Православная газета "РУСЬ ДЕРЖАВНАЯ": "Мир без Бога - мир господства страстей и эгоизма"

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Всеволд Чаплин

30 и 31 мая этого года в Астане состоялся IV съезд лидеров мировых традиционных религий. В нем приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил, представители Константинопольской, Грузинской, Румынской, Чешских земель и Словакии, Американской Православных Церквей.

Уже в четвертый раз Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев собирает представителей традиционных религиозных общин из разных стран мира, в первую очередь с постсоветского пространства - из исторической Руси, - чтобы поднять такие непростые темы, как псевдорелигиозный экстремизм и терроризм, межнациональные конфликты, отношение к преподаванию в школах и вузах знаний о религии, участие в жизни религиозных объединений и общества женщин и молодежи.

Эти съезды не имеют ничего общего с попытками создать некую единую всемирную религию, поэкспериментировать с сомнительными обрядовыми действами.

Представители разных религиозных традиций встречаются для того, чтобы ответить на общие вызовы, главным из которых на сегодня является вызов агрессивного секуляризма.

Выступая на съезде, Святейший Патриарх Кирилл сказал: "Вера может помочь человеку распознать правильные и неправильные цели. Она дает личности потенциал самореализации, но в то же время показывает человеку тот предел, за которым утрачивается смысл жизни человека, его достоинство, да и само понятие "человек".

Сохранение настоящей свободы личности, свободы от порабощения пороками, и реализация вечного предназначения человека - вот каков долг религии в нынешнем мире.

Атеистическая модель развития народов потерпела крах вместе с идеологиями ХХ века. История этого столетия показала, что удалить религию из общества - значит, удалить и мораль, удалить сердце. Если общество, в котором обычно большинство составляют верующие люди, почему-то объявляется тотально "светским", если религию пытаются загнать в гетто, отделив от социальных процессов, то повторяют провалившуюся попытку государств с господствовавшей атеистической идеологией. Вот почему опрометчивыми, даже нереалистичными в сегодняшнем мире выглядят аналогичные попытки. Они провалятся так же, как провалился грандиозный проект государственного атеизма".

В 1970-1980-е годы прошлого столетия некоторые либеральные богословы, общественные деятели и даже бизнесмены на Западе пытались пропагандировать отказ религий от претензий на истину, объединение их вокруг чисто утилитарных ценностей: идеологии потребительства, унификации людей, народов и культур, обслуживания обывательской трактовки социальной гармонии.

Но такое объединение, как мы хорошо знаем, ведет лишь к еще большему разделению. По-настоящему верующие люди не приняли его. Поддерживая диалог с представителями других вер и убеждений, мы не отказываемся от утверждения истинности Православия, от того, что сказал Господь о Себе: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14, 6).

Мы не считаем, что все пути ведут к истинному Богу. Мы убеждены, что учение о Боге может быть правильным, а может быть ложным. Тем не менее, мы живем в мире, в котором присутствуют люди разных вер. Гомогенных в религиозном отношении обществ в мире практически не осталось.

Поэтому нам нужно выстраивать отношения с верующими других религий хотя бы ради того, чтобы противники любого присутствия религии в жизни общества не стравливали бы нас друг с другом, а потом не начали бы "мирить", предлагая опять же отказаться от истины и прийти к идеям толерантности и политкорректности, практически исключающим полноценное исповедание православной веры, которое предполагает учение о единственности истины.

Религия включает в себя не только молитвенную практику, ритуалы и вероучительные тексты. Она предполагает и определенный социальный идеал, определенную модель устройства жизни человека, семьи, общества. Секулярный идеал также имеет свою социальную модель, но она не может быть монопольной. Все большее число людей это понимает. И значит, нам предстоят подчас непростые, но неизбежные диалоги с инаковерующими и неверующими, в том числе по вопросам общественного устройства, развития экономики, международных отношений - всех тех сфер, в которых Бог с дьяволом борются за сердце человека, говоря словами нашего великого писателя.

Среди тем, которые обсуждались, была тема религиозного вакуума, который порождает уход людей в псевдорелигиозный экстремизм. Единственным путем преодоления этой проблемы является обеспечение свободного и максимально активного изучения людьми собственной религиозной традиции, которая по определению всегда включает в себя опыт совместной жизни с представителями других вер и убеждений.

Об этом в итоговом обращении съезда по предложению Русской православной Церкви сказано следующее: "Современная молодежь с ранних лет должна иметь право приобретать основательные знания о своей собственной религиозной традиции, так же как они учат родной язык, историю, культуру. При этом мы убеждены, что человек, знающий свою религию, никогда не будет пренебрежительно относиться к вере других людей".

Вакуум в духовной сфере опасен и губителен. Будем надеяться, что его не будут ни искусственно поддерживать, ни заполнять деструктивными влияниями. Верующим людям нужно мощно, во всеуслышание вновь и вновь говорить о том, что воспитание юных поколений - это органичная часть жизни религиозных общин.

протоиерей Всеволод ЧАПЛИН,
глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества
Июнь 2012 г.

http://www.interfax-religion.ru/?act=print&div=14781