Православие: типология церковных разделений. А. Н. Лещинский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Для глубокого изучения всего многообразия религий с середины ХIX в. представители различных отраслей знаний: истории, лингвистики, этнографии, социальной философии начинают заниматься классификацией и типологизацией религий. К ХХ в. были составлены общие типологии[1]. Однако ввиду того, что многие религии имеют разделение на различные направления, школы, течения, конфессии, начинается типологизация этих разделений в религиях: индуизме, иудаизме, христианстве, исламе и в др. Особо пристальное внимание представители философии и социологии религии уделяли и до сих пор уделяют классификации разделений в христианстве. Проводится в нём и типология организационных форм. За рубежом появилось много публикаций, в которых уточняются такие понятия, как церковь, секта, деноминация[2]. Составление типологий шло одновременно с утверждением методологии изучения религий. В этом во многом преуспели зарубежные исследователи. В современной России был воспринят положительный опыт зарубежной методологии, который получил дальнейшее развитие на основе изучения отечественных материалов – эмпирических знаний о религии[3].


 

 Актуальность типологизации религий и их направлений, а также структурных формирований, помимо углубленного изучения имеет и практическое значение. Оно связано с выработкой отношений общества ко всему многообразию религий, а также с налаживанием и поддержанием нормальных межрелигиозных и государственно-конфессиональных отношений. 

 В данной статье сделана попытка составить типологию церковных разделений в православии. 

 Однако, типологизация – задача очень сложная и, прежде всего, потому, что в православии существует большое многообразие разделений и расколов. В настоящее время наряду с каноническими автокефальными поместными церквами действуют около ста не подчиняющихся им независимых структур. В России их более тридцати.

 Классификации и типологии можно встретить у церковных и светских авторов. Вначале необходимо остановиться на анализе типологий представителей конфессий.

 Обратимся к классификации, разработанной организаторами сайта «Иерархия церквей»[4]. Их классификация представлена в разделах, в которые в систематизированном виде включены те или иные типы или группы структур православия. В разделах авторы прибегают к понятию мировое православие, включая в него автокефальные церкви и входящие в них автономные. Все они определяются как канонические. Из пятнадцати автокефальных церквей выделяются структуры Константинопольского патриархата. Среди них: Эстонская православная апостольская церковь, Украинская православная церковь Канады, Карпато-русская православная церковь. Они не включены в список автономных церквей. Видимо, они имеют особые статусы в Константинопольском патриархате. В разделах выделяется «Альтернативное» православие в мире. В него включены: Македонская православная церковь, Черногорская православная церковь, Независимая Болгарская епархия в Америке, Румынский православный епископат Америки.

 Выделяются также Греческие старостильные и Украинские церкви. К отдельному типу авторы относят Русские «альтернативные» православные церкви в количестве 30 независимых формирований. В обозначении некоторых православных структур вводится такое понятие, как «Внешне православные церкви», в которые включены: Турецкая православная церковь, Американский Всемирный Патриархат, Объединенная американская православная католическая церковь, Православная церковь Италии, Итало-Греческая Православная церковь в Америке и Канаде.

 Далее в этой классификации существует раздел «Обновленчества», в который включены большей частью уже несуществующие обновленческие церкви. Следующий раздел – «Околоправославные структуры», которые, по мнению авторов, сохраняют внешние признаки православия, но при этом «довольно далеко от него отошли»: Фёдоровцы, Церковь матушки Фотинии, Украинская реформаторская православная церковь, Православная Церковь Божией Матери Державная, Православно-католическая Церковь, Евангелическая Православная Церковь. Судя по содержанию сайта, с конфессиональной стороны он создан приверженцами православия. При всех основаниях и критериях, на которые опираются авторы в составленной классификации, сами разделы или типы православия не имеют точных понятийных определений. Отсюда трудно представить сами критерии, на основании которых выделяется тот или иной раздел или тип. Одно из главных достоинств сайта – наиболее полное представление православных формирований, большей частью действующих в мире в настоящее время.

 Свое деление, но на основе критерия, указывающего на существование идейных направлений в православии, предлагает священник Русской православной церкви – Московской патриархии Даниил Сысоев[5]. Многообразие направлений он терминологически именует правыми и левыми. Вскрывая причины появления этих крайностей, О. Даниил обращает внимание на влияние диавола как врага рода человеческого, который обольщает людей соблазном прогрессизма. Им это называется «искушение левизны». С другой стороны, по мнению автора, диавол «ловит тех, кто шарахается от первого искушения на приманку мнимой ревности и фальшивого традиционализма – следования преданиям человеческим». Это – «искушением правизны». Некоторые структуры направлений имеют лишь историческое значение и ныне не существуют. Другие – появились в ХХ – н. ХХI в. К правым он относит отпадения, которые были почти в каждом веке. В наше время число отпадений увеличилось значительно и затронуло несколько Поместных Церквей. В Греции возникло 12 «старостильных» организаций, в Сербии – зарубежная церковь (этот раскол преодолен). В России, начиная с 20-х годов, возникли Катакомбные церкви. Утвердилась Зарубежная православная церковь. 

 К левому крылу относит: несторианство, протестантизм, униатство, обновленчество, экуменизм. Классификация разделений в православии О. Даниила Сысоева далеко не полна, но она указывает на тенденции, которые могут привести к новым расколам.

 Представляет интерес классификация Игумена Прокла (Васильева) из Российской православной автономной церкви, не подчиняющейся русской православной церкви – Московской патриархии. Его последняя публикация называется «Православная кафолическая церковь в эпоху апостасии»[6]. В этой историко-церковной и богословской работе заметно стремление к типологизации православия. В последней части работы автор делит все православные формирования на две группы, или типа: мировое православие, т.е. то, что называется Вселенским православием, куда входят пятнадцать автокефальных церквей. Им они объединяются не потому, что относятся к каноническим, а потому, что они участвуют в экуменическом движении. Они модернизируются, многие из них перешли на новый календарный стиль. Вторую группу он называет «истинным православием», т.к. его структуры не связаны с экуменизмом, держатся, как считает игумен, в выработанных в истории православия традициях, их малая часть приемлет старый календарь. Сюда же он включает русские зарубежные церкви, не объединившиеся с Московской патриархией, Истинно-православные церкви, а также Катакомбные. В особенном положении у Игумена Прокла находятся старообрядцы, которые, по мнению автора, представляют русское явление. По его замечанию, их организации достаточно замкнуты и не предпринимают усилий к умножению числа своих приверженцев, а также стоят в стороне от всех споров, терзающих православный мир. Как нечто особенное он выделяет униатов, по характеристики автора «находящиеся в полном литургическом общении с Римской церковью, более или менее латинизированные, полностью разделяющие все современные недуги своих латинских единоверцев».

 Таким образом, в классификациях православных авторов заметны задачи и цели их составления. К задаче относится показ православия во всем его многообразии и в то же время выделение канонического и неканонического православия, пребывающего в расколе. В некоторых классификациях, с одной стороны, ярко выражена негативная оценка самих расколов, в частности, у священника Даниила. С другой – у представителей, не подчиняющихся поместным церквам, заметна критичность по отношению к вселенскому православию. В этой критичности обращается внимание на несогласие с идейными положениями, существующими в среде поместных церквей, в частности, Русской православной церкви, и критика обновленческих тенденций в православии. В первом случае ставится цель преодоления расколов. Во втором, хотя может быть такая цель прямо не ставится, но воззрения ведут к усугублению расколов. 

 Теперь обратимся к книге «Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник»[7] Рональда Робертсона, священника Римско-Католической церкви. 

 Первое издание книги вышло в 1986 г., после чего она несколько раз переиздавалась на различных языках. На русском языке была опубликована за год до празднования 2000-летия христианства. В книге православие представлено в самом широком смысле. Всё православие автор обозначает общим термином «восточное христианство». Включенные в его классификацию церкви, возникшие после Халкидонского собора (556 г.), получили название нехалкедонские церкви – это ассирийские, монофизитские, несторианские. Свою классификацию он доводит до включения в неё униатских церквей. У автора есть несколько принципов, на основе которых он проводит свою классификацию. Один из них – это деление на канонические церкви, в которые включаются сама Римско-Католическая и поместные православные церкви. Нехалкедонские Робертсон относит к неканоническим. Однако следует заметить толерантное отношение к последним. В частности, такие наименования, как «монофизиты», «несториане» он не употребляет, поскольку считает, что это будет оскорбительно для них. Нередко в работе над общей типологией перед автором вставала проблема, как терминологически обозначить ту или иную религиозную организацию. Судя из текста книги, употребление слова «Церковь» носит чисто технический характер и не свидетельствует о признании статуса той или иной «Церкви» как Церкви. Порой он вводит понятие «общность» (community), определяя им ту или иную Церковь. Таким образом, независимо от термина, обозначающего вид религиозной организации, все они включаются в Единую Соборную и Апостольскую Церковь.

 Ещё один принцип, на основе которого Робертсон осуществляет классификацию, – это принцип общего происхождения или исторических корней. Но в данном случае не учитывается каноничность и неканоничность, то есть, кто из разных церквей кого-либо не признаёт или признаёт. В своей классификации автор учитывает и миграционные процессы, существующие в религиозной ситуации в мире. Имеется в виду и историческое прошлое – наличие восточного христианства в Индии и процессы, происходившие в ХХ в., – появление восточно-христианских церквей, в частности, и православных, в Америке и в Западной Европе.

 Относительно евхаристического общения выделяются группы церквей или четыре независимых восточно-христианских сообщества:

 Ассирийская Церковь Востока, не находящаяся в евхаристическом общении ни с какой другой Церковью; Шесть Ориентальных Древневосточных Православных Церквей (Армянская, Маланкарская, Коптская и др.), которые, будучи полностью независимыми, находятся в евхаристическом единстве друг с другом; Православная Церковь, являющаяся сообществом национальных и региональных Церквей, признающих Вселенского (Константинопольского) Патриарха «первым среди равных» (это то, что принято называть Вселенским православием, в котором все церкви находятся в евхаристическом общении); Восточно-католические (униатские) Церкви (всего 19), находящиеся в единстве с Римской Церковью и ее епископом. 

 Далее в своей классификации автор выделяет тип церквей под общим названием «отделившиеся». К таковым он, например, относит отделившиеся: от Ассирийской церкви Востока, от Древних Восточных церквей, от Православных поместных церквей.

 Наконец, он выделяет тип Православных церквей «неопределённого статуса»[8]: Украинская Православная церковь (Киевский Патриархат), Русская зарубежная церковь, Белорусская автокефальная Православная церковь, Македонская Православная церковь и др.

 Очевидно, главной задачей написания этой книги было разобраться, что из себя представляет в конце ХХ в. православие, дать общие сведения о каждой из Восточных Церквей и указать на их взаимоотношения, поместив каждую в свой исторический, географический, вероучительный и литургический контекст. Главная цель написания и публикации книги и составленная в ней типология – в нормальном русле строить взаимоотношения Римско-Католической церкви с православными церквами.

 Среди отечественных авторов представляет большой интерес классификация религий[9], составленная П.И. Пучковым. Особое место в ней он отводит христианству, в котором выделяется пять направлений[10]: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство, несторианство и три маргинальных направления: маргинальный протестантизм, маргинальный католицизм и маргинальное православие. В православии, в его узком понимании, т.е. отделяя монофизитство и несторианство, на первое место ставится «собственно православие». Сюда включаются автокефальные поместные церкви с их автономными церквами. Правда, список автономных церквей далеко не полный и не включает церкви, которые в последнее время вошли в состав автокефальных церквей. Следующий раздел, или тип получил у автора название «Православные церкви, не признанные другими православными церквами». К примеру, сюда вошли: Истинно православная церковь (Россия), Истинно православные христиане (Россия и другие страны СНГ), Истинно православные христиане-молчальники (Россия), Основное звено Христа (Украина), Украинская православная церковь Киевского патриархата, Украинская автокефальная православная церковь. Далее следует «Старообрядчество» (18 церквей, толков и согласий), затем отдельный тип, или раздел «Маргинальные секты, отколовшиеся от православия» (Духовные христиане – хлысты, малеванцы, скопцы, духоборцы, молокане и др.). Завершается этот раздел подразделом «Другие маргинальные секты, отколовшиеся от православия» (Иоанниты, Федоровцы, Николаевцы, Имяславцы, Иннокентьевцы, Богородичный центр, Церковь Льва Толстого). Представленная типология во многом отражает наличие православных объединений в мире. Однако, отчасти некоторые названные структуры скорее всего канули в лету, т.е. имеют лишь историческое значение. С другой стороны, типология неполна. В ней отсутствуют структуры, появившиеся в мире за последнюю четверть ХХ в. и в н. ХХI в. Некоторые названия необходимо уточнить, как, например, Богородичный центр. Уже несколько последних лет он отсутствует в реестрах Министерства юстиции РФ. В них включена Православная церковь Божьей Матери Державная, которую до сих пор отождествляют с Богородничьим центром. Большие изменения произошли в группе истинно православных церквей. Они также не нашли отражения в представленной классификации или типологии. Очевидно, требует уточнения понятие «непризнанные». К примеру, таковой церковью для Константинопольской является Автокефальная православная церковь в Америке. Наконец, возникает еще два вопроса. Во-первых, по понятию «Отошедшие от православия», если имеется в виду от вселенского православия, то некоторые перечисленные структуры в нем не находились и, естественно, не отходили. Во-вторых, требует внимательного подхода интерпретация понятия «маргинальный». Четкие разграничения и объяснения критериев включения тех или иных структур в маргинальные у автора отсутствуют.

 Представленная автором данной статьи типология учитывает опыт разработок классификаций религий зарубежных и отечественных светских исследователей, а также классификации, проведенные конфессиональными авторами. Типология основывается на сравнительном, системном, феноменологическом и морфологическом – структурно-функциональном методах. 

 Но, прежде чем перейти к типологии, задержусь на объяснении некоторых терминов, относящихся к обозначению структур, особенно на понятии «разделение», в православии. С давних пор идет попытка терминологически обозначить общности в церковных разделениях. Сюда входят такие понятия, как церковь, разделение, раскол, секта. Все они рассматриваются с разных оценочных позиций, так как причастные к этому люди имеют разные мировоззренческие ориентации. Понятие «церковное разделение» традиционно чаще всего характеризуется как негативное. Однако оно может рассматриваться и как вполне объективно положительное явление в церкви. Здесь следует сделать некоторые уточнения, связанные с богословским объяснением «Что такое единство церкви?» С догматических позиций христианская церковь рассматривается как «мистическое тело Христа». С другой стороны, церковь «…есть от Бога установленное общество верующих во Христа»[11]. В философии и социологии религии церковь определяется как социокультурное явление, включающее утвержденное вероисповедание, догматику, социальное учение, культовую практику и институциональные, т.е. организационные субструктуры. Церковь представляет собой единство в многообразии. Это многообразие выражено, прежде всего, в существующих крупных направлениях. Имеется в виду православие, католицизм, протестантизм. Вот это разделение оценивается как явление отрицательное. Направления уже не имеют одного центра и одного подчинения. В каждой конфессии, где больше, где меньше, существуют свои разделения, имеющие своих руководителей со своими центрами. Больше всего таких разделений в протестантизме. Меньше – в православии, и совсем мало в католицизме.

 Что касается православия, то в нем существуют положительно оцениваемые юрисдикционные разделения, происхождение которых уходит в апостольские времена. Они основываются на географических или территориальных, отчасти национальных принципах. Речь идет об автокефальных поместных церквах, которые имеют своего предстоятеля. И это не противоречит единству вселенского православия. Итак, в современном православии на основе указанных подходов и принципов можно выделить четыре типа разделений.

 К первому типу относится Вселенское, или Мировое православие, куда входят пятнадцать поместных автокефальных православных церквей. Их именуют также кириархальными, или Матерями-Церквами. Самая главная объединяющая их характеристика состоит в том, что все они находятся не только в молитвенном, но и, что очень важно, евхаристическом общении. Любой представитель той или иной церкви может приобщаться к Св. Дарам в другой кириархальной церкви. Существует список всех этих церквей (диптих), который приемлет Русская православная церковь. На первом месте в нем Константинопольская церковь. На пятом – Русская православная церковь. А завершает его православная автокефальная церковь в Америке. 

 Юрисдикционные разделения, как было замечено, имеют свои принципы. В процессе существования православия возникали новые юрисдикции или автокефальные поместные церкви. Однако утверждения из самостоятельности – очень серьезная проблема в православии. Новые автокефалии, как правило, утверждались или на Вселенских соборах, или по определениям кириархальной церкви. Такой порядок давал возможность образуемой новой церкви продолжать находиться в единстве с остальными. В противном случае, если она без указанных определений объявляла о своей самостоятельности, то переходила в статус, по словам св. Василия Великого, «самочинного сборища» или «раскола».

 В состав некоторых поместных церквей входят автономные с широкими или во многом ограниченными правами – Синайская – в состав Иерусалимской, Финляндская – Константинопольской, Японская, Украинская, Белорусская, Молдавская и ряд других – Русской православной церкви – Московского патриархата. Нередко они имеют самоуправление, Священный Синод. Но их предстоятель утверждается автокефальной церковью. 

 Помимо вселенского православия существуют церкви древневосточные – Ассирийская, Коптская, Сиро-Малабарская и другие, которые возникли после IV Вселенского собора, состоявшегося в Халкедоне (556г.). Эти церкви получили название Нехалкедонских. В данную типологию они не включены и не анализируются, т.к. выпадают из Вселенского православия, церкви которого с ними не имеют евхаристического общения. По той же причине в данную типологию не включены и так называемые униатские церкви. В мире их существует несколько. На территории Российской империи одна из них получила название Греко-Католическая церковь. Свое начало она ведет с 16 века, когда часть структур Российской православной церкви отошла от нее, заключив союз (унию) с Римско-Католической и стала подчиняться Понтифику – Папе Римскому. Таким образом, произошло первое разделение в русском православии, что усугубило отношения между ним и католицизмом. Греко-Католическая церковь долгое время сохраняла православную традицию в богослужебной и канонической практике, но в то же время она вбирает в себя многое из того, что присуще Римско-Католической церкви.

 Ко второму типу можно отнести параллельные церкви и общины. Они выходят из-под юрисдикции Поместной церкви, но принимаются в состав другой. Чаще всего это параллельное состояние является временным. Однако представители кириархальной церкви начинают их называть раскольничьими. Нередки случаи, когда другой Поместной церковью они официально признаются и принимаются под ее юрисдикцию. Их еще можно назвать «переходящими». Подобные структуры вызывают немало проблем, являясь объектом и причиной раздоров между Поместными церквами. В качестве примера можно назвать некоторые общины в Эстонии, а также часть общин Сурожской епархии (Англия), перешедших в последнее десятилетие из Московской патриархии в Константинопольскую. К этому типу вполне можно причислить Сухумо-Абхазскую епархию, которая теряет юрисдикционную связь с Грузинской православной церковью. В епархии заметна тенденция к независимости от нее. На пороге к переходу в этот тип находятся некоторые общины Латвийской православной церкви – Московской патриархии. В Латвии заметно стремление, поддерживаемое некоторыми клириками и мирянами, а также представителями националистических кругов, к возрождению Латвийской православной церкви, существовавшей в качестве независимой в период с I-ой до II-ой Мировых войн. 

 К третьему типу относятся структуры, которые по разным причинам, мотивам и обстоятельствам в то или иное время отошли от кириархальных церквей. Эти структуры, находящиеся также в разделении, именуют расколами, а порой и сектами. Они не имеют юрисдикционного подчинения, т.е. существуют самостоятельно, имеют свое руководство и свой центр. В Российском государстве на основе Законодательства о свободе совести они, как и другие религиозные общества, определяются через понятие «религиозное объединение». А на основе конкретной церковной терминологии их можно определить через традиционные определения, имеющиеся в православии: церкви, епархии, общины, группы. В них могут быть и есть свои субструктуры, а именно: братства, монастыри, образовательные учебные заведения, производственные мастерские и средства массовой информации (издательства, периодика и сайты в сети Интернет). Этот тип в последнее время обозначается некоторыми социологами религии и представителями церковных кругов через понятие «альтернативное православие». 

 Истоки альтернативности уходят в античный период христианства. В некоторой степени к ней можно отнести уже существовавшие в то время воззрения, противоречащие признаваемому многими христианству. Они получили название ереси, которые, если они имели какое-то количество приверженцев, получали название секта. Апостол Павел, сознавая социальную обусловленность и в то же время противоречивость процесса утверждения церковного учения, писал: «ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные»[12]. Альтернативность проявляла себя в различных структурных образованиях, которых было большое число. Одни появлялись и продолжали существовать десятки и сотни лет, после чего исчезали; другие - дошли до нашего времени. В XX - н. XXI вв. появляются новые альтернативные объединения. Структурам альтернативного православия присущи две общие черты: признание Никео-Константинопольского Символа веры и их абсолютная самостоятельность. Опыт их существования показывает, что многие пребывают в весьма сложных отношениях с церквами Вселенского православия и государственной властью, а также и между собой.

 Признавая общие черты, присущие этим объединениям, надо отметить особенности в них. Структуры альтернативного православия по отношению к Поместным церквам, т. е. легитимным, официально признанным Вселенским православием, находятся в оппозиции. Их представители определяются как религиозно-диссидентствующие. Их оппозиционность заметна в отношении к некоторым утвержденным догматическим положениям, учениям, включая социальное, ритуалам (религиозным практикам) и организационным сторонам иерархии – институционализму. Итак, альтернативное православие включает церкви, общины и группы, последователи которых, по разным причинам – догматическим, церковно-каноническим, социальным, социально-политическим и дисциплинарным не находятся под юрисдикцией каких-либо автокефальных поместных церквей Вселенского православия, не имеют с ними канонического и евхаристического общения, представляют собой «альтернативу» по отношению к ним. Это один из главных критериев данного типа объединений в православии.

 Общее количество приверженцев альтернативного православия в мире доходит до нескольких миллионов человек. Невелико и число последователей в их общинах – от нескольких человек до нескольких сотен.

 В настоящее время церкви и общины альтернативного православия имеют распространение в России, её ближнем зарубежье – Молдове и, особенно, в Украине. Они также распространены в республиках бывшей Югославии, в Греции, на Американском континенте. В этом третьем типе православия на основе упомянутой методологии, главного критерия и таких, которые указывают на географию распространения включаемых объединений, на их отношения к изменению религиозной практики, к акцентированию внимания их на отдельных вероучительных положениях можно выделить семь подтипов. В них ярко выражены присущие каждому подтипу особенности, различны и критерии для их понятийного обозначения. Однако не следует абсолютизировать критерии некоторых подтипов. Критерий, выведенный как главный в одном подтипе, может частично проявляться в другом.

 Первый подтип – дореформенные объединения. К ним можно отнести сугубо традиционные структуры, которые сохранили свое прежнее состояние после проведенных священноначалием Поместной церкви реформ. К ним относятся древлеправославные христиане России (по традиции их чаще всего называют старообрядцами). Они не согласились с введенными патриархом Никоном реформами, выступили против них и стали придерживаться традиций русского православия, существовавшего до сер. XVII в. К этому же подтипу надо отнести старостильные церкви Греции, не принявшие календарную реформу (переход на новый стиль), осуществленную руководством Элладской православной церкви в 1924 г. Как те, так и другие оказались в своем Отечестве гонимыми, некоторые их представители были вынуждены покинуть прежние места жительства вплоть до миграции в другие страны. 

 В старообрядчестве есть свои разделения, называемые церквами, согласиями и толками. Старостильники также разделились на отдельные церкви, их число доходит до 12-ти. 

 Второй подтип – эмигрантские объединения. К ним относятся структуры, представители которых по разным причинам вынуждены были покинуть Родину. В мире десятки подобных церквей, епархий, викариатств и общин. Причина их появления чаще всего кроется в создавшейся внутренней социально-политической ситуации того или иного государства и отчасти нестроениях и резких изменениях, возникших в Поместных церквах. К примеру, в Англии вплоть до XI века существовало православие, т.е. неразделённое христианство. Со второй половины века происходит его крушение. В середине ХХ века, благодаря стараниям митрополита Сурожского Антония (Блума), опять оформляются, утверждаются православные приходы. Во Франции имела значение эмигрантская волна из России после Октября 1917 г., в результате чего также появляется много православных приходов. Итак, в составлении и описании этого подтипа осуществляется культурно-цивилизационный и геополитический подход. Его также можно определить как один из критериев.

 Уже до Октября 1917 г. в Европе, Америке, Канаде возникали такие общности православных из Российской империи. Впоследствии было несколько волн мигрирующих людей из России. На одной из них в 20-е годы сформировалась Русская православная церковь за рубежом, распространившаяся впоследствии в более чем тридцати странах. Эту церковь также надо отнести к сугубо традиционным объединениям русского православия. В этом смысле её даже сравнивают со старообрядческими церквами. В течение 80 лет она себя считала частью Русской православной церкви, но евхаристического общения между ними не было. Объединение произошло в мае 2007 г. До недавнего времени за рубежом в рассеянии сербов была своя церковь, но она тоже объединилась, правда, в 1990 г. Ныне к таким структурам следует отнести Независимую Болгарскую епархию в Америке, Румынский православный епископат Америки, Автономную Украинскую православную церковь в Америке, некоторые общины древлеправославных христиан в Австралии, в Америке, Румынии (здесь они получили название липоване).

 Третий подтип – это истинно-православные объединения. В России они появились в 20-х годах ХХ века. Их возникновение связано с неприятием «сергианства», в котором нашло свое выражение новое отношение официальной церкви к нарождавшемуся советскому безбожному государству. Эту новую социальную позицию выразил в своей «Декларации» заместитель Местоблюстителя патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) в 1927 г. Оппозиция в лице представителей формирующегося «истинного православия» посчитала такое отношение к новым властям недопустимым и далеким от традиционного православия. Уже в 20-е годы возникает церковное подполье. Туда впоследствии пришлось уйти от гонений и истинно-православным общинам. Таким образом, многие истинно-православные структуры получили второе название – Катакомбные церкви. В них и находились представители «истинного православия». Этих самостоятельных, порой не связанных друг с другом церквей, было несколько десятков. Они просуществовали вплоть до рубежа 80-х – 90-х годов. Некоторая часть вышла из подполья и действует легально. Некоторые церкви зарегистрированы в органах Министерства юстиции РФ, а другие сохранили прежнее катакомбное состояние. Из нескольких истинно-православных церквей выделяется Православная Российская церковь - ИПЦ. Её руководитель митрополит Рафаил (Прокофьев) стремится объединить истинно-православные церкви. Судя по всему, процесс этот идет трудно и не столь успешно, как бы этого хотел митрополит. Представители этого подтипа также придерживаются традиций русского православия.

 Четвертый подтип – катакомбные объединения. Сюда относятся церкви, общины и группы, представители которых были вынуждены по причинам гонений за веру совершать свою религиозную деятельность тайно, скрытно от посторонних глаз. В катакомбном состоянии пришлось пребывать христианам, в том числе и православным, во многих частях и государствах мира: в исламских государствах, Латинской Америке, в Болгарии и других государствах Балканского п-ова, в Китае.

 В России после Октября 1917 г. также начинаются гонения на верующих, в православии создаются катакомбные церкви или церковное подполье. Своеобразие этих церквей состоит не только в тайном их существовании, но и в сформировавшемся мировоззрении их лидеров и простых мирян. Церковное подполье стало своеобразной формой сопротивления светским властям, боровшимся с религией, а также оппозицией официальной церкви.

 С прекращением гонений верующие выходят из катакомбного состояния и осуществляют свою деятельность легально, открыто, не боясь преследований.

 Пятый подтип - автокефальные объединения. К ним относятся так называющие себя церкви, существующие как в России, так и в других зарубежных странах. Некоторые из них не уточняют в своем названии автокефализма, но претендуют на него. В мире десятки таких церквей, число их прибавилось в связи с общественно-политическим состоянием государств, существовавших до начала 90-х годов ХХ века. Особенно это относится к распаду СССР и Югославии. В России из числа таких формирований выделяется Российская православная автономная церковь. В настоящее время она совершенно самостоятельна и имеет центр в г. Суздале Владимирской обл. Понятие «автономная» сохраняется с тех времен, когда она в некоторой степени находилась в юрисдикционных связях с Русской зарубежной церковью. Самостоятельно существует Болгарская автокефальная церковь, с давних времён – Македонская, недавно появилась Черногорская. Автокефалистские настроения давно существуют в Украине. Здесь усугубляется тенденция к созданию общей автокефальной церкви на основе объединения существующих церквей.

 Шестой подтип – апокалиптические объединения. В его формированиях ярко выражены настроения ожидания конца мира, Страшного суда. Некоторые структуры в своё название включают понятие «апокалиптическая» и имя любимого ученика Иисуса Христа апостола Иоанна Богослова, написавшего пророческую книгу Нового Завета «Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис». Сюда относятся: Апокалиптическая Христова Церковь, Истинно-Православная Церковь Откровения Иоанна Богослова, Небесная восточная церковь Иоанна Богослова, Вселенская Церковь Иоанна Богослова. В этом подтипе немало общин, адепты которых находятся под сильным воздействием лидера или харизматической фигуры. От него они заражаются апокалиптическими настроениями, напряженным ожиданием второго пришествия Иисуса Христа. Сюда же можно отнести группу, которая получила в народе название «пензенские сидельцы». В ноябре прошлого года Россию всколыхнул инцидент в деревне Погановка Пензенской области, где члены общины, именующие себя истинно-православными, укрылись в землянке в ожидании Страшного суда.

 Седьмой подтип – обновленческие объединения. Если предыдущие типы характеризуются как традиционные, в которых сосредоточиваются большей частью «ревнители православия», и их относят к правому крылу, то к этому типу относятся так называемые прогрессисты, но уже левого крыла. В этих объединениях ярко выражены черты, наблюдаемые в общем течении – либеральном христианстве. В объединениях этого подтипа заметно сближение с протестантизмом, модернизированным католицизмом и многое новое, что появляется в православной традиции. Здесь необходимо говорить об обновленческих тенденциях в современном русском православии (в качестве примечания замечу: не следует путать название объединений данного подтипа с так называемым обновленчеством 20 - сер.40-х гг. XX в. в России). Таких объединений пока не много. К ним можно отнести Православную церковь Божией Матери Державная, сформировавшуюся в 90-х гг. прошлого века. В ней, с одной стороны, заметно стремление вернуться к христианству апостольских времен, где, как представляют лидеры церкви, существовали нестяжание и простота в отношениях между членами христианской церкви. С другой стороны, в церкви получил сильное развитие культ Богоматери – почитаются не только иконы с ее изображением, но и скульптуры (как в католичестве). К священным текстам относятся Откровения Богоматери, которые, по утверждениям руководителя церкви архиепископа Иоанна (Береславского), даются ему. В церкви для мирян составлен особый катехизис, получивший название «Державный катехизис», во многом отличный от катехизисов как самого православия, так и католицизма и протестантизма. В литературе, издаваемой церковью, излагаются оригинальные воззрения на мир, человека, по-своему герменевтически истолковываются и интерпретируются некоторые тексты Священного Писания, а также догматические положения по вопросам о конце мира, об аде и рае. Отлична от традиционной православной и литургия. Церковь во многом отошла от литургических чинопоследований Св. Иоанна Златоуста и Василия Великого. Она совершается на современном русском языке и сопровождается не только песнопениями, но и электронной музыкой. Во время литургии проводится общая исповедь. В канонической практике допускается монашество в миру. Своеобразна по своей стилистике и иконопись, в которой появилось много сюжетов, не присущих традиционному православию. В этот подтип входят и общины западного обряда Апостольской православной церкви (в Санкт- Петербурге, Таганроге, Берне и Вильнюсе).

 К четвертому типу можно отнести историческое сектантство, объединения которого в большей своей части уже не существуют, или в ряде мест проживают отдельные приверженцы. Это структуры, которые возникали, в частности, в России с XVIII в. и просуществовали вплоть до советского времени. К ним относятся общины духовных христиан – хлысты (шалопуты, новохлысты, мормоны духовно-христианского направления, новый союз духовного Израиля), скопцы, малеванцы; а также другие общины, отколовшиеся от православия – иоанниты, иннокентьевцы, имяславцы, николаевцы и др.

 Таким образом, в результате изучения всего многообразия церковных разделений в православии на основе разработанных методологических принципов и с учетом прежнего опыта классификаций в трудах конфессиональных и светских исследователей, можно выделить четыре типа общностей: первый – поместные церкви Вселенского православия, по традиции называемые каноническими; второй – параллельные структуры; третий – объединения альтернативного православия, в которое входят семь подтипов – дореформенные, эмигрантские, истинно-православные, катакомбные, автокефальные, апокалиптические, обновленческие; наконец, четвертый тип – историческое сектантство.

 Примечания

  • [1]Белла Р. Социология религии // Американская социология. М., 1972; Вебер М. Протестантская этика и «дух капитализма» // Избр. произв. М., 1990; Вебер М. Социология религии // Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. М., 1985; Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х тт. М., 1975; Мюллер М. Введение в науку о религии. М., 2002; Фейербах Л. Лекции о сущности религии // Избранные философские произведения в 2-х тт. М., 1955; Шантепи де ла Соссе Иллюстрированная история религий в 2 т. 2-е изд. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1992.
  • [2] Dent O. Church – Sect Typologies in the Description of Religious Groups // The Australian and New Zealand Journal of Sociology. – 1970. – Vol. 6. – P. 10 – 27; Troeltsch E. The Social Teaching of the Christian Churches, trans. by Olive Wyon. – N.Y.: Harper & Brothers, 1960: In two volumes.
  • [3] Забияко А.П., Трофимова З.П. Методологические принципы исследований в истории религии // Введение в общее религиоведение; Красников А.Н. Методология классического религиоведения. Благовещенск: Библиотека журнала «Религиоведение», 2004; Митрохин Л.Н. Философия религии: опыт истолкования Марксова наследия. М., 1993; Митрохин Л.Н. Религия и культура (философские очерки). М., 2000; Философско-методологические проблемы изучения религии (Материалы конференции 28-29 октября 2003 года). М.: РАГС, 2004; Яблоков И.Н. Методологические проблемы социологии религии. М., 1972.
  • [4] http://www.hierarchy.religare.ru/
  • [5] http://mission-center.com/inside..html?pid=1132693728213971
  • [6] http://st-elizabet.narod.ru/raznoe/prokl_ecclesia.htm
  • [7] Робертсон Р. Восточные христианские церкви. Церковно- исторический справочник. СПб., 1999.
  • [8] Там же. С. 124.
  • [9] Пучков П.И., Козмина О.Е. Религии современного мира. М., 1998. Более широко с комментариями и со специальной статьей о классификациях религий представлена также на сайте «Народы и религии мира» – http://cbook.ru/peoples/index/welcome.shtml
  • [10] Пучков П.И., Козмина О.Е. Религии современного мира. М., 1998. С. 5.
  • [11] Полный православный богословский энциклопедический словарь в 2-х тт. Т. II. М., 1992. С. 2330.
  • [12] 1 Кор. 15:41.

Лещинский А.Н. Православие: типология церковных разделений //  Свобода совести в России: исторический и современный аспекты: Сборник докладов и материалов межрегиональных научно-практических семинаров и конференций. Выпуск 7. – СПб.: РОИР, 2009. – С. 270-288.


<!-- AddThis Button BEGIN --> Источник: Анти-Раскол