Праведный Артемий Веркольский: святой подросток. Ольга Богданова
По крайней мере, событий внешних.
Сегодняшний ровесник Артемия или, по-современному. Артема, - это шести – или семиклассник. Он, скорее всего, имеет страничку «В Контакте», ходит в школу и на какие-то дополнительные занятия, в хорошем варианте учит уроки, в не очень хорошем – проводит время с друзьями, часто «зависая» в сети. Если семья церковная, он еще может алтарничать и посещать воскресную школу. Что происходит у него внутри, сказать трудно. Дай Бог, чтобы душа стремилась к хорошему и никто ей в этом не препятствовал и только лишь помогал.
Артемий жил в другое время. В XVI веке на Руси человек в 13 лет тогда был достаточно взрослым, активно помогал родителям по хозяйству (это как если бы сегодняшний школьник подрабатывал и приносил свой небольшой заработок в семью).
Чем именно жил Артемий, сказать трудно – подробностей его биографии мы не знаем. Известно только, что родители его были благочестивыми людьми, а сам он - терпеливым, кротким, послушным и прилежным ко всяким добрым делам.
На первый взгляд, заслуг никаких. Но если задуматься – а много ли сейчас людей, в том числе подростком, о которых с полной уверенностью можно сказать эти слова? То есть быть таким человеком – уже необычно, это уже достижение, только не внешнего, а внутреннего порядка. Значит, каким-то образом получилось, что внутри у этого человека были мир и радость, что он не спотыкался о те препятствия, о которые обычно спотыкается подросток, да и вообще всякий человек. А может быть, родителям удалось сделать дома такую обстановку, что у их сына не было повода отклоняться от доброго пути: он с детства нал, что по-настоящему благо, необходимо, ценно, к чему надо стремиться всем своим сердцем. Думается, не будет ошибкой сказать, что он знал Христа.
Таинству Крещения предшествует Чин оглашения, в который входят особые молитвы - так называемые Запрещения. И в Запрещении первом есть такие слова, обращенные к злому духу: «Изыди и отступи от запечатаннаго новоизбраннаго воина Христа Бога нашего: онем бо Тебе запрещаю, ходящим на крилу ветренню, творящим Ангелы Своя огнь палящ, изыди и отступи от создания сего со всею силою и ангелы твоими».
Особенно ярко звучит вот это определение – «новозапечатанный».
То есть крещеный человек - сосуд, запечатанный от зла, закрытый, как бы крышкой или пробкой. Своими действиями мы вольно или невольно нередко задеваем эту крышечку или печать, так что, условно говоря, можно ее приоткрыть, сорвать кусочек, открыть ход тому, чему священник когда–то по действию Божией благодати этот ход закрыл – тебе же во благо и во Спасение. И все, что требуется от человека после Крещения – хранить себя от действий зла, не давать им ход в свою душу. Увы, часто это не получается. Но в истории Церкви есть примеры тех, у кого это получилось.
Привычно, что часто биография святого – история преодоления греха, обращения от зла ко благу, от неверия ко Христу.
История Артемия про другое. Он с детства был христианином и каким-то образом в его душе сохранились чистота, свет, благодать Божия.
Он умер летом, когда ему было всего 13 – помогал отцу в поле и в него попала молния.
Люди подумали, что это знак суда Божия, и оставили тело в сосновом лесу непогребенным. Возможно, в родном селе было много разговоров по этому поводу – или о том, что мальчишка сделал что-то из ряда вон выходящее и прогневал Бога, или что это было послано отроку по грехам родителей… Подобные разговоры в непонятных ситуациях возникают и сегодня, вопрос в том, что часто эти домыслы не имеют отношения в действительности.
Со дня смерти Артемия прошло 28 лет . Сельский священник увидел свет над местом, где лежало нетленное тело Артемия, его мощи перенесли в храм, и они стали источником многих исцелений.
Позже в селении был основан Веркольский монастырь.
Источник: Татьянин день
Тропарь праведному отроку Артемию Веркольскому
глас 2
Вы́шняго повеле́нием,/ тучено́сным облако́м не́бо помрачи́вшим,/ и мо́лниям блиста́ющим,/ гро́му же возшуме́вшу с преще́нием,/ испусти́л еси́ ду́шу твою́ в ру́це Го́сподеви,/ прему́дре Арте́мие,/ и ны́не предстои́ши Престо́лу Влады́ки всех,/ и́же ве́рою и любо́вию приходя́щим к тебе́,/ подая́ исцеле́ние все́м неотло́жно,/ и моля́ся Христу́ Бо́гу,// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: По воле Всевышнего, грозовым облаком небо помрачившего, в блистании молний и угрожающем шуме грома ты отпустил душу свою в руки Господа, премудрый Артемий, и сейчас предстоишь Престолу Владыки всех, с верою и любовью приходящим к тебе подавая исцеление без отлагательств и молясь Христу Богу о спасении наших душ.
Кондак праведному отроку Артемию Веркольскому
глас 8
Возсия́ днесь пресве́тлая па́мять прему́драго Арте́мия;/ Богода́нная благода́ть я́ко ре́ки излива́ет от целе́бных моще́й его́ ди́вная исцеле́ния,/ и́миже от многоразли́чных неду́г избавля́емся,/ с ве́рою прие́млюще я́, и взыва́юще:// ра́дуйся, Арте́мие Богому́дре.
Перевод: Воссияла сегодня пресветлая память премудрого Артемия. Богоданная благодать как реки изливает от врачующих мощей его удивительные исцеления, которыми мы избавляемся от многоразличных болезней, с верой принимая их и взывая: «Радуйся, Артемий Богомудрый».
Молитва праведному отроку Артемию Веркольскому
Святы́й уго́дниче Бо́жий, пра́ведный Арте́мие, при́сный храни́телю святы́я ве́ры Правосла́вныя и бли́зкий защи́тниче всего́ се́вернаго кра́я Росси́йския страны́! При́зри ми́лостивно на усе́рдную моли́тву нас гре́шных и твои́м благомо́щным предста́тельством испроси́ нам у Го́спода проще́ние согреше́ний на́ших, преспе́яние в ве́ре и благоче́стии и огражде́ние от ко́зней диа́вольских. Моли́ Го́спода, да храни́т во здра́вии и непременя́емем благополу́чии ве́рных люде́й Свои́х, да пода́ст стране́ на́шей мир и тишину́, а нам нелицеме́рное послуша́ние, да сподо́бит всех нас получи́ти, по христиа́нстей кончи́не, Небе́сное Ца́рствие, иде́же вси пра́веднии вме́сте с тобо́ю, ве́чно сла́вят Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Молитва вторая праведному отроку Артемию Веркольскому
О, вели́кий уго́дниче Бо́жий, святы́й пра́ведный Арте́мие, покрови́телю святы́я оби́тели, твои́м и́менем красу́ющияся, си́льный хода́таю о нас ко Го́споду, вели́кий благоде́телю и живу́щих зде и́ноков твоея́ оби́тели и всех с ве́рою и любо́вию притека́ющих к ра́це чудотво́рных моще́й твои́х! При́зри ми́лостивно на убо́гую моли́тву нас, гре́шных и непотре́бных рабо́в, и твои́м всемо́щным предста́тельством испроси́ нам у Го́спода проще́ние грехо́в, преспе́яние в ве́ре и благоче́стии и огражде́ние от ко́зней супоста́та, и́щущаго нас погуби́ти. Да́руй бра́тству твоея́ оби́тели, от ста́рших до после́дних, смире́ние и кро́тость, любо́вь и послуша́ние вседу́шное, служе́ние и житие́ благогове́йное, свято́е и во всем ве́рное и благоду́шное исполне́ние и́ноческаго общежи́тия, да, рабо́тающе Го́сподеви непосты́дно и ду́хом горя́ще в непреста́нней моли́тве за благотвори́телей на́ших живы́х и усо́пших, яви́мся ве́рными раба́ми Го́спода, да Це́рковь Правосла́вная всея́ Росси́и, я́ко вертогра́д благонасажде́нный, цвете́т и плодотвори́т бога́то плода́ми ве́ры и благоче́стия! Моли́ Го́спода, да храни́т во здра́вии, душе́внем спасе́нии и благопоспеше́нии во всем правосла́вный наро́д наш. Моли́ Го́спода о ми́лости и благода́тных щедро́тах Святе́йшему Патриа́рху на́шему (имярек) и Святе́йшему Сино́ду на́шему. Моли́ Го́спода, да хода́тайством и заступле́нием преблагослове́нныя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы все мы и зде ми́рное и богоуго́дное житие́ поживе́м и по ми́рней христиа́нстей кончи́не сподо́бимся в пресла́внем Ца́рствии ми́лости Царя́ Не́ба и земли́, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, сла́вяще Его́ ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва третья праведному отроку Артемию Веркольскому
О, великосла́вный уго́дниче Бо́жий, о, вели́кий чудотво́рче, святы́й и пра́ведный Арте́мие, херуви́ме земны́й, челове́че Небе́сный, А́нгелов собесе́дниче, Небе́сный жи́телю! При́зри с высоты́ Небе́сныя све́тлым о́ком твои́м, и ниспосли́ нам лучи́ Бо́жия благода́ти. Свети́льниче Боговозжже́нный, твои́ми святы́ми моли́твами разжени́ мрак грехо́в на́ших, упроси́ у Отца́ све́тов свет благода́ти душа́м на́шим, всех правове́рных ско́рый быв помо́щник и засту́пник. Всяк бо, с ве́рою под кров защище́ния твоего́ моли́твенно притека́яй и заступле́ния Твоего́ у Го́спода прося́й, а́бие посо́бствуем быва́ет, Бо́жию же ми́лость обрета́ет и жела́ния се́рдца своего́ не лиша́ется, но про́сит благода́ти и прие́млет дар на по́льзу проше́ния. Ты еси, пра́ведный Арте́мие, вертогра́д Бо́гом насажде́нный, в не́мже цвет здравотво́рный, процвете́, е́же исцели́тися мно́гим от зе́льнаго трясави́чнаго неду́га. О, коль мно́зи твое́ю чуде́сною по́мощию слепи́и прозре́ша, глуси́и слух прия́ша, хроми́и возскочи́ша и ходя́ша, немощни́и де́йство рук прия́ша, безу́мнии воуми́шася, разсла́блении в жи́лах укрепи́шася, сля́ченнии испра́вишася и иму́щии вре́ды исцеле́ша! Еще́ же и скве́рнии де́мони моли́твою твое́ю отгна́шася, и ини́и неисце́льнии неду́зи разреши́шася. Та́ко, святы́й и пра́ведный Арте́мие, всем всегда ми́лостив явля́ешися. У́бо и о нас неисповеди́мую Бо́жию бла́гость умоли́, да оста́вит нам Госпо́дь до́лги на́ша, и да храни́т госуда́рство Росси́йское в ми́ре и благоде́нствии, в кре́пости и оби́лии, и ве́ру правосла́вную да укрепи́т, церко́вныя же раско́лы да утоли́т, и вся правосла́вныя христиа́ны да спасе́т. Мы же твою па́мять святу́ю от ро́да в род че́стно пра́здновати бу́дем, сла́вяще просла́вльшаго тя Христа́ Го́спода, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и со Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Ду́хом, ны́не и при́сно, и в безконе́чныя ве́ки веко́в. Ами́нь.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии