Православие как религиозное мировоззрение

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Термин «мировоззрение» в настоящее время получил очень широкое распространение и используется повсеместно, начиная философскими трудами и заканчивая бытовой речью. Мировоззрение — понятие, которое находится в центре жизни любого человека, вне зависимости от того, задумывался ли он когда-нибудь об этом или нет. Человек не может существовать без мировоззрения. Даже если кто-то считает, что у него нет мировоззрения, то это убеждение уже является его мировоззрением.


Согласно М. Шелеру мировоззрение — «управляющий всей культурой или одной личностью вид селекции и членения, в котором оно (мировоззрение) фактически вбирает чистую сущность физических, психических и идеальных вещей, независимо от того, как совершается их осознание и даже происходит ли это осознание вообще» [1]. Мировоззренческие идеи не требуют, чтобы с ними соглашались на словах, лучшим подтверждением этому является современная реклама [2]. «Мы все реалисты, — отмечает католический священник Михаил Хеллер.— Если бы это было не так, окружающий мир быстро разрушил бы нас. <...> Из наших повседневных контактов с окружающим миром рождается здравый смысл, то есть набор практических правил, подсказывающих нам, как вести себя, чтобы минимизировать тот ущерб, который может причинить нам мир» [3].
 
Однако, несмотря на всеобщее распространение этого термина в научной литературе и всемирное признание, в современной российской, а также в советской философии нет единого определения термина «мировоззрение». Русский вариант термина является калькой с немецкого слова Weltanschauung, что значит дословно «взгляд на Вселенную» (буквально — «миросозерцание» или «созерцание мира»), так же как английский и французский варианты worldoutlook и vision du monde соответственно. Но каждое из этих слов имеет множество значений, поэтому понимание самого термина может быть неоднозначным.
 
Наиболее глубокие определения мировоззрения даются в философских изданиях. Например, в Большой советской энциклопедии под мировоззрением понимается «система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации» [4]. К кругу мировоззренческих вопросов автор статьи А. Г. Спиркин относит, например, «как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познает действительность, что такое добро и зло». Подавляющее большинство источников, дающих определение термина «мировоззрение», приводят именно его — полностью или с некоторыми правками и сокращениями.
 
Профессор Московской духовной академии А.И. Осипов дает более краткое и точное, хотя менее философское, определение мировоззрения. Он указывает, что «мировоззрение — это совокупность взглядов на самые основные вопросы бытия в целом и человека (сущность бытия, смысл жизни, понимание добра и зла, существование Бога, души, вечности)» [5]. В некоторых трудах определение мировоззрению не дается вовсе, так как авторы подразумевают, что значение этого термина всем очевидно.
 
Для того чтобы четко представить себе сущность понятия «мировоззрение», можно определить присущие ему общие особенности. Иногда они формулируются прямо, иногда подразумеваются в работах, посвященных изучению данного понятия. Выделим эти тезисы.
 
Во-первых, термин «мировоззрение» неотделим от понятия «человек» — это взгляд именно человека, способ его духовной ориентации в окружающем мире [6].
 
Во-вторых, мир, на который смотрит человек, воспринимается как нечто целое и цельное, «всякое мировоззрение... по своей природе есть осознание мира как чего-то целостного» [7], — говорится в одной из работ советской школы. А поскольку мировоззрение предполагает образ «мира как целого», что достигается при выходе в сферу всеобщности, то оно по своей сути метафизично [8]. Более того, в советских изданиях очень сдержанно описывался круг мировоззренческих вопросов, авторы предпочитали ссылаться на научное знание, не останавливаясь на этой теме подробно. Причиной этого является тот факт, что мировоззренческие вопросы (например, что такое добро и зло, проблема смысла жизни, поиска Истины, существования Бога) выходят за рамки научного знания [9].
 
В-третьих, понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия «смысл жизни», так как в конечном итоге именно смыслом жизни любого человека определяется его поведение. Это самый важный и самый главный вопрос, который должно решить мировоззрение [10].
 
В-четвертых, от понятия «мировоззрение» неотделима человеческая свобода. Человек способен сам абсолютно свободно выбирать любое мировоззрение, которое посчитает нужным или правильным. Ему можно предложить на выбор что-то лучшее или худшее, но «мировоззрение в приказном порядке закрепить в сознании человека невозможно» [11].
 
В-пятых, человек не просто должен видеть мир — он должен видеть именно реальный мир, видеть его таким, какой он есть на самом деле. Предрассудки, мечты, фантазии, несбыточные надежды изолируют человека от реальности, в которой он живет. Человек начинает жить в виртуальной или искусственной реальности, в выдуманном им самим мире обмана и иллюзий [12], что крайне губительно сказывается на всей его жизни. Поэтому для решения главной задачи мировоззрения необходимо определить и найти объективную реальность, которая выступит фактически критерием истинности для формирования мировоззрения, наиболее адекватного окружающей действительности.
 
Перечисленные характерные свойства термина «мировоззрение» помогают отделить мировоззренческие вопросы от других вопросов и проблем. С их же помощью можно определить, насколько то или иное мировоззрение целостно. Если мировоззренческая система не отвечает на обозначенные выше вопросы, она не способна выполнять свою функцию и не может называться мировоззрением в полном смысле этого слова.
 
В этом случае уместнее говорить о мировоззренческой ориентации человека, но не о мировоззрении, потому что оно, как нечто цельное, еще фактически отсутствует. Иногда в этой ситуации говорят об обыденном мировоззрении как совокупности взглядов, основанных на здравом смысле и повседневном жизненном опыте [13].
 
Рассмотрим с точки зрения выделенных критериев православное мировоззрение, то есть то мировоззрение, которое формирует Православие через соблюдение его носителем тех или иных требований данной религиозной традиции.
 
Примечательно, что само русское слово «религия» происходит от латинского religare — «связывать» [14]. Она есть исторически изменчивая связь человека с Богом, а также отражение способов такой связи в соответствующих религиозных верованиях. И вообще любая религиозность подчеркивает ответственность человека перед Богом в рамках его божественного предназначения [15]. Здесь мы видим полное соответствие с первой выделенной нами отличительной особенностью мировоззрения.
 
Центральное место в Православии, как и в любой религии, занимает Бог. Поэтому его необходимой частью является признание «личного, духовного, совершенного Начала, являющегося личностью, первопричиной всего существующего, в том числе человека» [16]. Религиозное мировоззрение всегда основывается на Боге, так как Он есть Истина — лучшего основания для мировоззрения невозможно придумать [17]. Этим положением религия принципиально отличается от других взглядов на мир, для которых искомый идеал объективно не существует, но является не более чем теоретической моделью или фантазией ума. Преимущество Православия как мировоззрения заключается в том, что оно опирается на Божественное Откровение (догматы). Это позволяет ему быть явлением принципиально вечным и устойчивым [18], в отличие от безрелигиозных взглядов на мир, изменяющихся вместе с непостоянными человеческим разумом и знаниями. По этой же причине Православие воспринимает весь мир как нечто единое и целостное, что согласно со второй отличительной особенностью мировоззрения. В отличие от безрелигиозных и псевдорелигиозных мировоззренческих ориентаций, Православие имеет понятие о божественном предназначении человека и, следовательно, смысле его существования, которые по определению должны быть верными. С точки зрения религии смысл жизни невозможно найти ни в окружающем мире, ни в самом себе [19], но только в Самом Боге. Этот тезис соотносится с третьей особенностью мировоззрения.
 
Свобода является неотъемлемой часть православного образа мыслей: «к свободе призваны вы, братия» (Гал. 5, 13), — пишет апостол Павел в одном из своих посланий. «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32), — призывает апостол и евангелист Иоанн Богослов. Даже в Ветхом Завете проблема свободы и выбора человека является центральной: «Я даю вам сегодня выбрать одно из двух и призываю небо и землю в свидетели вашего выбора. Вы можете избрать жизнь или смерть: первый выбор принесет благословение, второй проклятие. Изберите жизнь, и тогда и вы, и дети ваши будете жить!» (Втор. 30, 19). По этому критерию мы также видим согласие с четвертой отличительной особенностью термина «мировоззрение».
 
В пользу реальности (объективности) православного мировоззрения говорят различные аргументы. Одним из них является внутренняя непротиворечивость христианского учения, другим — наличие в окружающем нас мире подтверждений некоторым ключевым догматам. Например, для православных христиан наличие в мире первородного греха и его последствий очевидны — это подтверждает в науке второе начало термодинамики и всеобщая смертность в жизни каждого человека. Никакие другие религии, даже монотеистические, не признают факта поврежденности человеческой природы и мира, считая это состояние нормальным и естественным [20]. Но есть и другие близкие к науке доказательства объективности именно православного христианского мировоззрения. Например, английский ученый, священник и богослов Джон Полкинхорн считает, что «откровение, понимаемое как особый источник знаний о Боге, лучше всего рассматривать по аналогии с ролью эксперимента в науке. Хотя законы природы действуют всегда, эксперименты — это события, во время которых эти законы особенно явно проявляются. Сходным образом, откровение заключается в людях и событиях, в которых божественное присутствие — хотя оно есть всегда — особенно явно проявляется» [21]. Так же как научный опыт является отражением материальной реальности, духовный опыт, в свою очередь, является отражением реальности духовной. Как по результатам научных опытов можно судить о материальном мире и его закономерностях, также по духовному опыту можно судить о закономерностях духовного мира и о нем самом.
 
В науке для проверки объективности полученных данных применяют такие инструменты математической статистики, как сходимость и воспроизводимость результатов измерений. Так, «воспроизводимость измерений характеризует малость случайной погрешности при повторных измерениях одной и той же величины в одинаковых условиях одним и тем же методом», а «сходимость измерений характеризует близость друг к другу результатов измерений, выполненных в различных условиях, различными методами, различными экземплярами однотипных приборов, на различных типах приборов» [22].
 
Именно этим научным критериям объективности соответствует религиозный опыт подвижников Православия, вопреки утверждениям атеистической литературы о том, что, сколько есть людей, столько может быть и религиозных «опытов» и «истин» [23]. Двухтысячелетняя история Православия говорит о том, что религиозный опыт подвижника не изменялся на протяжении всей его жизни (сходимость), а также он не изменялся при его воспроизведении разными святыми отцами, в разных местах, при разных бытовых, национальных и культурных условиях, в разные столетия (воспроизводимость) [24].
 
Отсюда мы видим, что Православие, как религиозное мировоззрение, имеет полное право на существование, так как соответствует всем требованиям со стороны светского и даже антирелигиозного понимания этого термина. Более того, не находят своего подтверждения и обвинения его в необъективности (нереальности) и противоречии науке.
 
Источник: Преподобный Сергий. Русь: наследие, современность, будущее / Сб. науч. трудов XI Межрегиональных Пименовских чтений. – Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2014.

Священник Кирилл Петрович,

Саратовская православная духовная семинария

Примечания
 
[1] Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991. С. 351.
[2] См.: Десницкий А. Люди и фразы. - М., 2011. С. 131.
[3] Хеллер М., свящ. Творческий конфликт. О проблемах взаимодействия научного и религиозного мировоззрения. - М., 2005. С. 181.
[4] Большая советская энциклопедия. - М., 1974. Т. 16. С. 320.
[5] Осипов Л.И. Путь разума в поисках истины. - М., 2004. С. 169.
[6] См.: Понятие мировоззрения, его структура и основные типы//httр://eduсаtion-filosof.ru/bilety-s-otvetami-po-filosofii-ponyatie-mirovozzrcniya-cgo-struktura-i-osnovnye-tipy.html.
[7] Гусев С.С., Пукшанский Б.Я. Обыденное мировоззрение. Структура и способы организации. - СПб., 1994. С. 20.
[8] См.: Современный философский словарь. - М., 1998. С. 488.
[9] См.: Игнатова В.А. Концепции современного естествознания. - Тюмень, 2005. С. 66.
[10] См.: Чубов П.Ф. Миросозерцание. Как выработать свое мировоззрение. - М.-Ижевск, 2010. С. 29.
[11] Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. - Казань, 1989. С. 187.
[12] См.: Руднев В.П. Словарь культуры XX века. - М., 1998. С. 255.
[13] См.: Гусев С.С., Пукшанский В.Я. Указ. соч. С. 12.
[14] См.: Абачиев С.К. Православное введение в религиоведение. - М., 2010. С. 63.
[15] См.: Мутаххари М. Человек и вера. Человек с точки зрения Корана. - М„ 2009. С. 105.
[16] Чернышев В.М. Религиоведение. - Киев, 2009. С. 14.
[17] См.: Феофан Затворник, свт. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений. - М., 2009. С. 109.
[18]См.: Вольнов В.Приглашение в философию. Христианство. - СПб., 2003. С. 8.
[19]См.: Тареев М.М. Цель и смысл жизни.- СПб.. 2008. С. 83.
[20]См.: Рождественский М. Неожиданный шариат. - М., 2010. С. 198.
[21] Полкинхорн Дж., свящ. Наука и богословие. - М., 2004. С. 108.
[22] Козлов М.Г. Метрология и стандартизация. Учебник. Центр дистанционного образования Московского государственного университета печати // http:// www.hi-edu.ru/e-books/xbookl 109/01 /part-010.htm.
[23] См.: Спутник атеиста. - М., 1961. С. 293.
[24] См.: Игнатий Ставропольский (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 1. - М., 1996. С. 83.