Право на защиту традиционных ценностей. Протоиерей Сергий Звонарёв

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Протоиерей Сергий Звонарёв
Портал Богослов.Ru публикует доклад секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по делам дальнего зарубежья протоиерея Сергия Звонарёва, представленный на ХIX ежегодной международной конференции Международного общественного Фонда единства православных народов «Традиционные ценности и демократические свободы в современном мире». Встреча прошла 17–20 февраля 2013 года в г. Варна (Болгария).

Тема, предлагаемая организаторами для обсуждения в текущем году, является актуальной и будет оставаться таковой еще долгое время. Как следует из самого значения слова, традиционные ценности имеют опору в традиции. В применении к европейской цивилизации – это преимущественно христианская  традиция, основанная на евангельских заповедях.

Система ценностей, сформированная христианством, на протяжении многих веков была для европейских народов регулятором общественной, семейной и личной жизни. Она породила и экзистенциальный опыт, воплощённый в историческом бытии многими поколениями христиан. В свою очередь, система христианских духовных и нравственных ценностей и опыт их воплощения в жизни людей создали некий «генетический код» европейской христианской цивилизации. Именно эта духовная интуиция позволяла человеку долгое время правильно идентифицировать новые общественные явления с точки зрения добра и зла, соответствия евангельскому закону и церковному Преданию.

Однако со временем ведущее значение в общественном устройстве системы традиционных ценностей было оспорено, а затем и низведено на уровень частного интереса новой либеральной концепцией, утверждавшей высшей ценностью человеческую свободу. Последняя стала фетишем, объектом поклонения с присущими религиозному культу приношениями и жертвами. И первой жертвой стала религия с её моральными императивами. Не случайно все европейские революции, начиная с французской буржуазной и заканчивая социалистической в России, ставили своей задачей искоренение религии и утверждение секулярной идеологии в качестве регулятора общественных отношений.

Многие годы отстаивания прав и свобод человека, их формулирование и закрепление в основных международных документах – пактах и декларациях, – практическое воплощение в политике международных организаций и национальных правительств, сделали таковые доминантой публичной сферы. Утверждение незыблемости основополагающих прав и свобод человека стало достижением человеческой цивилизации, венцом идей гуманизма.

В то же время секулярная идеология присвоила себе монополию на трактовку человеческих прав и свобод. Следствием этого стало утверждение такого понимания прав и свобод, которое раскрепостило падшую человеческую природу, возвело человека с его грехами и страстями в разряд «меры всех вещей». В результате идеи равенства и справедливости стали служить не укреплению нравственных постулатов правды и добра, а явились знаменем в руках борцов, в частности, за признание и утверждение прав и равных возможностей сексуальных меньшинств. Явление, которое однозначно толкуется христианским учением как грех, становится нормой в современном обществе. В целом ряде европейских стран уже легализованы гомосексуальные союзы, а в некоторых государствах, таких как Франция, происходит дальнейшее развитие прав сексуальных меньшинств, которые предполагают и усыновление детей. Парламент Французской Республики нижней палатой большинством голосов принял закон, закрепляющий равные права гомосексуальных пар с традиционной семьёй, включая право на усыновление детей. Весь мир из новостных выпусков узнал, что такое «родитель № 1» и «родитель № 2» – наименования, упраздняющие понятия муж и жена.

Опасность ситуации с утверждением равноправия гомосексуальных союзов заключается ещё и в том, что возможность усыновления детей не станет вершиной борьбы за права сексуальных меньшинств. Основной бренд международных организаций – противодействие дискриминации в её различных проявлениях, очевидно, будет предполагать и дальнейшие шаги в деле защиты однополых союзов. Так, всякий отказ от признания со стороны религиозных общин гомосексуальных сожительств будет неизбежно влечь обвинения в дискриминации. Церкви будут принуждаться венчать однополые пары, а представители сексуальных меньшинств будут продвигаться в клир церковных общин. При этом и Священное Писание может быть признано дискриминационным с позиции либерального прочтения семейных ценностей. И это происходит уже в наши дни. Целый ряд протестантских церквей приняли такой подход, иные – имеют силы сопротивляться. Однако и натиск со стороны секулярной идеологии только продолжает нарастать.

В сложившейся ситуации только верность христианской традиции может стать достойным отпором оголтелому либерализму в семейной сфере. Христианам необходимо научиться не поддаваться комплексу неполноценности, навязываемому секулярным миром, не бояться обвинений в «архаичности и маргинальности», посягательствах на прогресс, не обманываться обволакивающими трезвый разум терминами, сформулированными чиновниками международных организаций. Многотысячные французские демонстрации сторонников традиционных семьи и брака, как союза мужчины и женщины, засвидетельствовали, что общество в основе своей не готово принять гомосексуальное равноправие, способное не просто расшатать, но и поставить на грань деградации один из основополагающих институтов социума – семью.

В жизни современного общества мы видим и иные формы наступления либеральных свобод, которые откровенно попирают традиционные ценности. Речь идёт о религиозных символах, как внешних знаках таких ценностей. Скандальные акции в Храме Христа Спасителя, спиливание православных крестов в Киеве и Архангельске, недавняя кощунственная акция участниц феминистского движения в Соборе Парижской Богоматери после добровольной отставки Папы Римского Бенедикта XVI свидетельствуют о том, что традиционным ценностям в публичном пространстве противостоят агрессивные силы.

Не стоит забывать, что защита традиционных ценностей является таким же неотъемлемым правом человека и гражданина, как, например, право «избирать и быть избранным». Мы становимся очевидцами  противопоставления одних прав – другим, и даже их некоторой конкуренции. Так, право на свободу слова и выражения, под гарантией которого и совершаются кощунственные акции, вступает в соревнование с правом человека на защиту от посягательств своих религиозных чувств, в том числе связанных с религиозными символами. Опыт правовой оценки национальных и международных судебных структур свидетельствует о том, что часто приоритет отдаётся праву на свободу слова и самовыражения как ценности более высокого порядка. Такой подход способен внести в общество разделение, поскольку нарушает справедливый порядок доступа и защиты важнейших прав человека, одним из которых и является право на защиту от оскорбления религиозных чувств верующих.

Особенностью термина свобода является то, что он используется при формулировании самых разных идей. Его употребляют, чтобы утвердить право человека и нации на отсутствие внешнего давления, неприкосновенность и суверенитет. Понятие свободы используют и в этической сфере, как право на поведение и образ жизни, не ограниченные никакими внешними рамками, в том числе нравственными. Церковь же настаивает на понимании свободы как внутренней свободы человека от греха. Раб греха и страсти не может быть нравственно свободным. Свобода, будучи даром Божьим человеку,  понимается как механизм нравственного совершенствования человека в его свободной любви к Творцу. Именно к такой свободе призван и человек Нового Завета. Спасительная жертва Христа Иисуса открыла человечеству путь обожения, богоуподобления посредством сопричастности Воскресению Христову, следования евангельскому закону, добродетельной жизни во Христе.

С церковной точки зрения человеческая свобода неотделима от нравственной ответственности, иначе она становится не благом, но произволом и инструментом разрушения как самого человека, злоупотребляющего ею, так и общества в целом.

Связь свободы и ответственности содействует утверждению достоинства человеческой личности. Мы можем говорить о достоинстве исходя из нравственного измерения жизни человека, его способности быть носителем  нравственных ценностей. Иными словами, достоинство человека тем значимее, чем крепче его нравственная сила. Именно этим объясняется и феномен героизма.

Традиционные ценности имеют огромный консолидирующий потенциал. Будучи воплощением Божьей правды, а не продуктом человеческих измышлений, они способны объединить людей различных культур, политических убеждений и социально-философских взглядов. Такое качество востребовано перед лицом многочисленных разделений и конфликтов в современном мире.

http://www.bogoslov.ru/text/3179450.html