? Ноль. Немощное существо. Он так же слаб и пуст, как отцветший одуванчик: любое дуновение, и он осыпется.
Далее следуют уже слова самого Исаии, они звучат как грозные предупреждения Иудее. Пророк этим закрепляет, как печатью, сказанное ранее Господом. Состоят слова из шестикратного «горе»:
«Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, как что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле»
Здесь говорится о жадности, сребролюбии, жажде мирского богатства любой ценой. И неминуемое наказание за данные страсти – голод.
Перед нами первый приговор пророка, и все обязательно сбудется, не надо себя обманывать и тешить надеждой, что это произойдет с кем угодно, но не со мной. Обещанное Господом исполняется. Если человек жаден и занят обогащением нечестным путем, за счет других, то голод обязательно придет в его дом, возможно, не сам человек, но его дети, внуки будут голодать. Закон может быть смягчен только в случае искреннего раскаяния и сознательной перемены.
Второе предупреждение гласит нам:
«Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячат себя вином; и цитра и гусли, тимпан, и свирель, и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют»
Напоминание о том, что распущенность, пьянство, разгул, необузданность будут наказаны жесточайшим пленом со всеми сопутствующими ему страданиями, обращено к народу иудейскому, но касается всех людей.
Плен – это страсти, которые делают человека своим заложником, пленником, держат его в своей греховной темнице без Божьего света. Жизнь такого человека и его близких уже на земле превращается в ад, сопровождается ужасными мучениями.
Служащий своим страстям уже не может служить Богу, он сам наказывает себя вечным пленом и вечной темнотой.
Третье воззвание святого пророка звучит так:
«Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности и греха – как бы ремнями колесничными; которые говорят: ‟Пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святого Израилева, чтобы мы узнали!”»
Здесь говорится о самонадеянности, оправдании своих грехов и пренебрежении Божьими милостями, любовью, справедливостью. Речь идет о самой страшной вещи – неблагодарности.
Люди, требующие ежечасно доказательств от Бога Его мощи и силы, ждущие постоянных чудес, демонстрируют самолюбие и гордыню. Они как бы говорят: «Я лучше, я сам все прекрасно знаю и во всем сам разберусь».
Таковых ждет печальное будущее. Неблагодарность и гордыня сводит людей с ума. Многие гордецы заканчивают жизнь сумасшествием в той или иной степени. Это страшная расплата за свою самоуверенность.
Следующим предупреждением стали слова:
«Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом и свет – тьмою, горькое почитают сладким и сладкое – горьким!»
Имеется в виду смешение понятий добра и зла, порока и добродетели, черного и белого.
Это было актуальной проблемой более двух тысяч лет назад, актуально и сегодня. Человек не меняется, меняются декорации вокруг. Страсти, пороки, грехи, сопровождающие человека – те же во все времена.
Сегодня большинство средств массовой информации, защищая интересы определенных групп, предлагают нам называть черное – белым, зло – добром.
Идет подмена идейных и ценностных понятий, размываются границы между пороком и добродетелью, ложь возносится на пьедестал. Когда люди дезориентированы, беспринципны, ими легче управлять. Поэтому большинство власть имущих и стремится вырастить недумающего потребителя, готового чему угодно верить и все предложенное потреблять.
Коснулись эти процессы и церковной темы. Произошла попытка выстроить и здесь «королевство кривых зеркал».
Идя на поводу своих страстей, отпавшие от истины церковные деятели предложили верующим продукт, содержимое которого не соответствует названию: ложь в яркой и модной обертке, которую всеми силами безуспешно пытаются выдать за новую правду. Но Господа ведь не обмануть. И правда одна во все времена. Дела их и слова только наивным и желающим быть обманутыми не выдадут волка под овечьей шкурой. Нарушение заповедей не скрыть под личиной приличия. Воровство и грабеж, жадность и лицемерие остаются в глазах Бога воровством и грабежом, жадностью и лицемерием, как бы их ни называли пред людьми.
Истину нельзя ничем запятнать, а вот от лжи отмыться очень тяжело, а порой и невозможно.
Следующий призыв из уст пророка Исаии звучит так:
«Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!»
Автор указывает в этих строках на самодовольство как на путь духовной деградации человека.
Человек, не видящий своих ошибок, не кающийся в своих грехах, восхваляющий себя и свои достижения, становится глух к правде и красоте. Он обнуляется духовно, все его достижения исчезают, меркнут, он, словно мыльный пузырь, лопается при соприкосновении с истиной: надутый и бесполезный человек.
Чем больше нам дано, тем больше с нас спросится. Наличие благ или талантов – это не повод кичиться ими, а серьезная ответственность перед Богом, людьми, своей совестью.
И последнее предупреждение относится к нарушающим земные законы и правосудие:
«Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!»
Нарушителей законов земных ждет также неминуемая расплата за безответственное отношение к своим полномочиям и их превышение: когда невиновные несут наказание и виновные продолжают творить беззакония на свободе.
И далее горячо и эмоционально говорится о каре, которую понесут все, кто нарушил законы Господни:
«За то, как огонь съедает солому и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святого Израилева. За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его…»
Чиста совесть, трезв ум, и нет страхов у любящего Бога. Даже когда случается упасть ему, он слезно кается и просит о прощении и помощи Отца Небесного, потому что осознает, что он, грешный и немощный, не в состоянии двинуться в верном и спасительном направлении сам, без Его благодатной помощи, не способен сам преобразить свое сердце – только в Свете Господнем и Его бесконечной любви это возможно.
Нам следует непрестанно взывать к Господу, молить Его о помиловании и смягчении нашего сердца, испрашивать сил в соблюдении заповедей Божьих – и тогда наша жизнь будет торжеством радости и любви, наполнится светом Христовым и Его благодатными милостями.
Счастливее всех тот, кто больше любит Бога.
Записала Наталья Горошкова
https://pravlife.org/ru/content/6-groznyh-preduprezhdeniy-proroka-isaii-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии