Православие – религия послушания? Андрей Зайцев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

 

Почти 10 лет назад мне в руки попала восхитительная книжка для детей. Она называлась «Наташина азбука» и рассказывала о печальной истории восьмилетней девочки. У ребенка не было друзей, играла она лишь с самодельной куклой да общалась с крестной, которая велела духовнику «в рот смотреть». Наташа после школы делала уроки, а потом занималась с куклой церковнославянским и греческим языками и основами православного богословия. В частности девочка объясняла кукле как «Христос воипостазировал свою плоть».

С тех пор прошло много времени. Казалось, что подобные педагогические промахи остались в прошлом, но недавно в социальных сетях я увидел фразу: «Православие – религия послушания». Человек, сказавший это, так расшифровал свою мысль: «Жена находится в послушании у мужа, муж – у духовника, а духовник – у патриарха».

Есть замечательный анекдот, описывающий невозможность идеальных семейных отношений по «Домострою». Муж говорит приятелю: «Я в семье главный. Если я решил, что иду на футбол, значит, мы идем на футбол». В разговор вмешивается жена: «Дорогой, а не поехать ли нам к маме». После паузы мужчина продолжает: «А если я хочу поехать к маме, мы едем к маме».

 

Андрей Рябушкин. Семья купца в XVII веке. 1896 г.

Иными словами, с послушанием в нашем обществе большие проблемы: дети не слушаются родителей, жены – мужей, а мужья – жен, мир катится к своему концу, и скоро придет Антихрист.

Если читатель думает, что предыдущий абзац написал я, то могу его разочаровать – это один из самых древних письменных памятников в мире, появившийся за несколько тысячелетий до Рождества Христова. Я лишь слегка сократил текст и добавил туда упоминание Антихриста.

Человек всегда считает, что во времена его молодости солнце светило ярче, птички пели громче, а сам он слушался родителей куда лучше, чем его собственные дети. Людская психология и механизмы памяти остаются постоянными в течение многих тысяч лет, а потому многим дорога Церковь как хранительница традиций, как наставник послушания, но и здесь есть свои подводные камни.

В повседневной жизни часто путают послушание и подражание. Маленький ребенок может копировать походку понравившегося ему взрослого, даже если тот прихрамывает. Школьники передразнивают учителя, его интонации, манеру вести урок. Мотивы у детей разные – добрые или злые, а вот способ один. Еще Аристотель говорил о подражании, как о главной особенности человека. Так что Православную Церковь скорее можно назвать Церковью подражания. Святые подражают, учатся у Христа, мы – у подвижников, а наши дети – у нас. Подражание всегда предполагает творчество, проживание. Невозможно подражать Христу или святителю Николаю, не чувствуя с ним близости.

Даже дьявол, которого зовут «обезьяной Бога», каждый раз творит новую реальность. Искушая конкретного человека, он учитывает его характер, темперамент, привычки и склонности. В подражании, даже негативном, всегда есть творческое начало, которое очень важно для Церкви и верующих.

Послушание в наши дни часто понимается как механический процесс. Митрополит Антоний Сурожский рассказывал чудесную историю о том, как он служил в армии. Приходил капрал и приказывал: «Копаем яму на северо-восток». Андрей Блум знал, что офицер ошибается, поскольку рыть нужно было в другом направлении. Но, говорил владыка, это была прекрасная школа отсечения собственной воли и освобождения.

Сходные новеллы можно найти и в патериках, когда старец просил сажать морковку наоборот, а на недоуменный вопрос ученика, сделавшего все правильно, отвечал, что ему нужны были не овощи, а послушание.

Интересно, что такие абсурдные приказы могли рождаться только в голове человека, творчески подходящему к своему служению. Старец хотел преподать иноку запоминающийся урок, использовав необычный образ.

Мы же часто употребляем прекрасное слово послушание в качестве синонима к слову приказ. Духовник сказал жениться на Маше. Ваня взял под козырек и пошел под венец. Но Церковь это не казарма, и в ней могут сосуществовать противоположные точки зрения. Митрополит Иларион (Алфеев) считает Сталина «чудовищем и духовным уродом», протоиерей Всеволод Чаплин предостерегает от однозначных оценок личности «вождя народов», осуждая репрессии, а есть верующие, которые чуть ли не оправдывают их.

Означает ли это, что христианин не может самостоятельно оценить этого советского правителя, а должен спросить духовника и согласиться с его точкой зрения?

Теперь представим себе, что жена хочет голосовать за кандидата Х, муж за кандидата Y, а духовник вообще советует вбирать кандидата Z. Как в этой ситуации должен повести себя православный христианин, считающий, что православие – религия послушания? Не приведет ли жесткое понимание этого слова к ссорам и конфликтам в семье?

И как выглядит послушание, если жена хочет пойти в церковь в юбке, муж считает, что ей нужно надеть сарафан, духовник не дает однозначного ответа на этот вопрос, а подросшие дети предпочитают летом молиться на службе в шортах? Должна ли Церковь принимать специальный документ о православном дресс-коде, обязательном для всех?

Конечно, в Церкви есть субординация. Священник подчиняется решениям епископов, все христиане верят в догматы, принятые на Вселенских соборах. Мы бережно сохраняем наши традиции, но это не означает, что Христос призывает своих учеников лишь к послушанию как к исполнению приказов.

В Церкви могут спокойно уживаться люди, не соглашающиеся друг с другом по вопросам, не связанным с догматикой или десятью заповедями.

http://www.foma.ru/pravoslavie-religia-poslushania.html