Праздник Пятидесятницы: что мы празднуем? Дмитрий Ребров
Праздник Святой Троицы, или Пятидесятница, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Этот праздник заключает пасхальный цикл (все последующие недели церковного календаря считаются от него: Первая неделя по Пятидесятнице, Вторая и т. д.) и безусловно занимает ключевое место среди “двунадесятых” (то есть двенадцати важнейших) праздников Православной Церкви. Почему? Попробуем разобраться.
Православный Шавуот
Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано Евангелистом Лукой во второй главе книги Деяний Апостольских, эта книга в каноне Нового Завета следует сразу после четырех Евангелий и по сути продолжает новозаветную историю, с того момента на котором она останавливается в евангельском повествовании, рассказывая, что же произошло с апостолами после Воскресения и Вознесения Христа.
Город Иерусалим и Иерусалимский храм во времена апостолов
Итак, на пятидесятый день после Воскресения Спасителя ученики собрались в Иерусалиме в день иудейской пятидесятницы. В этот день еврейский народ отмечал праздник принятия Моисеем на Синайской горе десяти заповедей и Торы. Евреи празднуют его до сих пор, это один из главных иудейских праздников — Шавуот, (“шавуот” — в переводе с еврейского значит “недели”, тут имеются в виду семь недель прошедшие после Пасхи, то есть 49 дней, на пятидесятый день приходился сам праздник, в 2011 году еврейский Шавуот выпал на 8 июня, а православный на 12-ое: еврейская “пасхалия” и православная не совпадают, так сложилось еще в византийскую эпоху, впрочем в апостольское время нынешнего “зазора” не существовало).
Праздник Шавуот (еврейская пятидесятница) в синагоге
“При наступлении дня Пятидесятницы все они (ученики) были единодушно вместе” — этим замечанием в тексте Деяний открывается рассказ о Пятидесятнице, греческий текст позволяет понимать под местоимением «они» не только апостолов, но и всех верующих во Христа, бывших тогда в Иерусалиме. Ученики ожидают “Духа-Утешителя”, обетованного Учителем накануне крестных страданий. В девятом часу утра (в третьем, по еврейскому исчислению), когда должно быть многие иудеи уже собирались в пойти в Иерусалимский храм для жертвоприношения и молитвы, как повествует автор Деяний, внезапно над домом, где находились апостолы, послышался шум, как будто от бурного ветра.
Интересно, что по замечанию крупнейших православных толкователей: свт. Иоанна Златоуста и св. Феофилакта Болгарского — самого ветра не было, только шум, несшийся сверху вниз, с неба к месту собрания апостолов. За шумом явились разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из апостолов. И шум и пламя — явления духовного порядка, а не физического, своего рода метафоры. Как шум без ветра, так и языки без огня, лишь подобные огненным: «Хорошо говорить, как бы огненные, как бы от несущегося ветра, чтобы ты не помыслил чего-либо чувственного о Духе» — подчеркивает св. Феофилакт.
Явление третей ипостаси — Святого Духа, Христос предрекает ученикам во время его последней беседы с ними, по пути от Сионской горницы, где состоялась Тайная Вечеря к Гефсиманскому саду, месту, где Спасителя арестуют и предадут на муки.
После схождения “огненных языков” апостолы исполняются Святаго Духа и обнаруживают чудесную способность говорить на языках, которых они никогда не знали и не учили, эта внезапная способность — становится видимым знамением и благодатным даром, результатом воздействия Духа на Апостолов. Говорят они “о великих делах Божиих”, “как Дух давал им провещевать”— так пишет “дееписатель” — возможно, речи апостолов были сродни молитвенному экстазу, и очевидно, что эти речи не были обычными беседами, а словами вложенными в уста апостолов Духом Божиим. Свидетелями “глоссолалии” (от греч. glossa - "язык, наречие" и laleo - "говорить, проповедовать") — становятся многие паломники, прибывшие в Иерусалим на праздник из разных стран иудейской диаспоры, они-то и признают в странной речи апостолов “родные им наречия”.
Святой Феофилакт Болгарский так комментирует это странное явление: «Почему дар языков апостолы получили прежде других дарований? — задается вопросом он. — Потому что имели разойтись по всем странам; и как во время столпотворения один язык разделился на многие, так теперь многие языки соединились в одном человеке, и один и тот же человек, по внушению Духа Святого, стал говорить и на персидском, и на римском, и на индийском и на многих других языках».
Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) "Сошествие Святого Духа", нач. XIV
Впрочем, не все “зрители” способны увидеть в поведении апостолов дар Святого Духа, некоторые даже шутят: не пьяны ли ученики? Видя их недоумение, апостол Петр объясняет собравшимся, что в чудесном сошествии Святого Духа исполнилось древнее обетование, данное когда-то через пророка Иоиля: “И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут” (Иоиль 2:28-32).
Настоящий момент, полный столь странных знамений святой апостол понимает как день исполнения этого древнего пророчества. Святой Дух, завершая домостроительство Сына, сообщает ученикам дары, возвещая наступление решающего момента в истории спасения человеческого рода. Сошествие Духа открывает новую эру — эру эсхатологического свершения пророчеств, в целом именно эти соображения и составляют пафос первой проповеди Петра: “Мужи Израильские! Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете. Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили, но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.” Многие, из внимавших этим словам, как то сообщает автор Деяний, уверовавши во Христа, тут же крестились, и к вечеру дня Церковь Христова из скромной общины учеников выросла до 3000 человек. Эти три тысячи стали основой Иерусалимской общины христиан, с которых и начинается история Христианской Церкви. Прибывая в городе, они посещают иудейский храм и “преломляют хлеб” по домам. Это “преломление хлеба” повсеместно совершается в православных храмах до сих пор — его мы знаем как величайшее христианское таинство — Евхаристию. Вероятнее всего верующие иерусалимской общины, разделившись на несколько групп собирались в нескольких местах. (Вряд ли в Иерусалиме тогда можно было найти помещение способное вместить все три тысячи одновременно.) Но между всеми этими общинами существовало самое тесное взаимообщение, сплачивавшее их в одну братскую семью, душою которой были апостолы. Наследники апостолов — епископы и сейчас объединяют поместные общины — приходские храмы в епархии, оставаясь их главами и руководителями.
Апостолы. Современная фреска.
День рожденья Церкви
Праздник Пятидесятницы называют “Днем рождения Церкви” — в этот день община учеников окончательно превращается в Церковь. Безусловно, главные дары Святого Духа заключаются совсем не в чудесном “говорении языками”, а в придании сообществу учеников нового измерения — измерения Духа, действием которого теперь в общине совершаются таинства, а разрозненные ее члены собираются в единое Христово тело. По-своему день Пятидесятницы можно было бы назвать и днем рождения не только Церкви, но и христианского вероучения, днем рождения церковного Предания, которое по меткому замечанию поздних богословов и есть “жизнь Духа Святого в Церкви”. В первые годы после Пятидесятницы еще не существует ни Евангелий, ни апостольских посланий, ни тем более богословских трудов изъясняющих православное вероучение, но единство мистического опыта, единство воздействия Святого Духа объединяет первых учеников. Интересно, что в Церкви существует мнение, соответственно которому, только в момент дарования Духа — ученики, по сути, и проникают в тайну Новозаветной Истории, впервые их духовному взору представляется невыразимая словами глубина тех событий, свидетелями которых лично они стали незадолго до этого. Неизъяснимая в понятиях человеческого языка тайна воплощения и воскресения становится доступна ученикам только через причастие Святого Духа, того самого Духа-Утешителя обетованного Христом. (“Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам” — Ин.14,26). Все недосказанное Христом и недопонятое учениками должен восполнить Дух-Утешитель. По слову св. Феофана Затворника, Святой Дух окончательно открывает и уясняет апостолам тайны Царствия и все христианское учение. “С этого момента апостолы получили сознательное и четкое представление о Боге Отце, Который по любви Своей к людям послал на землю Своего Сына; о Сыне, сошедшем на землю и пострадавшем за весь род человеческий, и о Духе Святом Утешителе, осиявающем Своей благодатию всех, кто готовит себя к восприятию Его” — резюмирует в одной из своих проповедей на день Пятидесятницы архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Православный храм в день праздника Пятидесятницы. По русской традиции полы храма устилаются свежескошенной травой, а иконы украшаются берёзовыми ветвями.
Богослужение Пятидесятницы
События Пятидесятницы происходят в первой половине первого века нашей эры, а когда появляется сам праздник? Историки христианского богослужения теряются в догадках, но по всей видимости очень рано. Уже в третьем веке Пятидесятница становится общераспространенным праздником. Тертуллиан, крупнейший африканский христианский богослов, умерший около 220-240 года пишет своему собеседнику, утверждая преимущество христианских праздников над языческими: “Собери все языческие праздники, расположи их подряд, и они не в состоянии будут наполнить Пятидесятницу” Стало быть, к этому времени сам праздник отмечается уже достаточно широко и торжественно. От четвертого века до нас дошло подробное описание богослужения в день Пятидесятницы в Иерусалимской церкви, а к IX относится первый полный византийский устав праздничного богослужения Пятидесятницы. Современный богослужений чин в нынешнем своем виде, сложился в период с XI по XIII век.
В России на этот праздник принято совершать достаточно специфическое богослужение. По сложившейся практике, сразу после отпуста Литургии царские врата и завеса закрываются, и не смотря на утрене время совершается служба отправляемая обычно на закате солнца — великая вечерня, предваряемая так называемым 9-м часом, обычно читающимся также вечером. Перед великой вечерней полагается трезвон, как в великие праздники. На самой же вечерне читаются коленноприклоненные молитвы о Церкви, спасении всех молящихся и об упокоении душ усопших. По русской традиции, в день праздника Пятидесятницы полы храма устилаются свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями. На Руси праздник Троицы (Пятидесятницы) мыслился как тот день, когда лето сменяет весну, зеленые ветви — символ животворящей силы Святого Духа. На следующий день, в понедельник, русская Церковь отмечает День Святого Духа — особый праздник, посвященный третьему лицу Пресвятой Троицы.
Источник: Нескучный сад
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии