Православие испытают незалежностью
Константинопольская православная церковь и ее глава Вселенский патриарх Варфоломей рассмотрели полученное из Киева обращение о предоставлении автокефалии православной церкви на Украине. Документ, подписанный Петром Порошенко, доставил в Стамбул заместитель главы его администрации Ростислав Павленко. В Киеве настаивают: «независимая от России церковь» — обязательный атрибут суверенного государства. Собеседники “Ъ” как в России, так и на Украине признают, что решение вопроса автокефалии может растянуться на годы. Между тем одобренная большинством депутатов инициатива Киева была предпринята вопреки воле Украинской православной церкви Московского патриархата. Учитывая это, план по созданию «национальной церкви» грозит углубить противостояние в стране, включив в него еще и религиозный конфликт.
Заместитель главы администрации президента Украины специально прилетел в Стамбул, чтобы передать Вселенскому патриарху Варфоломею обращение Петра Порошенко о предоставлении томоса об автокефалии. Патриархат, рассмотрев обращение, заявил, что изучит этот запрос вместе с другими православными церквями. В случае положительного решения Синода Константинопольского патриархата Украина сможет иметь собственную православную церковь, подобную той, которая существует в Сербии, Румынии, Болгарии и многих других православных странах.
Выступая на прошлой неделе в Верховной раде, Петр Порошенко заявил, что создание единой поместной православной церкви в стране — «это инструмент не религии, а геополитики, инструмент борьбы в гибридной войне с Россией». По его словам, получение автокефалии для православной церкви «обеспечит окончательную независимость Украины от России».
Этот аргумент показался парламентариям убедительным — большинство из них (268) поддержали обращение главы государства к патриарху Варфоломею.
В настоящее время на Украине существуют три православные церкви. Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) во главе с митрополитом Онуфрием — единственно признанная в православном мире церковь на Украине. Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) во главе с патриархом Филаретом, отколовшаяся от РПЦ в 1992 году, в Москве именуется раскольнической, а ее предстоятеля еще в 1997 году РПЦ предала анафеме. Украинская автокефальная православная церковь создана в 1917 году, ее возглавляет митрополит Макарий. Кроме того, в стране действует Украинская греко-католическая церковь, которая подчиняется папе римскому.
По словам собеседника “Ъ” в администрации президента Украины, создание единой православной церкви Петр Порошенко всегда считал одной из главных задач своего президентства. «Этот шаг станет символом независимости, окончательного отделения от «русского мира». Не РПЦ, а именно Константинопольская церковь была, есть и будет церковью-матерью, которая поможет преодолеть раскол между православными Украины»,— продолжает источник “Ъ”.
И добавляет: «Показательно, что едва ли не впервые с 2014 года во время речи президента депутаты дважды вставали. Обращение к патриарху Варфоломею поддержали все парламентские фракции, за исключением “Оппозиционного блока”, который можно считать пятой колонной Москвы».
Опрошенные “Ъ” эксперты в Киеве и Москве обращают внимание на то, что инициатива Петра Порошенко возникла не на пустом месте, а стала продолжением усилий, которые предпринимали его предшественники на посту главы государства на ранних этапах украинской независимости.
«Мечта о едином православии родилась еще во время президентства Леонида Кучмы, активно работать с церквами власть начала при Викторе Ющенко, который практически выпрашивал автокефалию у патриарха Варфоломея. С тех пор эта игра президентов с юрисдикциями стала больше похожа на «принуждение к патриотизму»»,— пояснил “Ъ” руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.
По словам эксперта, после событий 2014 года Украинская православная церковь в значительной степени разделилась на пророссийских и антироссийских иерархов (де-факто УПЦ перестала упоминать приставку «Московский патриархат»).
При этом Киевский патриархат стал популярнее в обществе: судя по опросам, именно КП стали считать «национальной церковью», а риторика главы Украинской православной церкви патриарха Филарета стала соответствовать «полувоенному» положению, в котором находится Украина.
В ситуации нарастающего внутрицерковного размежевания в окружении Петра Порошенко отвергают обвинения во вмешательстве государства в дела церкви, которые высказывали в последние дни его противники.
«Церковная история свидетельствует о том, что признание автокефального статуса почти всеми поместными православными церквами происходило при содействии государственной власти — в том числе и в случае с РПЦ. Украина — это давняя каноническая территория Константинопольского патриархата, которая была только предоставлена Москве «в аренду». Однако условия аренды были нарушены, и поэтому стороны теперь свободны от каких-либо обязательств»,— пояснил собеседник “Ъ” в администрации Петра Порошенко.
С этим мнением согласен источник “Ъ”, близкий к Госкомрелигий Украины: «Украинские православные имеют право быть признанными в мире. Точно так же те православные, которые придерживаются пророссийской ориентации, имеют право хранить верность Москве. Но при этом они должны понимать: если Украинская православная церковь Московского патриархата не изменит свою политику, то при появлении канонической альтернативы от нее отойдут от 3 тыс. до 4 тыс. религиозных общин — более чем из 11 тыс., насчитывающихся сегодня».
Еще один собеседник “Ъ” — пожелавший остаться анонимным депутат Рады от «Блока Петра Порошенко» (БПП) — также предсказывает, что «сторонников церковного единства с Москвой» на Украине ждут нелегкие времена: «Те, кто останется под эгидой Московского патриархата, должны будут честно называть себя отделением Русской православной церкви. Не поддержав процесс объединения, они больше не будут иметь отношения к Украине. Опросы показывают, что все большее число православных Украины хотят иметь единую автокефальную церковь, как это принято в большинстве православных стран».
Депутат от БПП рассчитывает, что значительная часть иерархов УПЦ (МП) «проявят свой патриотизм и в итоге поддержат идею автокефалии». «Этот вопрос выходит за пределы церковного. Речь идет о нашей окончательной независимости от Москвы. Это такое же важное дело, как борьба за членство в ЕС и вступление в НАТО»,— утверждает собеседник “Ъ”.
Позицию президента и парламентариев готов поддержать протоиерей УПЦ (МП) Георгий Коваленко. Как он сообщил “Ъ”, «необходимо приветствовать любые действия любого правителя, если они способствуют восстановлению единства украинского православия». «Создание единой православной церкви и ее автокефальный статус должны способствовать реальным мировоззренческим изменениям в церкви и обществе»,— убежден протоиерей.
Впрочем, собеседник “Ъ” в УПЦ (МП) призывает не торопить события и напоминает: «Многие в Киеве ожидают, что Вселенский патриарх чуть ли не завтра примет решение об автокефалии. Однако церковь никогда и никуда не спешит, подобные решения могут приниматься годами, если не столетиями. Украинские депутаты, общественные деятели уже не раз писали письма и Вселенскому патриарху, и папе римскому. И все эти обращения до сих пор, как говорится, находятся на рассмотрении».
Позиция Русской православной церкви по поводу инициативы создания на Украине «национальной церкви» оказалась предсказуемо негативной.
«Создание автокефальной церкви — это процесс, который не может быть инициирован светской властью, потому что церковь в современных государствах отделена от государства, и государство не должно манипулировать церковью, в том числе в предвыборной борьбе или в каких-либо еще политических целях»,— заявил председатель отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.
По его словам, концепция создания единой поместной церкви на Украине, отделенной от Русской православной церкви, базируется на тезисе о том, что в независимом государстве должна быть независимая церковь. «Однако если действовать по этому принципу, тогда надо было бы Александрийскую церковь поделить на пятьдесят с лишним частей, поскольку она обнимает собой всю Африку, где более пятидесяти государств. В свою очередь, Антиохийскую и Иерусалимскую церковь пришлось бы делить на несколько частей и так далее»,— продолжает председатель отдела внешних церковных связей.
«Бывший Киевский митрополит Филарет Денисенко решил свою собственную, личную проблему решить при помощи церковного раскола. Проблема эта заключалась в том, что он был одним из кандидатов на Московский патриарший престол, но поместный собор Русской православной церкви выбрал на эту должность другого человека — покойного приснопамятного патриарха Алексия II. Филарет затаил обиду: вернувшись на Украину, он стал работать на создание независимой церкви»,— говорит митрополит Иларион.
Янина Соколовская, Киев; Максим Юсин, Павел Коробов
23 апреля
Источник: "Коммерсантъ"
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии