"Практика ощущения. Звук" – новая выставка РОСИЗО

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
"Практика ощущения. Звук" – новая выставка РОСИЗО
Она посвящена звуковой экспериментальной культуре в России. Получить аудиальные впечатления посетителям предлагают через шум и тишину, различные объекты и даже собственное тело.

"Практика ощущения. Звук". Новая выставка в РОСИЗО посвящена звуковой экспериментальной культуре в России. Получить аудиальные впечатления посетителям предлагают через шум и тишину, различные объекты и даже собственное тело. Валерия Кудрявцева продолжит.

Алина Корень, сокуратор выставки, показывает, как работает Терпситон – инструмент, придуманный Львом Терменом и рождающий звуки вслед за движениями тела. То, как мы воспринимаем звук и как взаимодействуем с ним – сто лет назад и сейчас – главная тема исследования этой выставки. "Мы работали с темой звука в художественном музее. И, конечно, мы выбрали ракурс, который нам известен и понятен, связанный с рассмотрением звука как средства художественной выразительности", – рассказала куратор выставки Алина Корень.

Работа над экспозицией была кропотливой и длительной – в архивах Третьяковской галереи, РГАЛИ, Музее Маяковского, Бахрушинском и других. Оттуда же – многие экспонаты. Кураторы Алина Корень и Алла Цехмистренко консультировались со многими специалистами. Нынешний проект – один из самых интерактивных и необычных в РОСИЗО. "Эта выставка необычна для любого музея, потому что здесь мы скорее исследуем не столько предметы, сколько ощущения – звуковые, восприятия, настроения, природу звука. Мне кажется, что мало таких выставок", – поделилась генеральный директор музейно-выставочного центра "РОСИЗО" Ольга Галактионова.

В экспозиции – три зала. В первом исследуются границы между звуком и музыкой, музыкой и шумом. Здесь коллекция инструментов шумового оркестра – часто самых неожиданных. Например, авторский бутылофон. Второй зал фокусирует внимание на звуках в изобразительном искусстве, зрителя пытаются погрузить в практику ощущения, чтобы он мог сопоставить методы художника и композитора. Здесь – исследования по "биомеханике звука" Соломона Никритина, футуристическая опера Михаила Матюшина и Алексея Кручёных "Победа над солнцем", оригинальные рисунки Казимира Малевича. "В течение времени, когда играет музыкальная композиция, зритель погружается в свой слуховой опыт. И в это же время он изучает каждое из произведений искусства, анализируя, какие методы использует композитор, и сопоставляем, и рассматриваем, и анализируем, как с этим работают художники", – прокомментировала Алина Корень.

Отдельный проект – "звуковая история места" – пространства Усадьбы Тургеневых-Боткиных, где сегодня располагается РОСИЗО. "Мы можем, например, с вами переместиться в начало XIX века, когда рядом с усадьбой был огромный сад. И последняя точка – это момент сейчас, и последние звуки были записаны буквально на монтаже этой выставки", – добавила Алина Корень.

Не просто выставка, но глубокое исследование и масштабный перформанс с интерактивными зонами и уникальным звуковым сопровождением. Выставка подчеркивает связь между исторической звуковой культурой 20-30-х годов прошлого века и современными исследованиями. Ведь практика ощущений – вопросы, проблемы, поиски, связанные со звуком – сегодня примерно те же, что и 100 лет назад.

https://smotrim.ru/article/4072330