Правда одна – молчаливо восшедший на крест Христос. Юлия Семёнова

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Распятие

Чрезмерно много в последнее время говорят и пишут о конфликтах вокруг Русской Православной Церкви. Но когда я начинаю читать очередные размышления, выводы людей, мягко говоря, не симпатизирующих Церкви, в глаза бросается одно и то же – пишут эти люди в основном не о Церкви, а о своих представлениях о ней и анализируют они тоже эти самые свои представления, которые зачастую очень далеки от реальности.

При разности мнений и представлений все авторы почему-то уверены, что Церковь просто обязана им всем и каждому лично в отдельности угодить. Сказать, поступить так, как им нравится. И если именно им она не угодила, то тут все…. –  разнос, обвинения, много-много всяких слов. Но постойте, у Церкви нет задачи кому-либо угождать (тем более, что угодить всем все равно не получится), у ней нет цели говорить то, что от нее хотят услышать и чему все в восторге зааплодируют. Очевидно, что у Церкви в этом мире совсем другая задача: она помогает человеку очистить сердце, оторваться от суеты, научиться жить с Богом. Кому-то такая наука дается лучше, кому-то хуже, но это личная радость или трагедия тех людей, священников, которым она дается или не дается. И за свой успех или неуспех в этой науке жить в согласии с Богом они перед Ним и будут отвечать. К чему весь крик, шум? Нет, я не за молчание и не за замалчивание. Просто я не летала в космос и не рассуждаю о том, как должен быть устроен космический корабль. А вот в жизни Русской Православной Церкви в нашей стране все разбираются и все большие специалисты. Странно это. Причем, чем больше умствований и интеллектуальных выкладок, тем гуще дебри, по которым пытаются пройти, говоря о Церкви, их авторы.

Церковные, по-настоящему верующие люди о сути жизни в Церкви знают, у них есть для этого соответствующий опыт, они уже пили ту воду, испив которую «не будешь жаждать вовек». Нецерковные люди мерят Церковь мирскими законами, оценивают ее почему-то как властную структуру или общественную организацию, и получается чаще всего какая-то несуразица. Бесполезно оценивать Церковь исключительно в координатах ее жизни в обществе. Не в этих проявлениях ее суть. Этот анализ всегда будет ущербным и неполноценным. «Царство Мое не от мира сего», если эти слова для человека не реальность, то и рассуждения о Церкви наряду со здравыми мыслями будут в большей степени плутанием в собственных заблуждениях.

Мы лишились некой общей культурно-исторической парадигмы, такое ощущение, что каждый живет в некой своей стране, со своими представлениями о ее истории и роли Церкви в этой истории. Понятно, что какой-то конструктивной и плодотворной коммуникации при таком раскладе нет. И это большая проблема. Вместо диалога сразу же переходим на крик, дальше в дело идут кулаки, «серебряные калоши». Но если мы хоть сколько-нибудь культурные люди, то мы должны спокойно говорить и находить общий язык. Потому что мы все в одной лодке.

Вообще, так устроен мир, что ошибаются все – политики, бизнесмены, деятели культуры, священники, церковные и нецерковные люди. Никакой новости в этом нет. И, конечно, если смотреть на Церковь как на организацию, то мы не можем не признать, что в этой своей ипостаси она не всегда совершенна. Ошибки есть везде, где есть люди.

Наверное, если рассуждать светским языком, Церковь могла бы быть более изощренной в пиартехнологиях. Наверное, она могла бы выигрывать информационные войны. Возможно она этому еще научится. Но правда все равно не в этом, как бы не пытался каждый из кричащих и выказывающихся навязать Церкви какую-то свою правду.

Правда одна на все времена, другой нет и быть не может, сколько бы кто ее не искал – молчаливо восшедший на крест Христос. Он мог доказывать, кричать, он мог бы угодить людям, которые ждали от него, что вот сейчас он предстанет кем-то, кем каждый из них хотел его видеть. А он не доказывал, Он смирился до смерти. Это то смирение, та любовь, больше которых ничего в этом мире нет и которыми этот мир стоит. Если не согласны, просто вдумайтесь хорошо. Любовью и смирением Церковь жива более двух тысяч лет, ими она выжила в годы страшных преследований. Все остальное второстепенно, всегда, и сегодня тоже.

Церковь ругают. Еще больнее видеть, как кто-то за церковной оградой не выдерживает и начинает отвечать тем же . Хотя для христианина настоящая война должна быть только со своими грехами. За что ругают и для чего ругаются никак не пойму до конца. Увы, я не знаю ни одной столь же созидательной силы в нашем обществе (за исключением небольшого числа отдельных людей) как Церковь. Говорю это, потому что вижу жизнь Церкви изнутри. Более того, мне кажется, что Церковь при всех своих так раздражающих кого-то погрешностях единственный островок здравомыслия посреди безумного мира. Вы скажете для кого нужно строить столько храмов? Еще как нужно. Придите в любой храм на воскресную литургию, посмотрите, сколько там людей – и старики, и молодежь, и дети. И при каждом храме есть воскресная школа, и есть совместные дела прихожан, паломнические поездки. Для многих людей это очень важная составляющая их жизни. Если вы за толерантность, так будьте последовательны, зачем смеяться над теми, кто искренне верит и старается жить по евангельским заповедям.

Зачем нужны православные гимназии, преподавание основ православной культуры? Очень нужны. Когда я читаю антицерковный гвалт, мне кажется, что ни у кого из авторов этих текстов нет детей. Либо им просто безразлично, как живут их дети. Где сегодня есть идеалы, опираясь на которые можно вырастить хорошего человека? Так и хочется спросить: «Вы на улицу, когда стемнеет, давно выходили, особенно, в каком-нибудь провинциальном городке? Или вы криминальные сводки не читаете? Вам не страшно от того, что люди спиваются, деградируют и перестают быть похожи на людей? Кто и что в нашем обществе способно противостоять этому бедствию?». И когда я вижу в интернете зубоскальство над Церковью, я понимаю, что эти люди зубоскалят над собой, сами того не понимая. Они видимо думают, что вот это бедствие и деградация не коснутся их лично.

Мы разучились ясно и просто смотреть на вещи, мыслить в категориях – созидательно или нет, добро или зло. Если посмотреть на повседневную жизнь Церкви (но только не посредством добывания информации в сети Интернет, уж больно легко там заблудится), а на обычную, которая в храме, на воскресной службе, в воскресной школе, в общении прихожан, в крестном ходе  – эта жизнь созидательна. В ней нет ничего плохого, против чего имело бы смысл выступать. Бороться с этим – безумие, смяться над людьми, которые ходят в храм и хотят видеть своих детей добрыми христианами – еще большее безумие.

В современном мире все поставлено с ног на голову. Против Церкви идет война, изощренная. Люди, поднимающие на знамена толерантность, терпимость забывают о ней сразу же, как только речь заходит о Церкви. Иногда мне кажется, что наши соотечественники не могут без войны, привыкли воевать с советской властью, чиновниками, соседями – мало ли можно найти объектов, кто-то же должен быть виноват. Мирно жить и созидать не умеем. Но прежде чем примыкать к воющей стороне и кидаться в бой, стоит все-таки задуматься над тем, что война против Церкви – это война против себя. Ведь самое большее, что может каждый из нас: потихонечку созидать себя и мир вокруг себя. И только правда христианства с ее глубокой мудростью и любовью может нам в этом помогать. Все остальное рано или поздно обязательно уведет на тропу скандала, революции, войны, в никуда…


Источник: Православие и соврменность