Православное отношение к Фатимскому явлению. Диакон Георгий Максимов
Святые отцы Церкви признавали, что чудесные явления, опыт сверхъестественного есть не только в Православной Церкви, но и в других исповеданиях. Отношение к ним определялось исходя из библейского понимания, согласно которому не все чудеса - от Бога, но бывают чудеса, совершаемые силой диавола, ибо ради соблазнения людей иногда «сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор. 11:14). Уже в описании состязания Моисея с египетскими чародеями (см.: Исх. 7:10-12) показывается, что чудеса язычников не от Бога; подробно говорится о чудесах, которые диавол совершит во время антихриста (см.: Откр. 13:11-14).
Прп. Иоанн Кассиан писал, что «весьма часто люди, развращенные умом и противники веры… изгоняют демонов и творят великие чудеса, так что даже сила исцелений исходит иногда от недостойных и грешных. Исцеления такого рода бывают по обольщению и ухищрению демонов. Человек, преданный явным порокам, может производить иногда удивительные действа. Через это увлекаются к подражанию его порокам и нечестию и открывается пространный путь уничижения и поношения святости христианской религии» .
Диавол совершает чудеса в ложных религиях и еретических церквах для того, чтобы удержать в этих заблуждениях их приверженцев, а также, насколько возможно, привлечь к этим заблуждениям православных христиан.
Так называемые Фатимские чудеса критически исследовали многие православные авторы, в частности, иеродиакон Макарий (Петанов), диакон Алексей Старицын, В. Мельников и отмечали крайне сомнительный характер этих чудес.
|
|
Действительно, это явление всемерно поддерживает католицизм, почему и неудивительно активное пропагандирование католиками Фатимских событий. Та «дама», которая в начале ХХ века являлась трем португальским пастушкам, вполне признавала примат папы римского и его притязания на всемирную духовную власть, когда говорила, что именно от него зависит – посвящать те или иные страны, в частности, Россию, Богородице, эта «дама» прямо исповедовала католический догмат о чистилище, говорила о спасительности римо-католицизма, поддерживала и насаждала католический «Культ Непорочного Сердца» и практику молитв по Розарию, явившийся «ангел» причащал детей опресноками и излагал кощунственную мысль о том, что дети должны приносить искупительные жертвы за грехи неверующих.
Нет сомнения, что по предсказанию «Дамы» имело место настоящее чудо, которое в 1917 г. видели одновременно несколько тысяч человек, в числе которых были и неверующие. Но, обратившись к описаниям очевидцев, в этом массовом чуде мы не увидим ничего похожего на чудеса Божии. Все истинные чудеса, описанные в Евангелии и житиях святых, имели явное духовно-нравственное значение. Но какой смысл, какое назидание, какая духовная польза, какое свидетельство о Христе в том, что солнце стало перламутровым, деревья окрасились в фиолетовый цвет, а люди – в желтый, и что некий светящийся объект быстро перемещался в небе? Что Христового в этих, безусловно, необычных цветовых и световых эффектах? Ничего. Неудивительно, что некоторые православные авторы называли данное массовое фатимское чудо одной из репетиций антихристовых чудес. Примечательно, что в определенный период сами дети испытывали сомнение в том, что им являлись именно Богородица и ангелы, после явлений они испытывали сильное физическое и душевное изнеможение, порой отчаяние.
Что же касается пророчеств о победе коммунизма в России и гонениях на христиан, которые будто бы изрекла «Дама», то следует иметь в виду, что записаны они были впервые в 1936 году, через девятнадцать лет после того как якобы были услышаны.
Несообразностей, связанных с явлениями «Дамы», которая долгое время никак не называла себя детям, было столь много, что католический священник, первым услышавший о них, отнесся к этой истории с большим подозрением. Но довольно быстро (уже через два года в лице местного епископа) римо-католическая иерархия признала эти чудеса и стала активно поддерживать их культ, ведь, несмотря на некоторые несообразности, в целом вся эта Фатимская акция настраивала местных католиков быть более усердными приверженцами католицизма (что было очень важно для Португалии того времени), а русских людей должна была приучать к мысли, что Богородица именно через Римо-католическую церковь являет свое попечение о России, что вполне соответствовало политике Ватикана, проводимой в ХХ веке.
Как отмечал отец Тихон (Шевкунов), «целью всего почти 100-летнего Фатимского действа… представляется очередная попытка подчинения России Римскому папе. Во всяком случае все трактовки так называемых "Фатимских тайн" сводились именно к этому».
1. Прп. Иоанн Кассиан. Писания. М., 1993. Сс. 440, 444.
Источник: Радонеж
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии