Праведный Иоанн Кронштадтский: как святой проводил Новый год
Дневники, письма, проповеди – благодаря им мы можем увидеть то, что обычно опускают в житиях. Как жил великий святой в повседневной жизни, какие испытывал радости и скорби, как боролся с грехом в себе, о чем размышлял под новый год. Читаем, что пишет сам праведный ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ
ДНЕВНИКИ
1871 год
30 и 31 декабря были для меня днями скорби, тесноты и мрака. Не понравились мне частые посещения и гостьба отца Григория и Анны К., особенно вследствие частых шиканий моей жены, чтобы ходил не стучал, и следствии переселения её в спальню своячницы, а ко мне - отца Григория, да вследствие сору и беспорядков во всех комнатах. Но, признаюсь, я грешен в этой скорби, унынии и тесноте и мучении сам, или самолюбие мое. Я должен отвергаться себя, своей собственности, своего спокойствия, своих удобств в пользу своих ближних, тем более что от меня и требуется небольшое самоотвержение. Привык я к простору, к чистоте, к одиночеству, и вот стеснение некоторое для меня стало несносно. О, где у меня душа общительная, довольная, кроткая, любящая, терпеливая, охотно уступающая ближнему свое жилище, свой хлеб и питье, свои сладости, свои деньги, только бы это ему послужило в пользу? Где это все? Увы! Эти добродетели иссякли, следствие пристрастия к земному. К земному простору, к земному богатству, пище и питию, вследствие пресыщения земными благами; нам дороги и любезны стали не ближние, а свои удобства и удовольствия, свои выгоды; мы готовы порвать всякую связь с людьми, если они не полезны нам или если мы должны давать им часть своей собственности, хотя бы эти люди были к нам близки по родству и свойству. Так, человек достаточный и всем довольный делается кумиром для самого себя, равно как земные блага служат для него идолами, которые погашают в сердце его пламень любви к Богу и образу Его - человеку. А между тем вся жизнь, все блаженство человека, все его богатство заключается в любви к Богу и ближнему, потому что оно только никогда не отымается от него и есть истинная, вечная жизнь наша, а земное богатство не сегодня-завтра будет отнято у нас смертью или бедственными какими-либо случаями.
1872 год
31 декабря. Через невоздержание мое в пище и питье (напоминаем, что в то время 1 января приходилось не на Рождественский пост, а на святки – ред.) сбил меня грех с толку в воскресенье 31 декабря во время обедни, которую я служил без дьякона. непослушание протоиерею, просившему меня служить единолично без дьякона, тоже было препоною для меня в служении: враг смутил, обессилил, рассеял, убил меня. Даждь мне, Господи видеть в людях благое, а не злое; даждь искренно любить ближних и не мыслить об них зла. Вот, я читал книгу Сушкова о митрополите Филарете Московском, в которой он всё хвалит его, и мне досадно было, что он всё только хвалит его, и стал я припоминать худые слухи о покойном митрополите, о его деспотизме в своей епархии, о его непотизме, или страсти замещать места священно- и церковнослужителей своими родственниками, и зло было мне на обоих -- на сочинителя и покойного Преосвященного митрополита, и смутно и тесно стало у меня на сердце; но вот я раскаялся перед Богом в моем пессимизме, переменил взгляд на Преосвященного Филарета – и стало легко. Благодарю и благопослушливого Господа, и благоприменительного.
1873 год.
30 декабря. Благодарю Господа, сподобившего благополучно совершить утреню, литургию и молебствие, громогласно и с силою душевною, хотя и при сильной головной боли (пред выпадением обильного снега). Благодарю Господа, удостоившего меня причастится Его Божественных и животворящих Таин, в очищение и освящение, крепость, исцеление и здравие души и тела. Благодарю за оживление меня чрез совершение двух крестин и нескольких молебнов. Благодарю Господа, благоутробно помиловавшего меня, злоутробного, когда я в скорби и тесноте обратился к Нему с молитвою покаяния, и избавившего меня от скорби и тесноты и даровавшего мир и пространство душе моей, - а я укорил и осудил нищих и кричал на них за частое ко мне хождение: но они нуждались, и я виноват против них.
ПИСЬМА
1898 год
Письмо игумении Пюхтицкого монастыря Алексии (Пляшкевич).
Честная Матушка Игумения Алексия! С новым годом и праздником Просвещения (Крещения Господня) поздравляю тебя и всех сестер. Присылаю вам на обитель триста рублей. Утешайтесь о Христе. Протоиерей Иоанн Сергиев, 5 января 1898 года
1903 год
Письмо игумении Леушинского монастыря Таисии (Солоповой).
Дорогая достопочтимая Матушка Таисия!
От души поздравляю тебя и сестер и отцев твоей обители с Новым (гражданским) Годом, с пожеланием новых благодатных и всяких других милостей Божиих, а тебе Матушка, в особенности – целости физической и духовной бодрости и не воспящаемой деятельности, столь благотворной и славной. Детям, воспитанницам всем желаю расцвета и полноты духовных и физических сил, особенно - твердой веры истраха Божия, как начала премудрости. Сегодня, 30 декабря, я имел честь служить в церкви вашего подворья и говорил поучение на Евангелие о тяжком наказании соблазнителям и о вреде соблазнов. Монахини пели превосходно; народу была полная церковь. Во имя Господа Вседержителя, держащего всю тварь дланию, смиренно преподаю тебе и сестрам и девицам-воспитанницам Божие благословение на Новый Год. Да будет он полон милостей Божиих; да хранит Господь дни твои, Матушка, в мире и здравии. Здешние сестры все здоровы и горят к тебе любовию и доброжелательством. Ваш смиренный Богомолец и слуга протоиерей Иоанн Сергиев. 30 декабря 1903 г.
ПРОПОВЕДИ
Слово на новый 1904 год
Творец времен сподобил нас, дорогие братья и сестры, и еще увидеть новый по счету год, который по делам нашим и нашим старым привычкам опять будет старым и ветхим. Только святая, добродетельная жизнь, соединенная с всегдашним покаянием, обновляет человека на всякий день. И это потому, что в каждом человеке есть семя и зародыш тления - грех, унаследованный от грешных предков, который непрестанно, хотя иногда незаметно, тлит все существо человека. С этим семенем тли и самых тяжких болезней рождается человек на свет и постепенно тлеет и мало-помалу иногда заживо умирает!
По слову Господа, испытующего сердца и утробы наши, изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло изнутри исходит и оскверняет человека (Мк. 7:21-23).
И так что же после этого значит для нас Новый год? Это еще продолжающееся к нам милосердие и долготерпение Божие, ожидающее нашего исправления, устраивающее наше душевное спасение. Новый год - это сильное побуждение к нашему покаянию и добрым делам. Вспомним притчу о бесплодной смоковнице, которую за неплодие Хозяин сада хотел срубить, а садовник умолял Его еще оставить на год для удобрения под ней почвы и для принесения плодов.
Но настанет последний день, после которого не будет времени, как говорится в Откровении Иоанна Богослова: Ангел, котораго я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на ней, и море и все что в нем, что времени уже не будет. Итак, придет пора, когда прекратится совсем время и настанет вечность неизмеримая, бесконечная, невообразимая, прекратятся навсегда смены дней и ночей, заря утра и вечера и. времен года; не будет этих постепенных чередований зимы, весны, лета и осени; не будет этого прекрасного украшения земли зеленью, цветами, листвою и плодами; не будет никаких рождений - ни человеческих, ни животных; самая земля, по слову Божественного Писания, сгорит, и будут новое небо и новая земля, нетленное небо и нетленная земля, сообразная духовным телам будущих воскресших людей (2 Пет. 3: 10,13); солнце угаснет и исчезнет, и Солнцем всеозаряющим, всепросвещающим, всеоживляющим будет Сам Христос Господь, Солнце правды; не будет луны и звезд, ибо все это временно, стихийно, сложно и потому невечно и тленно.
Прекратится, наконец, царство суеты и греха и всякой неправды, убегут все скорби, болезни, печали и воздыхания в новом отечестве, и не останется вовсе и помину о них; настанет царство любви, правды, непоколебимого мира, радости и вечного веселия; не будет этой пестроты народов, племен и языков - будет один народ Божий с одним дивным и для всех понятным духовным языком - ангельским или человеческим; все будут как один народ, как чада единой семьи, у которой будет один Отец - Бог. И эта вечность, предопределенная Творцом от начала, прежде бытия неба и земли, настанет скоро, по неложному слову Самого Творца: Се, гряду скоро, и мзда Моя со Мною воздати комуждо по делом его (Апок. 22:12). Для этой вечности, для этого будущего бесконечного жития и блаженства и создал всеблагий Господь человека и род человеческий; и если бы мы только в этом веке уповали на Христа и не имели в виду будущей бесконечной жизни, в которой водворяются вечная правда и святость, то мы были бы еще окаяннее, злополучнее всех человеков, терпя здесь бесчисленные болезни и скорби и тысячи видов всяких смертей и не имея воздаяния за все, что терпим, за правду, за Христа.
Итак, будет блаженное и вечное воздаяние за все добрые дела и подвиги здешней жизни, совершенные по вере и упованию на нашего Начальника веры и Совершителя Иисуса Христа; и отрет Он всякую слезу с очей плакавших здесь ради правды Его, и злосчастные и праведные на коленях Божиих утешатся, по пророку, и радости их не будет конца (Ис. 35:10; 66:14), а нераскаянные грешники будут в вечной муке; всякая неправда людей, не заглаженная и не исправленная покаянием и добродетелью, получит свое возмездие праведное. Не льститеся: Бог поругаем не бывает (Гал. 6: 7), ибо, что человек посеет здесь, то и пожнет там, в вечности, говорит неложное слово Божие.
Итак, братья и сестры, готовьтесь неотложно к вечности - покаянием и добрыми делами. Времени скоро не будет, и время к исправлению и подвигам веры и добродетели отнимется.
Будем же каяться, исправляться и приносить Господу плоды добрых дел. Тогда наступивший год будет действительно новым, потому что принесет нам обновление всего существа нашего - души и тела. Тогда, хотя внешний человек наш будет тлеть в болезнях и скорбях, но внутренний, потаенный сердца человек будет обновляться всякий день, как это было с апостолом Павлом. Аминь.
Слово на новый 1908-й год
С Новым годом, дорогие братия!
Еще мир стоит, не одряхлел совершенно, и не рушится от грехов наших; еще дается нам новый по числу год. Но если бы нынешние люди управляли миром, как некоторые хотели бы управлять русским государством и если бы им дано было разрушить, хотя малейшую часть мира — ибо где им червякам, разрушить весь мир, они несомненно разрушили бы, как разрушают частные или общественные здания, поместья, города и целые царства через войну. Но бодливому животному, Бог не дал рогов, по пословице.
Человек крайне сам ограничен, хотя в злобе своей может много напакостить, по допущению Божию, и сам бывает удобно сокрушен и лишен жизни.
И так мир стоит твердо доселе, потому что находится в крепких руках Творца Всемогущего, создавшего все для блага тварей.
А кругом нас — увы! — разрушение и пагуба; люди падают как колосья под рукою жнеца: всюду убийства. Нет безопасности ни для кого. Злые времена! Люди обратились в зверей, — даже хуже — в злых духов. Причина — безверие, анархия, данная свобода, ложно понятая, надежда ненаказанности или укрывательства от правосудия. В какие времена мы живем? Во времена ли языческих Неронов, Домицианов, Диоклитианов и других мучителей христианского народа?
Нет, — мы живем во времена христианства, христианских царей, во времена возникновения всюду великолепных христианских храмов. Ослабела власть; она сама ложно поняла свободу, которую дала народу; сама помрачилась умом и народу не дала ясного понимания свободы. Но кому дано много, с того много и взыщется.
И так, новый год, а беспорядки — старые; старая свобода всяких союзов, собраний (особенно университетских), свобода вероисповедания, т. е. живи по велению своей извращенной совести безбожной; свобода расколов и перехода в какую хочешь веру.
Обратимся к чтению Апостола — что он говорит? Он говорит следующее: вы должны отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу в правде и святости истины (Ефес. 4: 22-24).
Обязательны для нас эти слова или нет?
Или мы освободили себя и от послушания св. писанию и не считаем себя обязанными исполнять его? Как раз мы поступаем вопреки учению Апостола. Мы живем, т. е. большинство людей живет по вожделениям ветхого человека, по желанию бесовскому, и творим усердно волю злых духов, а не по Божию повелению. Люди предались злому началу, потому что отпали от Бога, от веры, от Церкви, от совести, здравого смысла и идут гибельною стезею, быстро приближаясь к вечной пропасти.
Братия, слушайте еще краткое слово св. Апостола и исполняйте его. Вы должны отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека (Ефес. 4, 22-23) или облечься во Христа, в Его спасительную веру, в святость, правду, простоту, кротость, смирение, послушание, воздержание, терпение, милосердие и отложить неверие, гордость, любостяжание, злобу, пьянство, блуд, нечистоту ветхого человека.
Только тогда, когда вы хотя начатки будете иметь этих добродетелей и упражняться в них, можно вас будет приветствовать с новым годом, или лучше с новым духом, с новым сердцем, с обновленною жизнью, а без этой перемены духовной мы все старые грешники, с старой закваской всяких страстей и противны Богу, Творцу нашему. Аминь.
http://www.nsad.ru/articles/pravednyj-ioann-kronshtadtskij-kak-svyatoj-provodil-novyj-god
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии