Православные против установки на площади в Харькове скульптуры с изображением языческой богини. Игорь Голиков

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Игорь Голиков

Sep. 22nd, 2011

Москва. 22 сентября. ИНТЕРФАКС - На реконструируемой площади Конституции в Харькове планируют установить 12-метровую скульптуру с изображением древнегреческой богини Ники на шаре.

Как сообщили "Интерфакс-Религия" в четверг в местной православной организации "Русь Триединая", ее активисты предлагали установить там памятник Покрова Пресвятой Богородицы и Слобожанским Святым, но этот проект отклонили.

 

Проект памятника Покрову Пресвятой Богородицы и Слобожанским Святым городские власти отклонили.

Они указывали на то, что Свято-Покровский монастырь рядом с площадью является духовной доминантой города, поэтому установка памятника перед монастырем идейно и композиционно обоснованна.
В организации указали на то, что у многих харьковчан языческая богиня Ника, олицетворяющая независимую Украину, вызвала ассоциации, "которые никак не вяжутся с победными реляциями".

Языческую статую хотят водрузить перед входом в Свято-Покровский монастырь

"Во-первых, не совсем понятно, что это за победа и кого над кем? Если факт независимости Украины воспринимать как победу, то за двадцать лет должны созреть очевидные плоды этого события. Ведь "всякое дерево познается по плодам". Может нам за это время удалось победить безработицу, массовое обнищание народа или демографический спад?" - задали вопрос в "Руси Триединой".

Православные указали на то, что в скульптуре налицо совмещение двух языческих божеств: "обычно на шаре изображается слепая и капризная Фортуна, которая неожиданно возносит человека, а потом низвергает и давит поверженную жертву колесом".

"Похоже, этот памятник отражает восприятие жизни узкой группы людей как победу в некой игре. Но если вглядеться, то мы видим, как непрочна может быть эта победа. Уж крайне неустойчива Ника, подпрыгнувшая на шаре. Если мы продолжим ее движение, то после такого прыжка на шаре падение неминуемо. Скульптор зафиксировал одно мгновение, но если мы отобразим последующее мгновение, то оно будет не столь радужным и веселым. Мы увидим, как беспечная хрупкая богиня Ника-Украина раздавлена тяжелым шаром", - подытожили в организации.

Комментарий. Как человек, для которого Харьков является практически родным городом, не могу молчать. Тем более, что моя Alma mater, Харьковский государственный университет искусств им.И.П.Котляревского (более известный миру как Харьковская консерватория) находится как раз на этой самой площади Конституции, окна классов вокального факультета, где я учился, смотрят прямо на здание Исторического музея. Напомню, что покойный владыка Никодим был не просто почётным профессором нашего ВУЗа, но оказывал огромное влияние как на преподавателей, так и на студентов, некоторые из которых (например-дипломант международных конкурсов Евгений Лисицкий) стали священнослужителями.
После демонтажа уродливого памятника Советам, который харьковчане ещё с советских времен называли не иначе, как "пятеро из ломбарда несут холодильник" (в здании Исторического музея раньше располагался городской ломбард), местные власти решили установить прямо напротив Свято-Покровского монастыря, резиденции правящего архиерея Харьковской  епархии языческий памятник.

Снесённый памятник Советам ("пятеро из ломбарда несут холодильник"), на заднем плане-здание Исторического музея (бывший ломбард).


Но этим не ограничились. Само здание Исторического музея решено перекрасить в жёлтый цвет, а над ним возвести конструкцию, стилизованную под иудейский шалаш сукка,  возводимый представителями этой мировой религии на праздник Суккот:

Да, роль еврейского народа в развитии и жизни Харькова нельзя преуменьшать.
Тем не менее Харьков-мегаполис с преимущественно православным населением . Но ведь иудеи имеют в Харькове полную свободу исповедания своей религии. Мало того, дружелюбному отношению  православных харьковчан к инаковерующим позавидует любой другой украинский город.
Но иудейская и языческая символика рядом со Свято-Покровским монастырём будет неизбежно провоцировать межконфессиональные конфликты.
В Харькове, где православные являются доминирующей конфессией, сложились замечательные традиции веротерпимости. И вот сейчас городские власти своими непродуманными действиями могут спровоцировать межрелигиозный конфликт, установив перед православным монастырём языческие и иудейские символы, что непременно вызовет возмущение православных.
Зачем искусственно, на пустом месте провоцировать межконфессиональную напряжённость, сталкивать православных харьковчан и представителей других конфессий? Понравится ли иудеям, если мы возле хоральной синагоги установим поклонный крест?
При всём уважении к иноверным традициям следует отметить, что наиболее оптимальное место для размещения иудейской символики-это как раз пустырь в начале Пушкинской, возле харьковской хоральной синагоги.

  


Харьковская хоральная синагога

    Кстати, хоральная синагога УЖЕ является одной из архитектурных доминант в православном Харькове. Стоит ли и далее натягивать эту струну? Стоит ли спонсорам проекта самоутверждаться за счёт православного большинства жителей города?
Кроме того, средства, предназначенные на авантюру с возведением иудейского "шалаша" над Историческим музеем и языческой скульптуры напротив православного монастыря, стоило бы потратить на завершение ремонта здания и обустройство прилегающей территории, которую много лет назад облюбовали харьковские бомжи.

Призываю власти Харькова вернуться к вопросу о сооружении перед Свято-Покровским монастырём памятника Всем Святым Слобожанского края. 

http://consigliere-rpc.livejournal.com/?skip=10