Праздник в защиту Истины. Священник Олег Булычев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Вход Господень в Иерусалим

Этот великий церковный праздник сохранил свою популярность в русском народе и до наших дней. Хотя его церковное название многим людям ни о чем не говорит. Мало кто из них может объяснить, почему праздник имеет такое не совсем обычное название - «Вход Господень в Иерусалим». Ведь людям этот день известен больше как «Вербное воскресенье».

Часто такое бывает, что человек идет в храм на праздник, при этом, не зная его содержания и не понимая его смысла. И более того, приходится видеть, что не только не понимает, но и не верит в то, о чем этот праздник провозглашает как о неоспоримой истине. Участвуя в совершении церковного торжества, желая почтить традицию, этот же человек может даже не подозревать, что его привычные взгляды на жизнь расходятся с тем, что Церковь Христова через это торжество хочет донести до людей. Выходит, или Церковь лжет, или заблуждается сам человек. Праздник «Вход Господень в Иерусалим» помогает нам сделать правильный выбор, ярко и красноречиво показывая, что спасительнее предпочесть: Истину Христова учения или заблуждения человеческой немощи?

В день этого праздника в храмах присутствует множество людей, которых обычно там не увидишь; вроде бы своим посещением они почтили великое церковное торжество, а отсюда и событие, которое через праздник Церковь вспоминает. Но многие ли из них верят в воскресение мертвых? Увы, только небольшая их часть, как показывают наблюдения. А если нет веры в одну из главных истин христианства, то можно ли тогда своим приходом в храм почтить церковный праздник?

А ведь праздник «Вход Господень в Иерусалим» заявляет именно об этой истине - о воскресении из мертвых. Вот тропарь праздника, то есть песнопение, кратко выражающее главное его содержание: «Всеобщее воскресение доказывая прежде Твоего страдания, из мертвых восставил Ты Лазаря, Христе Боже. Поэтому и мы, как отроки, носящие знамение победы, Тебе, победителю смерти, взываем: осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!».

Душе христианина всегда приятно вспоминать об этой удивительной победе Христовой. Во времена земной жизни Сына Божия, Иисуса Христа, в Иудее жил такой реальный человек Лазарь. Господь дружил с ним и его сестрами, любил гостить в их доме. Однажды, в отсутствие Господа, Лазарь тяжело заболел и умер. И когда Иисус Христос пришел в Вифанию, где жил умерший, то нашел его уже четвертый день лежащим во гробе. Иудеи, и даже сестры Лазаря, недоумевали, когда услышали просьбу Христову отвалить камень от входа во гроб, стали отговаривать: мол, уже смердит Лазарь, все-таки четвертый день как уже умер, да еще при такой жаре.

Убрали камень, не ведая, что станут сейчас многие теми счастливцами, удостоившимися увидеть великое торжество Божией славы. «Лазаре, гряди вон» (Ин. 11,43), - воззвал Божественный Гонитель смерти. И множество людей, еще недавно участвовавших в погребении Лазаря, попрощавшихся с ним навсегда, еще не веря происходившему у них на глазах, увидели его вновь живого, освобожденного из узилища смерти.

Это событие потрясло весь Иерусалим и окрестности, говоря современным языком, люди были шокированы. Многие свидетели этого великого чуда уверовали во Христа. Те же, кто не видел, приходили посмотреть на Лазаря, который, как и прежде, разговаривал и вкушал пищу.

Отсюда не стоит удивляться той триумфальной встрече, которую устроил иудейский народ (многие тысячи людей) Господу Иисусу Христу во время Его вхождения в Иерусалим. Таких встреч не удостаивались великие полководцы и императоры того времени. Потому Церковь и вспоминает тот вход Иисуса Христа в Иерусалим посредством церковного праздника, что то торжество встречи Господа Иисуса было чем - то особенным, ни на что не похожим.

Как же были взбешены духовные вожди иудейского народа: старейшины, фарисеи, законоучители во главе с первосвященником. При всех их потугах такое почитание со стороны народа для них было недоступно. Они действительно убоялись, что народ провозгласит Христа царем. Они испугались потерять свое благополучие и власть над народом, почувствовав шаткость своего положения. Тем более, что никак они не могли признать за царя кроткого, милостивого и снисходительного, немногословного, просто одетого Иисуса, Сына плотника из Назарета.

Но Иисус Христос и не собирался становиться земным царем Израиля. Почему же народ этого сильно хотел, забыв про свой обычный страх перед Синедрионом и устроив Ему царскую встречу? Потому что в представлениях любого народа из любой эпохи Иисус Христос был бы идеальным царем, если бы этот народ стал свидетелем того, что совершал Господь на глазах современных Ему иудеев.

В чем нуждается всякий человек более всего? Человек всегда хочет кушать и быть здоровым - вот два «кита», на которых зиждется земное благополучие людей. Господь пятью хлебами насыщал тысячи людей, одним Своим словом исцелял неизлечимые болезни - милостивый, справедливый и всемогущий - что еще надо? Когда же Он посрамил смерть, воскресив из мертвых уже разлагавшегося Лазаря, это событие заставило тысячи иудеев выйти навстречу Ему, уверенных уже в том, что они видят перед собой того Мессию, который восстановит былое могущество Израиля и построит им земной рай.

Но Господь Иисус Христос пришел в Иерусалим на добровольные страдания за род человеческий, чтобы ради мнимого «рая» на земле люди не лишились истинного рая в Его Небесном Царстве. Суемудрствующие иудеи были жестоко разочарованы. И уже они же спустя несколько дней требовали от Пилата: «Распни Его! Распни!» (Лк. 23,21).

Многие наши современники в этот праздник не пойдут встречать Господа в храме. Он им просто не нужен. Для них события, вспоминаемые праздником, сродни сказке. Действительно, в Евангелии на каждой странице мы встречаем вещи, невероятные для безблагодатного ума. Церковь же, называющая ложь смертным грехом, каждое слово евангельское провозглашает неоспоримой истиной. Но, к сожалению, многим людям, зачастую, их заблуждения любезнее Христовой правды.

Почему же есть люди, которые не верят, что жизнь навсегда победит смерть? Может быть, потому, что в них самих чувство вечности жизни подавляется их внутренним нравственным тлением, происходящим от недуховной, плотской жизни? Этот же плотской образ жизни порождает у них немощь разума, который не может вместить, постичь эту великую истину. Некогда Господь Иисус Христос обличал древних сектантов-саддукеев, отрицавших воскресение мертвых: «Вы заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф. 22,29). Под этот суд Христов подпадают и все современные отрицатели истины воскресения мертвых.

Потому так усилилось зло в мире, что люди не имеют перед собой истинной цели земного своего бытия, коей является стяжание жизни вечной в Божием Царстве. Большинство из них живут только для плоти. Но ведь если верить апостолу Павлу, то всякий сеющий в плоть пожинает только тление (Гал. 6,8). Чтобы одолеть смерть внутри себя, человеку необходимо прежде посеять духовные семена в собственном сердце.

https://ruskline.ru/analitika/2015/04/04/prazdnik_v_zawitu_istiny