Православие – это не прямая путевка в рай. Часть 1

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Вниманию читателей портала предлагается перевод беседы с архимандритом Андреем (Конаносом), посвященной обсуждению вопроса о спасении представителей других религиозных систем.

Твое сердце может еще больше исполниться Божьей благодатью, потому что, если бы оно было целиком наполнено ею, то ты не смог бы этого перенести, захотел бы уйти от мира сего и умереть от огромного счастья.Поэтому в сердце для счастья места может быть все больше и больше, оно может стать еще более радостными счастливым со Христом, находясь ближе к Церкви. Очень хорошо, что мы православные христиане. Но, важно то, как мы живем в Церкви, как сохраним Христа в нашей душе, как представим Его другим людям, если они начнут Его искать в нас, если они попросят что-то рассказать о НемНо если даже не спросят нас об этом,Христос сказал нам, что свет нашей души должен светить: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»[1].

Передавайте свет и имейте то, что вам необходимо, будьте теми, кем вы должны быть, и с этого дня не думайте о том, поймут ли вас людипроизведете ли вы впечатление на них. Будь стойким, будь тем, кем ты должен быть, не бойся того, что происходит около тебя. Бог не требует от тебя недостижимых и невозможных вещей, а бытьправославным, верующим, чувствовать Христа, любить, быть смиренным, а не судить, делить людей на хороших и плохих и не говорить: «Эти люди, наверное, уже в раю, а те, наверное, не спасутся!» Не говорить: «Я попаду в рай, а они попадут в ад!»

Даже если это касается еретиков и всяких других вероотступников, ты не должен говорить, кто попадет в рай и кто попадет в ад. Христос нигде не говорил, чтобы мы судили, что будут делать другие или что будет делатьХристос с другими людьми. Когда Апостолы спросили, спасутся ли другие люди (то есть они думали: «мы хорошие, мы с Тобой, Господь!»), Господь не ответил на этот вопрос, а сказал нечто совсем другое:«Подвизайтесь, чтобы войти сквозь тесные врата»[2].

Вас должно интересовать только одно: подвизаться, чтобы войти «сквозь тесные врата», ваша жизнь должна быть подвижнической. Человек должен быть смиренным, смотреть на себя, а что Бог будет делать со всеми остальными, спасет ли другие народы, племена, религии, об этом мы не знаем. А если даже Бог скажет тебе, что они не спасутся, не надо радоваться, не стоит этим гордиться и говорить: «Вот видишь, они не спасутся! Я рад этому!»

Если ты это скажешь, если ты порадуешься тому, что другие не спасутся, то и ты не спасешься. Тебе должно стать неприятно, должно возникнуть желание помолиться о них и сказать: «Господи, дай всем свет истиныи мне, думающему, что на моей стороне правда».

Некоторые говорят: «На моей стороне правда!»

Но истина – это не то, чем можно владетьа то, что может владеть нами: мы находимся в истине, мы не можем владеть истиной, и она не нуждается в насБог не нуждается в том, чтобы мы защищали Его. Если ты хочешь быть православнымбудь смиреннымимей любовь, будь строг к самому себе, а к другим относись с добротой, снисхождением и смирениемНе отступай от догм. Мне хочется верить, что ты не тот человек, который, когда говорят одно, слышит совсем другое, а третье развивает в твоей голове.

Книжники и фарисеи, и все, кто считали себя «избранными»сказали Христу: «Наш отец –Аврааммы православные

Эти « православные», эти строгие зилоты верили, что имеют в своих руках истину. И действительно, они имели нечто страшное – истину, закон МоисеяБожье Откровение в Ветхом Завете, книги закона, синагогу, богослужение, молитву. Но использовали их неправильным образом: превратили их в меч, который использовалипротив других людейИ все то, о чем они говорили, то есть, что они православные, в конечном счете стало для них осуждениемБог отнял у них благодать. «Если вы хвалитесь, что вы потомки Авраама, что выправославные, но думаете, что все остальные должны вам служить, и должны быть осуждены, испытываете неприязнь к ним, вы настолько черствые и чтите устами Меня, говорит Господь, а ваше сердце далеко от Меня».

Страшные слова. Этот народ чтит Меня своими устами  мы устами говорим об очень хороших вещах, нонаш дух и поведение не таковы, какими Бог хотел бы, чтобы они были. Поэтому спроси себя: «Настоящий ли я?»

Некоторые спрашивают: «Что Бог сделает с остальным миром? Ладно, мы живем в Греции, мы православные, а другие, которые живут в других странах? Что Господь, что сделает с ними?»

Я не понял, в чем заключается твоя проблемаТо есть если сегодня кто-то умрет в Германии, в Риме, Италии, Америке, Австралии, заставит ли тебя Бог отправить его в рай или в ад? Скажет ли Бог: «Ты решай»? Нет, мы не можем этого решатьсуд – это не наше дело. Для меня главным вопросом является: спасусь ли я?Вопрос не в том, что делает другой человек, а что ты будешь делать – является ли православной твоя жизнь?

Что значит быть православным, а не кем-то другимПравославие – это, что называется, приди и посмотри! Приди, встань с кресла, проснись от летаргии, в которой ты находишься и ничем не интересуешьсяИщи что-то,знаешь ли, что? Не ищи какого-то бога, потому что Бог первый придет и найдет тебя, а найди Его, чтобы приблизиться к Немучтобы увидеть Бога, Которого ты нашел. Мы не ищем незнакомого Бога – незнакомый Богпришелстал знакомым и сказал нам: «Вот Я».

Когда Каиафа и Пилат спросили:

– Скажи нам, это Ты? Заклинаю Тебя, скажи, Ты Сын Божий?

Он ответил:

 Да, это Я.

И все. Св.Фотиния – самарянка – сказала:

– Мы ждем, чтобы пришел МессияГосподь ей сказал:

 Это Я – Мессия.

Мы не ищем Бога, Он пришел и нашел нас, и в Православии не начинаем искать для себя новые вещи нашим умом, придумывать иха ищем уже найденные вещиХристос уже сделал первый шаг, Он нашел нас в темноте,Свет пришел во тьму, и Бог нашел насОн сделал первый шаг, то, чего мы не могли сделать: как найти Бога,если мы как слепые? Христос приходит, находит нас, и в этом большая разница между Православием и другими религиямиДругие религии являются человеческим движениемгде человек говорит: «Я не могу жить на этой земле. Меня душат одиночество, страх, смерть, угрозы, хищники, землетрясения, наводнения, беды. Я хочу на что-нибудь опереться. На что?»

И ум начинает искать и создает божестваОн слышит гром и называет его ЗевсомВидит страшное море, которое поглощает многих людей, где тонут корабли, и говорит: «Ой! Наверное, здесь скрывается бог!» И называет его Посейдоном. Превращает все в божестваэто наш вымыселВ своем уме я начинаю создаватьбога по моему образу и подобию. Представляю себе Бога согласно своему представлению. Поэтому в разных религиях боги завидуют, ссорятся, убивают друг друга, завидуют людямубивают их, то есть все это – человеческие выдумки и человеческое поведение.

Мы не можем понять величие нашего Православия, потому что мы эгоисты, зазнаемся, высокомерны, и вместо того, чтобы сказать: «Господи, мы прославляем Тебя»,  мы говорим: «О-о-о, какой я хороший, я православный, я молодец!»

В то время как ты должен сказать: «Не я молодец, а ты Боже! Ты хороший, великий, сделал меня православным,спасибо Тебе! Тебе принадлежит вся славаТы сделал первый шаг, пришел на землю и нашел насрассказал нам о многих невероятных делах».

Это мне сказал какой-то подросток. Люди не могли бы выдумать такие невероятные вещи, а лишь те, которые похожи на нашу жизнь. Наши действия – это больные делав то время как Божьи – удивительные дела.

Бог говорит: «Возлюби врагов своих!» И если бы вера была нашим собственным изобретением и выдумкой, тоникогда бы мы не сказали себе«Возлюби врагов своих!»

Ты этого не можешьсказать, только Бог может это сказать. Только это уже говорит о том, что Христос является Богом, а Православие является истиной, потому что оно возносит человека до границ и высот, которых самчеловек не может достичь. То, что существует в Православииявляется божественным, а не созданным по нашему образу и подобиюПравославие – это жизнь Бога на землежизнь Святой Троицы в этом мире, Боготражается в наса не мы отражаемся в Нем. Понимаешь ли ты это?

Большая радость быть православным. Твоя душа благоухает от Святого Духа, ты миропомазан священником, который тебя крестилУ вас есть благодать Св. Крещения, просвещение Св. ТроицыБожьих ДаровЕсть многохлеба в этом делеПравославие – это необработанное поле в нашей жизни. И мы можем испытывать большую радость, наслаждаться, мы можем многое узнать из того, что мы делаем, о том, во что верим. Главное – никогда не останавливаться, потому что наша вера безгранична[i].

 Продолжение следует…

 Перевод с болгарского – магистр богословия Виталий Чеботар


[1] Матф. 5:16 -http://days.pravoslavie.ru/Bible/Index.htm - справка русского переводчика.

[2] Лука 13:26 -http://days.pravoslavie.ru/Bible/Index.htm - справка русского переводчика.

http://www.bogoslov.ru/text/4839154.html