ПРАЗДНИК КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Иеромонах Силуан (Межинский)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Один в поле не воин». Так гласит русская пословица. И ей вторит запад, который не нашел ничего более умного, как повторить такими словами эту нашу мудрость народную: один человек — ни один человек. Вот так все просто.

Но мы, живущие в нашей стране, уже давно живем в совершенно другой русской пословице. Звучит она так: «И один в поле воин, если он по-русски скроен».  Если я вру, тогда посмотрите на всю жизнь нашей России, как она живет, сколько таких случаев.  И вот даже недавний случай, все вы слышали, как воин Александр погиб, вызвав огонь на себя.

Мы не будем говорить об этом, потому что сегодня праздник иконы Казанской Божьей Матери. Мы вспоминаем чудесное спасение матушки нашей Руси.

4-го ноября 1612 года, когда наша святая земля была захвачена польскими захватчиками, благодаря тому, что перед этим в течение более десяти лет наша Россия была подвержена страшным смутам. Мы все прекрасно знаем эту историю.

Почему я начал с этого? Потому что русский человек — не надо обижаться людям других национальностей, это не национальность. Русский человек, когда говорят так в мире, то подразумевают, что это верующий в Святую Троицу человек, живущий в православной России. Поэтому именно это слово «русский» характеризуется именно наличием у него веры.

Да, конечно, мы скажем, что вокруг нас живут люди, которые не живут так. Но не на них ровняется человечество, чтобы вы как раз обратили на это внимание. Да, вокруг нас много предателей, много людей, которые живут ради себя, ради своих удовольствий. Но не ими сильна Русь.

А сильна она именно теми людьми, которые составляют ее ядро, то есть ее сердцевину. Это верующие люди во Святую Троицу, которые живут этой верой и, не стесняясь, говорят об это всему миру. Поэтому нас не то что ненавидит, нас боится весь остальной мир. И думать, что будет когда-то по-другому — это ошибка. Этого не будет никогда, потому что мы все знаем, что в мире правит сатана. Но над кем он правит? Над теми, кто ему служит, и кто его боится.

А кто его не боится, кто во время таинства святого крещения получает имя «новоизбранный воин Христов», и неважно девочка ты или мальчик, то все мы новоизбранные воины Христовы. То есть наша война не с людьми, а с духами поднебесными. И об этом мы, русские, всегда помним. И неважно русские ли мы узбеки, таджики, татары или казахи. Я всех видел  таких людей, которые в армии говорят, что даже за границей он говорит не говорит: я узбек, а говорит: я русский узбек. Я удивлялся, почему они так говорят...

Оказывается, все себя хотят причислить к русскому миру, потому что русский мир это Божий мир, потому что настолько наш народ, славяне, приняли эту веру, что она сроднилась им. Да можно сказать, что мы никогда не переставали верить в Бога. Народ наш древний, наши предки, они все были богобоязненные. И поэтому нам очень легко было принять эту веру правильную, истинную, потому что мы уже в душе жили так, как нам пришли и сказали учителя веры. Мы уже жили так, поэтому нам было очень легко.

И вот, таким человеком в далеком 1612-ом году, который объединил вокруг себя русский мир, стал простой новгородский купец, торгующий мясом, Кузьма Минин Сухорук. Чтобы вы знали, на самом деле его фамилия не Минин была. Его фамилия была Сухорук. А за то, что он сделал, он получил награду. То есть его отчество Минин (Минин сын). Он получил награду от первого царя из Романовых, который взошел на престол. Он ему даровал ему новую фамилию — Минин именно за тот подвиг, который он совершил. И он вышел с таким призывом, не дословным: Встанем за святую Русь, за дом Пречистой Богородицы, и всем, что нам дорого, пожертвуем и освободим наше Отечество. И на этот призыв откликнулись не только нижегородцы, но и Коломна, Рязань, Казань и другие русские города.

Второе народное ополчение, которое было собрано Мининым и князем Пожарским, вставшем во главе нашего нового русского ополчения, завоевало победу, память которой мы с вами сегодня празднуем. Войска подошли к Москве 20-го августа, и началась осада Кремля, в котором засели польские захватчики. А возглавлял это ополчение чудотворный образ Казанской иконы Божьей Матери, обретенной всего лишь 30 лет назад и подаренный Пожарскому казаками. Осада продолжалась два месяца.

Когда наши войска уже теряли уверенность в своих силах, и надежда на освобождение Москвы становилась все меньше, и казалось, что дух русского воинства сломлен, в этом горестном положении опять случилось чудо. Явилась Божья Матерь и явился преподобный Сергий Радонежский и сказал, что завтра же Москва будет в руках осаждающих, а Россия будет спасена. Епископ Арсений, которому явился преподобный Сергий, довел это всем нашим войскам. И эта невероятно радостная весть проникла во все ряды наших ополченцев. Их сердца преисполнились мужеством и отвагой так, что на следующий день с упованием на помощь Заступницы Царицы Небесной русские устремились на поляков, и Китай-город был взят.

А через три дня поляки сами вышли из Кремля, поняв, что им не удержать натиск русского оружия. Так это было зафиксировано в летописи такими словами: Иконою Казанскою Пресвятой Богородицею 22-го октября была первовзята круглая башня Китай-город. То есть не русский народ, а Божья Матерь взяла приступом этот Китай-город с поляками. И через три дня народные дружины торжественно Крестным ходом направились в Кремль, неся икону Казанской Божьей Матери. На Лобное место был совершен Крестный ход с молебном. И встретились они с архиепископом Арсением, который нес из Кремля Владимирскую икону Божьей Матери, бывшую в плену. Было совершено богослужение. Все русские люди с сердечной радостью воздавали благодарение Богу и Его Пречистой Матери за избавление от всех этих бедствий.

Как видим, дорогие братья и сестры, основной причиной спасения страны от погибели явилась наша твердая православная вера, и ни что иное.

Когда надежды на человеческие силы уже не было, тогда все истинные сыны Церкви и Отечества возложили на себя трехдневный пост перед битвой. И молитва их была услышана. Поэтому чтобы не происходило рядом с нами, чтобы ни говорили люди, что все пропало, это неправда. Это может быть где-то в другой стране мира, что все пропало, а у нас, если есть хотя бы один человек, который живет с упованием на милость Божию и на заступничество Божьей Матери, Которая не где-то там далеко-далеко, а Она здесь среди нас. И поэтому все наши молитвы обращены к Ней, потому что мы знаем, что Она среди нас, что Она любит нас. Как говорили все святые: Россия — это дом Пресвятой Богородицы, это Ее удел, потому что мы храним веру православную. Какая еще страна в мире хранит веру православную так, как мы? Где почитают  Божью Матерь так, как у нас (это без обид для всех)?

Семьдесят лет безбожия, и кто как не русские женщины наши, не в честь мужикам нашим, которые жили у нас, а именно женщины! Я просто видел, кто стоял в храмах в 60–70-ых годах. Женщины, белые платочки, как говорят. Белые платочки спасли Русь своими молитвами к Пресвятой нашей Богородице. Они обращались, умоляли за своих мужей, которые где-то струсили, где-то переступили через свою совесть. А они, женщины, не предали Божью Матерь. И за их святые молитвы Россия спасена и идет дальше своим великим путем.

А главный наш путь — хранить веру православную. И нам всем надо крепко держаться того пути, которым шли наши православные предки, который указал нам Иисус Христос и который указывает наша православная Церковь. И вот даже нынешние власти, посмотрите, что они сделали. Именно сегодняшний день они назначили днем народного единства.

Для людей, которые не верят в Бога, это как бы единство всех людей. А для нас это четкий такой показатель, что весь мир это признает, что мы едины с Богом. А народ, который един с Богом, трудно победить. И не то, что трудно, его невозможно победить. И все силы врага нашего направлены на то, чтобы отступить от этого пути, от этого завета со Христом. И враг видит, что мы имеем единую веру в Бога, и нас невозможно победить.

И поэтому сейчас очень много таких разных новостей, и развернуты компании всеми, кому только можно, против русской православной Церкви, против иерархов нашей Церкви, против священоначалия и против вообще христианского образа жизни. Не мне об этом вам говорить. Вы все это прекрасно видите, что творится вокруг вас.

А наша задача — сохранять веру в нашем единстве с Богом, в любви и единении. Как написано в Священном Писании: «Будьте единомысленны». Такую заповедь оставил нам Христос. И вот сохранить единство Церкви — это наша основная задача, ибо как только нарушится это единство, все общество, а не только мы, весь мир погрузится в хаос.

Поэтому вознесем сегодня и дальше будем возносить наши усиленные молитвы Божьей Матери, чтобы не оставила Она нас своей помощью. И будем помнить твердо все уроки нашей истории. Аминь.

https://www.optina.ru/sermon/kazansk_ik17/