Праздник, которого нет. Андрей Зайцев
Одни считают этот праздник днем независимости, другие — днем России, но для абсолютного большинства людей это просто лишний выходной. Мы установили своеобразный рекорд: 20 лет празднуем либо признание суверенитета России, либо выборы первого ее президента. Суть дела от этого не меняется — это день пустоты.
Конечно, существует страна по имени Российская Федерация, но вести отсчет времени ее существования с 1990 года не могут даже хоккейные болельщики, поскольку сборной России в тот момент еще не существовало. Россия как государство — это страна с более чем тысячелетней историей, в которой были свои взлеты и падения, свои победы и трагедии. В настоящей истории нельзя обнулять периоды или придумывать альтернативные версии развития событий. Нельзя зачеркнуть СССР и сказать, что Россия с 1990 года — это правопреемница только Российской империи, а 70 с небольшим лет нашей истории мы просто вычеркиваем. Такое плевание в собственное прошлое моментально приносит плоды: сейчас некоторые говорят о «лихих девяностых», лет через 20 придумают эпитет и для нашего времени, но все эти попытки свидетельствуют только об одном — о глубокой исторической болезни. О желании зачеркнуть «неудачные» периоды жизни собственной страны, исходя из своих внутренних политических, идеологических или эстетических установок. Наверное, это и есть главный и печальный итог жизни в новой России: «Мы живем, под собою не чуя страны».
В 90-е годы прошлого столетия казалось, что стоит убрать всех коммунистов из власти, разогнать КГБ и построить рыночную экономику, как все у нас в жизни наладится. В 1991 году я был подростком, но я помню карикатуру в одной из газет того времени. На ней был изображен Борис Ельцин в окружении диковинных продуктов и техники, говорящий, что нужно потерпеть несколько месяцев, как все наладится. Вот это стремление решить любые сложные проблемы Родины за 500 дней, разговоры о том, что все будет хорошо, когда умрут старики, которые не представляют себе как жить вне СССР, и есть одно из самых главных «достижений» двух десятилетий.
Мы с большой готовностью приносим в жертвы сиюминутным выгодам целые эпохи и людей, говорим о том, что, если народ не хочет выбирать ценности американской демократии и голосует за бывшего сотрудника КГБ, то этот народ — быдло, которому нужно насильно прививать другие представления о жизни. В природе не существует единственно правильного понимания истории, только одной спасительной формы правления или государственного устройства. В истории существует человек, который думает, страдает, создает семьи, строит города, а затем умирает. Этот человек хочет, чтобы его уважали, хочет, чтобы не смеялись над историей его Родины, а попытались ее понять. Он не представляет себе историю в виде торта с розочками, но он не готов и выбрасывать огромные периоды жизни собственной страны, и вычеркивать несколько поколений своих предков. Рассматривая историю страны как кладовку, из которой можно в нужный момент достать одни нужные символы и подальше засунуть лишние воспоминания, мы убиваем собственную цивилизацию. Нельзя все время говорить людям, что они прожили жизнь зря, что их мечты, надежды, эмоции — лишь материал для беспринципных политиков, которые делают на этом свой капитал. Это касается не только отношению к советскому периоду, но и к жизни в новой России. 90-е годы прошлого столетия были разные, у каждого человека сложился свой образ этого времени, и никто не вправе требовать от него повернуть время вспять или, напротив, забыть про это десятилетие.
Мы и так слишком много забыли за 20 лет: забыли о том, что люди — главное богатство любой страны, о том, что постоянное нагнетание агрессии, желание построить светлое будущее лишь на обломках темного прошлого полностью убивает настоящее. В России люди не живут, а ожидают чуда. Мы привыкли говорить о том, что, может быть, наши внуки доживут до того периода, когда в России все будет хорошо. В социальных сетях некоторые ставят статус «в 2024 году мне будет столько–то лет». Получается, что мы самостоятельно вычеркиваем в своем сознании огромные периоды нашей жизни, заранее говорим себе, что в ближайшее время будет только хуже. Мы постоянно ждем катастрофы, единственным выходом из которой видим насилие над историей. В прошлом столетии в России уже было достаточно насилия и крутых переломов, а потому 12 июня — это повод подумать о том, как изменить собственное сознание.
Так получилось, что человеческая жизнь очень коротка, и не стоит ее тратить на борьбу с историей и современностью собственной страны. Митрополит Антоний Сурожский называл одной из самых больших бед человека — невозможность побыть в настоящем. По словам владыки, мы так жаждем перескочить из прошлого в будущее, что постоянно обкрадываем себя, живем так, словно пишем черновик собственной жизни в надежде, что потом мы проживем настоящую жизнь. Однако ни у человека, ни у страны не бывает второй жизни и второй истории, а потому стоит иногда отвлекаться от борьбы всех против всех и осознать, что история страны, как и история рода не начинается на нас, и, надеюсь, нами не кончится. Поэтому нужно перестать вычеркивать прошлое и мечтать о будущем, а наконец зажить настоящим, решая реальные проблемы в реальных обстоятельствах, а не выдумывая себе сладких или страшных мифов, с которыми и за которые можно бороться всю жизнь. При таком подходе есть опасность узнать, что всю жизнь ты боролся с ветряными мельницами или выдумывал себе несуществующие праздники.
Источник: Татьянин день
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии