Праздник музыки на руинах веры, или Размышление «о соли, потерявшей силу». Ирина Норман

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

(Записки из французской провинции)

 

 

Праздник музыки 21 июня 2013 г.

Календарное лето приходит во Францию 21 июня – в день солнцестояния, когда ночь бывает самой короткой в году. И уже стало традицией встречать его наступление Праздником музыки, который был установлен 21 июня 1982 года тогдашним министром культуры. По замыслу министра, в этот день музыка должна была звучать по всей стране, поэтому профессиональным и любительским коллективам было предложено являть свое искусство народу, причем совершенно бесплатно. Праздник пришелся ко двору и впоследствии оказался чрезвычайно популярным, ибо давал возможность людям выйти на улицы и объединиться не ради забастовок и манифестаций, а ради радостного оживления и развлечения.

Провинциальный Туар (городок на западе Франции), обычно тихий и малолюдный, в этот вечер оживает, и ночь переходит в утро незаметно.

Прошлогодний праздник мне запомнился жанровым разнообразием: духовая музыка, джаз, рок, французский шансон. Музыка звучала на каждом углу. Исполнители играли на всевозможных инструментах – от простеньких гитар до серьезной дорогостоящей аппаратуры, пели, танцевали, заражая толпу своим весельем. Народ постарше подтанцовывал, окружив артистов, или наблюдал за ними из-за столиков кафе; лихая молодежь, как повсюду, подогревала свой кураж привычными бутылками пива.

Зато в церкви святого Медара царила серьезная музыка: хор исполнял Моцарта. Лица хористов были возвышенны и одухотворенны. И публика здесь была иного рода: солидная, сосредоточенная. Симпатичные старушки и старички, которых редко встретишь на улицах городка. От них так и веяло тем милым французским шармом, который почти канул в лету. Я с удовольствием слушала церковную музыку и хоровое пение. Пели красиво, на разные голоса. Однако я не чувствовала того волнения, с каким слушаешь православный хор, чье пение выворачивает душу, вознося ее к миру горнему. И католическая церковь, с высокими сводами, витражами, статуями вместо иконостаса, казалась мне величественной, но холодной. Здесь было несколько закрытых помещений для исповедей – исповедален. И деревянный инкрустированный амвон – площадка, с которой обычно читается Евангелие, произносятся проповеди и на которую вела винтовая лестница. С одной стороны, удобно и торжественно. С другой – всё это создавало впечатление некоей театральности, по крайней мере для меня. Очевидно, я засмотрелась и задумалась, потому что во время паузы, сделанной хором, одна из пожилых дам вдруг обратилась ко мне:

– Вы англичанка?

– Нет, русская…

– Вот оно как! Здесь не много ваших соотечественников. Тогда мне понятно ваше любопытство.

Я смутилась: в церкви не принято глазеть по сторонам. Однако я ведь не на мессе присутствовала. А словоохотливая старушка вдруг сказала:

– Я была в Москве и в Ленинграде – у вас красивые храмы. Печально, что вам запрещали там молиться…

– Теперь уже не запрещают; наоборот – у нас повсюду возрождаются старые храмы и строятся новые, в которых и крестят, и исповедуют, и причащают. Концертов вот, правда, не проводят…

– Да? Надо же… А у нас в современной церкви уже не исповедуют и проповедей с амвона не читают – это всё в прошлом. Теперь каждый сам за себя решает, – то ли с горечью, то ли с гордостью сказала старушка и отвернулась от меня, чтобы слушать начавшуюся кантату.

Заканчивался праздник после полуночи танцами: возле часовни Жанны д’Арк кружились пары «третьего возраста».

В этом году, вопреки календарным срокам, лето задержалось не на шутку. Дождливо, ветрено, уныло. Вдобавок в середине июня над Туаром пронеслась гроза с градом размером с куриное яйцо. Можно представить, что он натворил, этот ледяной разрушитель! В садах сильно побил плодовые деревья, пробил пластиковые столы и даже крыши сарайчиков… Правда, Туару не следовало бы жаловаться: в юго-западных районах Франции потоками дождя и талых вод, несущихся со склонов Пиренеев, были затоплены целые деревни. Миллионы евро убытков. Так что в этом году было не до праздника, и в Туар прибыли немногие коллективы. Однако праздник состоялся. И музыка на улицах городка звучала, и хор пел, и оркестр охотничьих рожков потрясал своим удивительным искусством. И люди преклонного возраста танцевали, разбившись на пары. Свободные от назидательного пасторского слова.

А меня всё не оставляла мысль: как же так, неужели католики отвернулись от своей веры, ради которой в течение столетий вели такие кровопролитные войны? Я человек православный, таким останусь. И эта сторона французской действительности будто бы не должна меня беспокоить, тем более что меня предупредили: хочешь хранить дружеские отношения с французами – не касайся вопросов религии и политики. Почему? Я задавалась вопросом: почему люди, даже самые великодушные из них, те, что работали со мной в благотворительной организации, были столь неравнодушно безразличны к вопросам веры? Почему при упоминании о Боге они всякий раз удивленно на меня поглядывали? Даже те, кто в свое время учился в католических учебных заведениях. Почему в католических храмах поют, а не исповедуют? И почему они пустеют? Странно, думала я, вроде бы эпоха Реформации, породившая протестантизм внутри католицизма, осталась в далеком прошлом. С чем же связан кризис, разделивший Католическую церковь на традиционную и современную? И чем эти конфессии отличаются друг от друга? Мне хотелось понять, почему разговор на духовные темы стал нежелательным.

С этой целью я решила послушать католическую мессу в часовне замка. Как мне пояснили, эта часовня – единственная! – принадлежала традиционной, а не современной церкви.

Довольно обширная, она походила на католический храм. Справа при входе – чаша с водой, в которой следовало омочить руку, прежде чем совершать крестное знамение. Три ряда скамеек с подставками, на которые молящиеся опускаются на колени. На скамейках лежали книжицы в кожаных переплетах, очевидно с псалмами, и у каждого прихожанина в руках была Библия, из которой они читали вслух по-латыни. А на специальной дощечке был написан порядок чтения во время службы. Народу было немного, но меня удивило количество мужчин и молодых пар, в том числе с детьми. Мужчины в строгих костюмах, мальчики при галстучках. Очень растрогала одна молодая женщина, которая взяла крохотную ручонку своего 5–6-месячного малыша и перекрестила ею его лобик. Службу (она продолжалась чуть больше часа) вел единственный священник, ему помогали шесть мальчиков. В начале мессы они довольно торжественно прошествовали с крестом, облаченные в белые одежды с красными накидками. Несколько мужчин пели с листов на латыни в сопровождении электронного органа. Алтарной перегородки в католических храмах нет, и священник совершал богослужение открыто, но стоя спиной к присутствующим. Согласно древней практике, как бы возглавляя верующих в их молитве к Богу. И хотя причастие мне показалось слишком обыденным, скажу честно: строгая простота службы мне понравилась. И было стыдно, что, отправляясь на нее, пусть из любопытства, я даже не удосужилась взять платок, чтобы повязать на голову. Так и стояла с непокрытой головой и в брюках – пугалом для верующих – в ожидании священника, исповедующего прихожан. Исповедующего после причастия и мессы!

Прихожане выходили после службы радостными, все улыбались и здоровались со мной. Некоторые останавливались, чтобы ответить на мои вопросы.

– Ничего удивительного, что исповедуемся после причастия, – объясняли они мне, – у нас ведь всего два кюре на несколько приходов.

– В современной церкви не молятся по-прежнему, а скорее концерты устраивают да на электрогитарах играют, чтобы молодежь привлечь.

– Латынь там отменили, а ведь это сакральный язык литургии!

– Священник к Богу спиной повернулся и стоит лицом к прихожанам, чтобы богослужение стало понятнее и не слишком их утомляло.

– В современной церкви нет постов, теперь постятся лишь один день в году – в Страстную пятницу, да и то нестрого.

– Исповедей там не проводят. Считается, что только в смертном грехе нужно исповедоваться в присутствии священника, а в простых прегрешениях можно самим со своей совестью разобраться и никаких посредников не требуется.

Потом из разговора с настоятелем я узнала, что разделение Католической церкви началось после II Ватиканского собора. В 1969 году папой Павлом VI был проведен ряд реформ с целью ее обновления, осовременивания. Церковь, которой надлежало вести за собой мирян, направлять их в духовных вопросах, начала опрощаться, заигрывать с миром, подстраиваться под его вкусы и пристрастия, тем самым предавая свои высокие ориентиры. Однако, отменив правила, которые требовали наибольших усилий не только от прихожан, но и от священников, реформаторы добились совершенно противоположных результатов, чем те, к которым стремились. Прежде всего, огромного оттока духовенства и монашества из лона Католической церкви и религиозной индифферентности большей части населения.

Против нововведений выступил архиепископ Марсель Лефевр, призывая паству хранить верность традициям католической веры. Он объявил реформы «величайшей катастрофой», за что был предан анафеме. Таким образом, с середины XX века в католическом мире образовался глубокий церковный и одновременно духовный раскол, а за ним последовал и кризис веры.

Но, как говорят, лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать. Поэтому для получения более полной информации я отправилась и на современную службу. В Туаре было три церкви, где она проводилась, причем одна построена в 60-е годы прошлого века. Службы проводились двумя священниками, которые едва успевали: в субботу вечером и в воскресенье в 9:30 и в 11 часов. Увы, современная церковь тоже остро нуждалась в священстве.

Недавно построенный храм больше походил на аудиторию, и только Распятие на центральной стене говорило о его предназначении. Было шумновато, как будто люди пришли на собрание, а не в церковь. И я опять отличалась от остальных прихожан, на этот раз одевшись соответственно требованию.   

Современную мессу, действительно, трудно было назвать таковой, она даже отдаленно не напоминала традиционное католическое богослужение. И начали ее не священники, которые скромно прошли мимо прихожан, а… дирижер. Он взмахнул руками – и зал запел, как отлаженный оркестр. Периодически на сцену выходили некоторые прихожане, чтобы зачитать какой-нибудь отрывок, отнюдь не из Евангелия. Люди пели и читали пасторальные тексты. Кроме того, у каждого была брошюра с портретом папы и напечатанными в ней ежедневными мессами «Молимся в церкви» (ежемесячно эти книжечки покупаются в магазине, как мне потом объяснили). У меня начало складываться впечатление, что я присутствую на концерте, где действия священника и диакона были включены в общий сценарий. И всё-таки отрывок из Евангелия прозвучал – это была 11-я глава из Евангелия от Луки. И диакон прочитал через микрофон с листа проповедь о том, как надо молиться. Боюсь оскорбить чувства верующих и прошу прощения, но о таинстве Евхаристии мне даже неловко писать. Закончилось богослужение вынесением благодарности участникам и дружными аплодисментами.

Что остается добавить к сказанному?

То, что христианство во Франции заметно теснится другими религиями. Очевидно, это естественное следствие, если храмы становятся ареной для развлечений. Если церковь идет на поводу у секулярного мира и мышления. Если она превращается в своего рода общественную организацию, которая занимается лишь насущными земными проблемами. И оставляет человека один на один со своими страстями.

Когда человек полагается только на себя в уверенности, что сам, без Бога, может распоряжаться своей жизнью, Бог оставляет его без Своего попечительства. Не благословляет его. И тогда худо приходится человеку, народу, государству.

Но еще хуже, когда церковь, ролью своей определенная для созидания веры, добра, любви, правды в душах людей, своими действиями вносит сумятицу в их сознание, провозглашая относительность истин. Свободу и господство человеческого разума. Освобождение от сдерживающего человека закона Божия.

И тогда, по словам Христа, если соль потеряет силу, она уже ни к чему не годится, «как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5: 13).

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/63388.htm