Православие и современность. Митрополит Варшавский и всей Польши Савва (Грыцуняк)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Митрополит Варшавский и всея Польши Савва (Грыцуняк)

Мы живем в эпоху, когда европейские страны и народы объединяются. Этот процесс касается также и нас – православных. Именно поэтому нам так необходимо осознать свое место в европейских структурах. Вот почему тема моего сегодняшнего доклада[1]– «Православие и современность».

Следует решительно заявить: Православие является христианством в его чистейшей форме. Оно сохраняет и развивает апостольское христианство, ничего искусственно не добавляя и не убирая. Из истории Церкви, а также из истории человечества мы знаем, что истина всегда сталкивалась с противодействием. И Православие, сохранявшее истину, всегда сталкивалось с трудностями разного характера. Уже в древности торжество христианства над язычеством почти совпало во времени с началом падения Римской империи. На Западе варварство победило древнюю культуру, были уничтожены многочисленные храмы, Запад отделился от Востока. Начиная с VII века и вплоть до века XV Византийская империя постепенно разрушалась под ударами крестоносцев и мусульман, тогда же ослабели Греческая и балканские Церкви. От турецкого ига они освободились только в XIX веке. Русская Церковь пережила период татарского ига. Православие в Польше боролось с римским католичеством и унией. ХХ век принес почти всем православным гонения со стороны коммунистов.

В чем же Православие нуждается сейчас? Обратим внимание на самое основное.

Свобода

Что следует подразумевать под этим понятием? Отсутствие свободы – это подчинение Церкви разнообразным национальным, политическим, экономическим или психологическим трендам. Церковь служит народам. Она может инициировать и благословить любую положительную деятельность, в том числе политического характера. Но ошибочным является мнение, что Церковь существует исключительно для этой цели и вне этих задач она не нужна.

Церковь Христова является Царствием Божиим, началом всеобъемлющей жизни, которая не должна знать никаких земных ограничений. В противном случае деформируется церковная жизнь, приспосабливая Церковь к нашим мирским заботам, вместо того чтобы возвысить саму земную жизнь к христианскому идеалу. Церковь, свободная от мира, служит ему – но если она подчиняется тому, что мирское, она становится по сути ненужной. Мы не язычники, чтобы удовлетворяться одной религиозной формой, облекая ее в суету нашей жизни.

Возрождение истинно христианской жизни

Ошибочно думать, что человек, регулярно посещающий храм, только поэтому может считать себя православным христианином. Православный христианин – это человек, который обращен к Богу через Христа; человек, который живет полнотой правды Христовой, который живет во внутреннем и внешнем единстве со всеми христианами. Это человек смирения и любви, который стремится к преображению своей личной и общественной жизни, и ради этой цели он готов к любому труду. Это человек, верный Христу в своей религиозной и обыденной жизни.

Необходимость единства

В настоящее время православный мир разделен из-за амбиций одних и национального безразличия других, а иногда даже и враждебности. Православным Церквям не хватает единства, не хватает элемента соборности. Результатом этого являются расколы. Но самое опасное – это равнодушие. Причина всех этих явлений – в искривлении церковного сознания. Между тем, идея Церкви весьма понятна: в каждой стране должна быть одна Церковь, один первоиерарх, координирующий национальные и языковые вопросы, касающиеся обычаев и характерных для данного народа культуры и традиций. Только таким способом можно обеспечить лад церковной жизни.

Недостаток церковной культуры

Все те трудности и гонения, которые испытывало Православие на протяжении своей истории, не способствовали интенсивному и правильному развитию церковной культуры. В настоящее время надо везде начинать заново строить церковную культуру. Это дело сложное, так как многие из нас не видят в этом необходимости. Церковь не может быть крепкой, если большинство светских и верующих людей ничего или почти ничего не знают о вере, кроме того, к чему они привыкли. Многие не понимают богослужение и смысла святых таинств; церковным организациям не хватает многих членов и т.д.

Необходима православная миссия

Развитие православного общества невозможно без организованной миссии и работы в этой области. Духовенство пассивно, а священник, даже весьма активный, не многое может сделать в одиночку. Поэтому одинаково необходимы и внутренняя, и внешняя миссия. Нужны образованные миссионеры, потому что к Православию многие испытывают интерес, а современному миру, как никогда раньше, нужно слышать голос Церкви.

Православие должно укреплять истинные представления о человеке, о его отношениях с Богом и обществом. Православие всегда исповедовало существование истины и красоты, которые одинаковы для всего человечества. Это имеет огромное значение сегодня, когда господствует либо полное отрицание этих ценностей, либо их считают относительными и зависимыми от пристрастий и своеволия. И именно эти представления привели к кризису как человечество в целом, так и каждого человека в отдельности.

Человек – существо свободное и разумное, имеющее духовную составляющую. Поэтому дух должен быть во всем преобладающим и самым ценным элементом. Именно понимание этой простой для христианина истины так необходимо современному миру. Материальное наполняет души, умы, науку. Техника, производство и богатство стали богами. Капитализм и коммунизм требовали и требуют господства экономики над всеми и всем. Теперь мы видим, к чему это ведет. Современное человечество все больше погружается в психоз корысти, роскоши и богатства. Человек болеет жадностью к наживе. Современный человек нуждается в спасении от испорченности, извращения и грязи. Его жизнь может быть красивой и святой, но только в здоровом соединении с духом.

Духовная жизнь человека обращена к Богу, так как душа по своей природе христианка. Бог есть Всесовершенный Дух, прообраз человеческого духа. Он есть абсолютное добро, правда, красота и любовь. Только то, что является абсолютным, может быть началом, мерой, и целью всего. Без Бога все становится лишенным разума, лишенным цели, загадочным и относительным. Если нет Бога, то люди придумывают свои индивидуальные правды, индивидуальную красоту и индивидуальные идеалы. Без Бога нет абсолютного начала, которое смогло бы соединить людей, а есть, наоборот, распад и неизбежная враждебность.

Единение через Церковь

Единство людей между собой – важнейшая истина. И эту истину необходимо понять и принять. Все люди взаимосвязаны, даже помимо своей воли, общей природой, происхождением, культурой, языком, государством. Духовная связь между людьми более глубокая, чем они сами думают. Одна из важных идей христианства состоит в том, что никакие различия между людьми не должны их разделять. Только в Боге все мы соединяемся. В Нем соединяются самые важные стремления людей. Он есть сверхсовершенный Идеал, Источник и Цель жизни всех и вся.

Жить в связи с Христом, Святым Духом и Богом Отцом означает быть в Церкви. Это в ней соединены все те, которые соединились во Христе. И именно Церковь есть путь в Царство Христово. Достижению этой цели служат иерархия, Священное Писание, Предание, церковная наука, богословие, богослужение, таинства и прочее. Самая важная задача христиан – приводить всех в Церковь, в которой открывается для каждого возможность совершенной личной жизни, богообщения и полного соединения с братьями во Христе.

Православие – путь к спасению

Из Церкви должно истекать в мир всякое добро. На пути добра мир приближается к Церкви, а в ней – к Царству Божию. Это означает, что вне Церкви нет спасения. В ней – источник и наивысшее воплощение добра. Вне Церкви добро легко растворяется во зле.

Осознание подлинного христианства и его животворящей силы – самая важная задача современного православного христианина. Из этого вытекает необходимость последовательного и всестороннего осуществления христианского идеала как внутри Церкви, так – по возможности – и во всем мире. Церковная жизнь во всей своей полноте должна строиться в соответствии с идеалом Христа и новозаветным учением. Для Церкви мало и недостаточно отдельно взятых каких-то аскетических, литургических, культурных и бытовых христианских идеалов. Так и весь окружающий нас современный мир не может жить исключительно свободой или исключительно культурным или материальным богатством.

Поскольку сама природа человека духовна, связана с Богом и естественным образом обращена к единству всех людей, то нарушение этих основ человеческого бытия, даже во имя собственного добра, ведет непременно к гибели.

 

Перевела с польского Иоанна Диц

http://www.bractwocim.cerkiew.pl/


Источник: Православие. Ru