Право на защиту традиционных ценностей. Протоиерей Сергий Звонарёв
Тема, предлагаемая организаторами для обсуждения в текущем году, является актуальной и будет оставаться таковой еще долгое время. Как следует из самого значения слова, традиционные ценности имеют опору в традиции. В применении к европейской цивилизации – это преимущественно христианская традиция, основанная на евангельских заповедях.
Система ценностей, сформированная христианством, на протяжении многих веков была для европейских народов регулятором общественной, семейной и личной жизни. Она породила и экзистенциальный опыт, воплощённый в историческом бытии многими поколениями христиан. В свою очередь, система христианских духовных и нравственных ценностей и опыт их воплощения в жизни людей создали некий «генетический код» европейской христианской цивилизации. Именно эта духовная интуиция позволяла человеку долгое время правильно идентифицировать новые общественные явления с точки зрения добра и зла, соответствия евангельскому закону и церковному Преданию.
Однако со временем ведущее значение в общественном устройстве системы традиционных ценностей было оспорено, а затем и низведено на уровень частного интереса новой либеральной концепцией, утверждавшей высшей ценностью человеческую свободу. Последняя стала фетишем, объектом поклонения с присущими религиозному культу приношениями и жертвами. И первой жертвой стала религия с её моральными императивами. Не случайно все европейские революции, начиная с французской буржуазной и заканчивая социалистической в России, ставили своей задачей искоренение религии и утверждение секулярной идеологии в качестве регулятора общественных отношений.
Многие годы отстаивания прав и свобод человека, их формулирование и закрепление в основных международных документах – пактах и декларациях, – практическое воплощение в политике международных организаций и национальных правительств, сделали таковые доминантой публичной сферы. Утверждение незыблемости основополагающих прав и свобод человека стало достижением человеческой цивилизации, венцом идей гуманизма.
В то же время секулярная идеология присвоила себе монополию на трактовку человеческих прав и свобод. Следствием этого стало утверждение такого понимания прав и свобод, которое раскрепостило падшую человеческую природу, возвело человека с его грехами и страстями в разряд «меры всех вещей». В результате идеи равенства и справедливости стали служить не укреплению нравственных постулатов правды и добра, а явились знаменем в руках борцов, в частности, за признание и утверждение прав и равных возможностей сексуальных меньшинств. Явление, которое однозначно толкуется христианским учением как грех, становится нормой в современном обществе. В целом ряде европейских стран уже легализованы гомосексуальные союзы, а в некоторых государствах, таких как Франция, происходит дальнейшее развитие прав сексуальных меньшинств, которые предполагают и усыновление детей. Парламент Французской Республики нижней палатой большинством голосов принял закон, закрепляющий равные права гомосексуальных пар с традиционной семьёй, включая право на усыновление детей. Весь мир из новостных выпусков узнал, что такое «родитель № 1» и «родитель № 2» – наименования, упраздняющие понятия муж и жена.
Опасность ситуации с утверждением равноправия гомосексуальных союзов заключается ещё и в том, что возможность усыновления детей не станет вершиной борьбы за права сексуальных меньшинств. Основной бренд международных организаций – противодействие дискриминации в её различных проявлениях, очевидно, будет предполагать и дальнейшие шаги в деле защиты однополых союзов. Так, всякий отказ от признания со стороны религиозных общин гомосексуальных сожительств будет неизбежно влечь обвинения в дискриминации. Церкви будут принуждаться венчать однополые пары, а представители сексуальных меньшинств будут продвигаться в клир церковных общин. При этом и Священное Писание может быть признано дискриминационным с позиции либерального прочтения семейных ценностей. И это происходит уже в наши дни. Целый ряд протестантских церквей приняли такой подход, иные – имеют силы сопротивляться. Однако и натиск со стороны секулярной идеологии только продолжает нарастать.
В сложившейся ситуации только верность христианской традиции может стать достойным отпором оголтелому либерализму в семейной сфере. Христианам необходимо научиться не поддаваться комплексу неполноценности, навязываемому секулярным миром, не бояться обвинений в «архаичности и маргинальности», посягательствах на прогресс, не обманываться обволакивающими трезвый разум терминами, сформулированными чиновниками международных организаций. Многотысячные французские демонстрации сторонников традиционных семьи и брака, как союза мужчины и женщины, засвидетельствовали, что общество в основе своей не готово принять гомосексуальное равноправие, способное не просто расшатать, но и поставить на грань деградации один из основополагающих институтов социума – семью.
В жизни современного общества мы видим и иные формы наступления либеральных свобод, которые откровенно попирают традиционные ценности. Речь идёт о религиозных символах, как внешних знаках таких ценностей. Скандальные акции в Храме Христа Спасителя, спиливание православных крестов в Киеве и Архангельске, недавняя кощунственная акция участниц феминистского движения в Соборе Парижской Богоматери после добровольной отставки Папы Римского Бенедикта XVI свидетельствуют о том, что традиционным ценностям в публичном пространстве противостоят агрессивные силы.
Не стоит забывать, что защита традиционных ценностей является таким же неотъемлемым правом человека и гражданина, как, например, право «избирать и быть избранным». Мы становимся очевидцами противопоставления одних прав – другим, и даже их некоторой конкуренции. Так, право на свободу слова и выражения, под гарантией которого и совершаются кощунственные акции, вступает в соревнование с правом человека на защиту от посягательств своих религиозных чувств, в том числе связанных с религиозными символами. Опыт правовой оценки национальных и международных судебных структур свидетельствует о том, что часто приоритет отдаётся праву на свободу слова и самовыражения как ценности более высокого порядка. Такой подход способен внести в общество разделение, поскольку нарушает справедливый порядок доступа и защиты важнейших прав человека, одним из которых и является право на защиту от оскорбления религиозных чувств верующих.
Особенностью термина свобода является то, что он используется при формулировании самых разных идей. Его употребляют, чтобы утвердить право человека и нации на отсутствие внешнего давления, неприкосновенность и суверенитет. Понятие свободы используют и в этической сфере, как право на поведение и образ жизни, не ограниченные никакими внешними рамками, в том числе нравственными. Церковь же настаивает на понимании свободы как внутренней свободы человека от греха. Раб греха и страсти не может быть нравственно свободным. Свобода, будучи даром Божьим человеку, понимается как механизм нравственного совершенствования человека в его свободной любви к Творцу. Именно к такой свободе призван и человек Нового Завета. Спасительная жертва Христа Иисуса открыла человечеству путь обожения, богоуподобления посредством сопричастности Воскресению Христову, следования евангельскому закону, добродетельной жизни во Христе.
С церковной точки зрения человеческая свобода неотделима от нравственной ответственности, иначе она становится не благом, но произволом и инструментом разрушения как самого человека, злоупотребляющего ею, так и общества в целом.
Связь свободы и ответственности содействует утверждению достоинства человеческой личности. Мы можем говорить о достоинстве исходя из нравственного измерения жизни человека, его способности быть носителем нравственных ценностей. Иными словами, достоинство человека тем значимее, чем крепче его нравственная сила. Именно этим объясняется и феномен героизма.
Традиционные ценности имеют огромный консолидирующий потенциал. Будучи воплощением Божьей правды, а не продуктом человеческих измышлений, они способны объединить людей различных культур, политических убеждений и социально-философских взглядов. Такое качество востребовано перед лицом многочисленных разделений и конфликтов в современном мире.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии