Православие в странах Бенилюкс. Часть 1. Миссионеры и просветители

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Свт. Серватий Тонгеренский

Термин «страны Бенилюкс» обозначает исторический регион северо-западной Европы, объединяющий нынешние государства Бельгию, Люксембург и Нидерланды. Название Бенилюкс образовано из начальных букв наименований этих трех стран-соседей. Все три в основном расположены на прибрежных низменностях; их роднит и географическая близость, и общая история, несмотря на некоторые различия в языках и культурах. Исторические регионы Валлония, Фландрия и Брабант, среди прочих, были теми землями, на которых развивались эти народы с богатой и самобытной культурой. 

Карта стран Бенилюкс с указанием основных городов

Ниже предлагаем читателям краткий обзор истории Православия в этом уникальном регионе Европы. К сожалению, как и в случае с остальной Западной Европой, историю христианства на этих землях многие привыкли рассматривать лишь в контексте II тысячелетия – времени после Великого раскола. Тем не менее, как и в остальных частях Европы, история Православия в государствах, которые мы называем странами Бенилюкс, очень древняя и священная, и началась она еще во времена Римской Империи, а продолжалась практически вплоть до трагического раскола XI века. Основное внимание нами будет уделено кратким жизнеописаниям святых этого региона, ибо именно благодаря им в этих землях Евангелие было проповедано и веками воплощалось в жизнь.

Чтобы по-настоящему узнать православную историю любого народа, нужно в первую очередь изучить его святых. И страны Бенилюкс не являются исключением.

Самые ранние святые: Святитель Мартин Тонгеренский († ок. 350; память: 21 июня), Святитель Серватий Тонгеренский († 384; память: 13 мая)

Свт. Мартин Тонгеренский

Поскольку Тонгерен (Tongeren, Tongres) является старейшим городом Бельгии и в древние времена был единственным римским административным центром на этой земле, логично, что два самых ранних святых региона связаны именно с этим городом. Во времена Римской Империи он назывался Тунгрорум и был административным центром округа Цивитас Тунгрорум. В то время здесь доминировала группа племен под общим названием тунгри, от которых город и район получили свое название.

Двое святых IV века связаны с этим городом и регионом. Однако очень мало сведений сохранилось об их жизни и деяниях. Одним из них был святитель Мартин (Martin) Тонгеренский. Он был седьмым епископом Тонгерена – кафедры, основанной в начале IV века святителем Матерном (Maternus; † 315). Святитель Мартин был практически полностью сосредоточен на миссионерской деятельности – это объяснялось тем, что в то время в северной Европе было почти повсеместно распространено язычество. Он проповедовал Евангелие в районе Эсбе (Hesbaye), на месте нынешней восточной Бельгии между реками Маас и Шельда. Он скончался примерно в 350-м году.

Свт. Серватий Тонгеренский

О жизни святителя Серватия (Servatius) Тонгеренского известно гораздо больше. Он, по-видимому, был армянин по происхождению, а также (по тем временам) довольно много путешествовал. Неясно, как он оказался на территории нынешней Бельгии. Известно лишь, что он был последовательным и решительным противником арианства, твердо защищавшим православное учение о Божестве Христа. В этом он был полностью единодушен со святителем Афанасием Великим, Александрийским († 373), с которым, возможно, встречался во время ссылки последнего в Трир (ныне в Германии). Святитель Серватий участвовал в важных Церковных Соборах, таких как Собор в Римини (Аримин). Он также был посланником к римскому Императору Констанцию II. Одна из самых замечательных историй из жизни святителя Серватия дошла до нас через духовного писателя святителя Григория Турского (Gregorius Turonensis; † 594), который рассказывает о пророческом видении святителя Серватия о предстоящем захвате Тонгерена гуннами. Это произошло, когда святитель Серватий, находившийся в паломничестве, молился во время всенощной у гробницы апостола Петра в Риме. Благодаря этому видению, в котором сам апостол явился святителю, он смог заранее организовать перенесение некоторых святынь из Тонгерена в Маастрихт (Maastricht; ныне в Нидерландах). В Маастрихте святой муж мирно почил о Господе в 384-м году и был захоронен.

Такие деятели, как святители Мартин и Серватий (а также их современники и предшественники), свидетельствуют о существовании раннего христианства в этом регионе Северной Европы с довольно устоявшейся церковной организацией. Однако язычество пока оставалось глубоко укоренившимся и широко распространенным явлением. Длительная и повсеместная христианизация Нидерландов произойдет несколько столетий спустя.

Миссионеры и просветители

Святитель Аманд Эльнонский († 675; память: 6 февраля)

Святитель Ремакл из Ставло-Мальмеди († ок.673; память: 3 сентября)

Преподобный Гаделин Сельский († ок. 690; память: 3 февраля)

Преподобный Трудо из Эсбе († ок.698; память: 23 ноября)

Священномученик Ливин Гентский († 657; память: 12 ноября)

Святитель Виллиброрд Утрехтский († 739; память: 7 ноября)

Святой Адальберт Эгмондский († ок.740; память: 25 июня)

Святитель Людгер Утрехтский († 809; память: 26 марта)

Преподобный Одульф Ившемский († ок. 855; память: 12 июня)

Свт. Аманд

Хотя христианство и церковная структура существовали на территории стран Бенилюкс со времен Римской Империи (возможно, еще с I века), полноценная христианизация этих земель проходила главным образом в VII–VIII веках. Некоторые из просиявших в эту эпоху просветителей по праву можно назвать великими равноапостольными мужами. Им мы и посвятим этот раздел.

Начнем со святителя Аманда (Amandus) – великого миссионера, Архипастыря и чудотворца. Он родился в регионе Пуату на западе Франции и был благородного происхождения. Принял монашество вопреки желанию своей семьи, впоследствии став епископом-миссионером. Прибыл на территорию нынешней Бельгии по указу франкского короля Хлотаря II (Clotaire; 584–629) и проповедовал Евангелие в регионе Фландрия (сегодня это северная Бельгия). Здесь он просиял великой святостью, претерпев много гонений и поношений за свои труды. Однако совершенные им чудеса, такие как воскрешение из мертвых повешенного преступника, поспособствовали успеху его миссионерских трудов и привели множество людей в лоно Христовой Церкви.

После многих поездок, во время которых святитель Аманд сотворил новые чудеса, продолжал свою миссионерскую деятельность и основывал монастыри (в том числе несколько обителей в Генте), он вернулся в эти земли и служил в 647–650 годы епископом маастрихтским. Святитель оказал неоценимую помощь преподобным Ите и Гертруде (о них мы поговорим позже) в создании прославленного Нивельского монастыря. Уйдя на покой, он вернулся в свою родную Францию, где преставился ко Господу в глубокой старости в возрасте около 90 лет в монастыре, позже названном в его честь Сент-Аман (Saint Amand) близ местечка Эльнон (Elnon); в момент смерти святителя видели, как его праведная душа возносилась на Небеса.

Святитель Ремакл (Remaclus) сменил святителя Аманда на епископской кафедре Маастрихта (ныне в Нидерландах). Он тоже был французского происхождения, родом из Аквитании. Как и его предшественник, он был ориентирован на миссионерство. Угодник Божий основал монастыри в Ставло (Stavelot) и Мальмеди (Malmedy) в области Валлония (южная часть нынешней Бельгии). Помогал ему преподобный Гаделин (Hadelin), который был монахом у святителя Ремакла в Ставло; преподобный Гаделин также основал монастыри, в том числе один в Селе (Celles; ныне во Франции), где позже скончался, прожив остаток дней пустынником неподалеку. Святитель Ремакл был наставником многих других святых, а также проповедовал Евангелие в своей епархии, главным образом через распространение монашества. Один из его учеников, священномученик Теодард (Theodard; † ок.670; память: 10 сентября), сменил его на посту епископа. Святитель Ремакл скончался в Ставло, где до сих пор хранятся его мощи.

Среди других выдающихся святых учеников святителя Ремакла был преподобный Трудо (Trudo), который прославился тем, что проповедовал Благую Весть в регионе Эсбе. В некотором смысле он тоже был продолжателем трудов святителя Мартина Тонгеренского, о котором мы говорили выше. Он неустанно распространял Евангелие и основывал церкви и обители. Самый известный из его монастырей, расположенный в провинции Лимбург, на территории нынешней восточной Бельгии, позже носил его имя – Синт-Трёйден (Sint Truiden). Он также основал женский монастырь.

Герард Зегерс. Мученичество св. Ливина. Национальный музей в Варшаве

Следует также упомянуть священномученика Ливина из Гента (Livinus of Ghent), который проповедовал Евангелие во Фландрии и Брабанте. Он был ирландского происхождения и некоторое время учился в Англии, где его наставником был святитель Августин Кентерберийский (Augustine; † 604). Далее Ливин отправился в область Зеландия на западе нынешних Нидерландов, где его до смерти замучили язычники, которым он проповедовал. Впоследствии его мощи были перенесены в Гент (ныне город в Бельгии).

Величайшим из проповедников в этих землях, заслуженно носящим титул просветителя Нидерландов и апостола фризов, был святитель Виллиброрд Утрехтский (Willibrord of Utrecht). Святитель Виллиброрд был англом по происхождению, родом из Йоркшира (север Англии), расположенного недалеко от побережья Северного моря. Еще до рождения жизненный путь святого был символически предсказан в видении его матери, в котором она увидела, как Луна как бы опустилась ей в рот, после чего засветилась от нее великолепным сиянием. Отец Виллиброрда по имени Вильгильс (Wilgils), «набожный муж святой жизни», отдал юного Виллиброрда на попечение братии монастыря Рипон (Ripon) и удалился вести аскетическую жизнь в часовне, которую сам основал на реке Уир.

Икона свт. Виллиброрда Утрехтского

В Рипоне Виллиброрд воспитывался под руководством святителя Вильфрида Йоркского (Wilfrid; † ок. 710). Несколько лет спустя Виллиброрд уехал в Ирландию, где подвизался в монастыре Ратмельсиги (Rathmelsigi) под руководством святого Эгберта (Egbert; † 729), который позже организовал его миссию во Фризию.

В возрасте 33-х лет святитель Виллиброрд отправился в сопровождении 11 спутников просвещать земли Фризии, которые географически охватывали части современных Нидерландов, Бельгии, Люксембурга и северной Германии. Там он пользовался всесторонней поддержкой франкского правителя Пипина II (Pepin II; ок. 635–714), но фризы все еще были закоренелыми язычниками, и более того, находились во враждебных отношениях с соседями-франками.

Святитель Виллиброрд усерднейшим образом совершал свое служение и добился потрясающих результатов в деле просвещения этого края. Его главной базой был город Утрехт (ныне город в Нидерландах). Угодник Божий совершил две поездки в Рим, чтобы получить благословение Папы Римского и поддержку для своей миссии; во время второй из них, в церкви Мученицы Кикилии, ему был вручен архиерейский паллий (наплечный шерстяной плат), и он стал архиепископом с кафедрой в Утрехте.

Виллиброрд смело противостоял язычеству, с которым сталкивался лицом к лицу. Он горячо обличал идолопоклонство, указывая на его греховность и тщетность. Однажды святой публично разбил идола, за что один язычник с силой ударил его мечом по голове, но святитель чудесным образом остался цел и невредим и простил обидчика. В другом случае святой доказал отсутствие какой-либо силы у местного идола, которого страшились язычники, крестив трех юношей в посвященном ему водоеме.

Служение великого Архипастыря сопровождалось бесчисленными чудесами. Однажды он напоил томившихся от жажды нищих, и воды в его фляге нисколько не убавилось. По его молитвам запасы в хранилищах чудесным образом преумножались. Однажды он молитвой остановил смертельную эпидемию в женском монастыре и совершил другие чудеса благодатью, дарованной ему Богом за сильную веру и святую жизнь.

Труды святителя Виллиброрда принесли столь обильные плоды, что к концу его архиепископского служения язычество на территории его юрисдикции ослабло и сходило на нет. Во многих местах были воздвигнуты храмы и обители, включая знаменитый монастырь Эхтернах (Echternach; ныне в Люксембурге).

Мощи свт. Виллиброрда в Эхтернахе, Люксембург

Святитель Виллиброрд почил с миром в 739-м году. Его видели в ярком неземном свете, и множество людей стали свидетелями того, как его душа возносилась на небеса в окружении ангелов. Его мощи в монастыре Эхтернах прославились бесчисленными чудесами, и по сей день в этом городе ежегодно проводится традиционная «танцевальная процессия», целью которой является чествование святителя. Его основные мощи пребывают в базилике Святого Виллиброрда города Эхтернах. Небольшие частицы его мощей также пребывают в некоторых других странах и городах.

Св. Адальберт Эгмондский

Среди многочисленных прославленных во святых помощников святителя Виллиброрда в миссии во Фризии был святой Адальберт (Adalbert of Egmond), архидиакон Эгмондский. Он происходил из королевской семьи Нортумбрии (северная Англия). Как и святитель Виллиброрд, Адальберт получил духовное образование в Ратмельсиги. Впоследствии он был тесно связан с Эгмондом на северо-западе Нидерландов, где он и преставился. Из церкви, построенной над его могилой, позднее вырос Эгмондский монастырь – первый монастырь в Нидерландах. Через некоторое время после своей кончины святой Адальберт молитвой предотвратил вторжение пиратов, вызвав густой туман, опустившийся над городом. В настоящее время действует современное аббатство Эгмонд, в котором хранятся мощи святого Адальберта.

Другим значимым просветителем этого региона Европы был святитель Людгер Утрехтский (Ludger of Utrecht), хотя он больше известен своими трудами среди германского населения, за что получил титул «апостола саксов». Он родился недалеко от Утрехта и был христианином фризского происхождения. Людгер своими глазами видел великого священномученика Вонифатия (Boniface; † 754; память: 5 июня), просветителя Германии, когда тот находился во Фризии, помогая святителю Виллиброрду в его миссионерских трудах. Он получил образование в кафедральной школе Утрехта, которая была основана святителем Григорием (Gregory; † 776; игумен монастыря Св. Мартина в Утрехте и епископ утрехтский; память: 25 августа). Позже он трудился в районе Девентера (Deventer) в регионе Салланд на востоке Нидерландов, где продолжил труды и обрел мощи святого Лебуина / Лиафвина (Lebuin, Liafwine; † 775; память: 12 ноября), англосаксонского миссионера среди фризов и саксов. Взяв на себя руководство миссиями в Восточной Фризии, святитель Людгер сделал своей базой Доккум (Dokkum; ныне в Нидерландах) – место мученической смерти священномученика Вонифатия в 754-м году. К сожалению, он был изгнан из этих земель на некоторое время враждебно настроенными язычниками. Святой провел это время в Риме и Монте-Кассино в Италии, а когда изменились обстоятельства, он вернулся обратно в Нидерланды, где возобновил активную миссионерскую деятельность – в частности, в таких местах, как Гельголанд (Heligoland). Известно, что он исцелил одного поэта от слепоты и обратил его ко Христу. Позже святитель Людгер уехал заниматься миссионерством в Германию, где, скорее всего, провел остаток своей жизни и упокоился с миром.

Последний миссионер, о котором мы расскажем в этой части нашего обзора, – это преподобный Одульф (Odulphus). Родом из Брабанта, он был монахом святой жизни, активно занимавшимся миссионерской деятельностью во Фризии. Он трудился бок о бок со священномучеником Фредериком (Frederick; † 838; память: 18 июля) Утрехтским. Преставился в Утрехте, и чудеса, совершавшиеся от его мощей, привлекали множество паломников. Позже его честные останки были перенесены в великий Ившемский (Evesham) монастырь в Англии – ныне на территории графства Вустершир.

Эти прославленные святые миссионеры наглядно показывают нам великие труды и жертвы, которые необходимы для того, чтобы привести области, надолго погрузившиеся во тьму язычества, к свету Христову. Будем же черпать вдохновение, смотря на примеры их жизни, и просить их молитв, стараясь жить христианской жизнью в нашу непростую эпоху, когда народы, по всей видимости, намерены вернуться в ту самую тьму, из которой святые однажды их спасли столь дорогой ценой и такими невероятными усилиями.

Мэтью Хартли
Перевел с английского Дмитрий Лапа
21 сентября 2023 г

Источник: "Православие.ru"