Познание Божественной тайны: Новый Завет и христианская мистика

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Приближается Страстная Седмица. Каждый ее день приоткрывает величайшую тайну – Таинства причащения Тела и Крови Христа, Его страданий, Креста, Смерти и Воскресения. Насколько мы можем познать их своим умом, что такое христианский мистицизм и чем он отличается от эзотерики, рассуждает протодиакон Константин МАРКОВИЧ


Четырехчастная икона. Благовещенский собор Кремля. Сер. XVI в.

В повседневной жизни слова “мистика”, “мистицизм”, “мистический” “мистерия” часто употребляют как синоним чего-то таинственного, обладающего особым смыслом, скрытым от общедоступного понимания.

Также понятию “мистицизм” придают значение личного, внутреннего соприкосновения человека с областью сверхъестественного и осмысления возникающих в результате чувств и переживаний. В этом смысле мистицизм является необходимым элементом любой религии. Более того, адепты оккультных и эзотерических течений называют свои воззрения мистицизмом, тем самым пытаясь придать им бóльшую привлекательность в глазах людей, малосведущих в области религии.

Разумеется, подлинный христианский мистицизм отличатся от мистицизма иных религий в той же степени, в какой эти религии, или оккультизм, отличается от Евангельской истины. Содержание и цель христианского мистицизма выражаются в словах Спасителя: “Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его” (Ин. 14. 6-7.) .

Христианство предполагает два рода религиозного знания – знания о Боге и знания Бога. Знание первого рода приобретается через изучение Божественного Откровения, выраженного в Священном Писании и Церковном Предании. Догматические определения соборов, аутентичные литургические тексты, авторитетные писания Святых отцов и учителей Церкви, канонические установления достоверно раскрывают и интерпретируют истину Евангельского вероучения, сообщенную Христом через свв. апостолов Его Церкви. Формированию религиозного мировоззрения способствует изучение не только богословия, но естественных наук, (“Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы” (Рим. 1. 20)) , философии, гуманитарных наук. Основным средством постижения здесь является человеческий разум.

Не случайно Церковь называет явление в мир Христа воссиявшим “Светом Разума”, который научает ведению правды Божией (Тропарь Рождества Христова). Следует всегда помнить, что точное знание о Боге можно невозможно получить вне Церкви, которая по слову св. ап. Павла, есть “Церковь Бога живого, столп и утверждение истины”(1 Тим. 3. 15. ).

Знание истинного, неповрежденного вероучения очень важно потому, что нельзя достигнуть спасения, не зная и не исполняя Божественного закона. Но само по себе знание и исповедание веры, насколько “ортодоксальным” оно бы не было, не приводит к спасению. “Ты веруешь, - говорит св. ап. Иаков - что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?” (Иак. 2. 19-20)

Иного знания – “Знания Бога”, Боговедения, человек может достичь лишь путем личного живого опыта христианской жизни. Христианин призван Господом к деятельной, активной вере, которая предполагает исполнение Евангельских заповедей о любви к Богу и ближнему.

Любовь к Богу проявляется в стремлении к общению с Ним в непрестанной личной молитве, в богослужении и церковных таинствах, к очищению своей души от греховных склонностей и страстей посредством аскетического подвига, и, как конечной цели, достижению духовного состояния чистоты и святости. В результате такой деятельной духовной жизни христианин свой личный опыт Богообщения, через который человек узнает Бога.

Богообщение – это движение Бога и человека навстречу друг другу. В молитве и служении человек устремляется навстречу Богу, и Бог отвечает на это стремление и действует в душе человека силой Своей благодати. Этот опыт личного общения человека с Богом называется мистическим. Практика духовной жизни, дающая возможность обрести личный опыт Богообщения, называется христианским мистицизмом. Теория этого опыта, изложенная в рамках христианского вероучения, называется мистическим богословием.

Слово “мистицизм” этимологически происходит от греческого слова μυστήριον (тайна, таинство), которое в свою очередь происходит от “μυέω” (учить, просвещать; вводить в таинства, посвящать ). Религиозное значение слово “μυστήριον”приобрело в эпоху поздней античности, последовавшую после завоеваний Александра Македонского (356-323 гг. до Р. Х.).

Именно в это время древние культы греческих городов-государств, существовавших изолированно друг от друга, вытесняются новыми, т. н. “мистериальными” культами, в которых сочетали элементы различных верований – греческих, египетских, ассирийских.

Таковыми являются культ Озириса и Изиды, Элевсинские мистерии, культ Гермеса-Трисмегиста и т. п. Эти культы соответствовали космополитизму эллинистического мира той эпохи, потому что в них национальная или культурная принадлежность не имела значения. Эти культы были строго элитарными, и их последователи считали, что истинное и возвышенное религиозное знание доступно только узкому кругу посвященных (мистов), которые приобретают его в результате участия в тайных обрядах, исполненных символического значения.

Мистериальные культы постепенно приобрели тесную связь с неоплатонизмом – философско-религиозным направлением, доминировавшим в умах образованных жителей античного мира в уже начале христианской эры. Историки религии часто ищут параллели между античными мистериальными культами и христианством, пытаясь доказать, что между происхождением и содержанием христианской религии и мистериальными культами поздней античности существует какая-то связь.

Пророк Аввакум. Миниатюра из Нового Завета с Псалтирью греч. 407. Византия. Середина XIV века. ГИМ. Москва.

Христианство по своему происхождению и по своему учению не имеет и не может иметь никакой связи с язычеством, тем более, что Христос проповедовал народу, который старался сохранять свою религиозную и культурную идентичность. Все то, что возвестил миру Христос, Он “слышал” от Отца (Ин. 8. 26).

Но эти культы, также как и позднеантичная философия, сформировали сознание, мировоззрение, лексикон тех людей, к которым непосредственно было обращено христианское благовестие за пределами Палестины. Новый Завет был написан на греческом языке той эпохи. Поэтому естественно, что авторы новозаветных книг используются понятия и термины, которые употреблялись в среде их современников.

Христианский мистицизм есть подражание Христу (1 Кор. 4. 16). Христос показал образ тех отношений со Своим Небесным Отцом, которые являются идеалом мистического опыта. Христос и Отец едины не только в силу единосущия по Божественной природе, но и в силу Сыновней любви и всецелого послушания Богочеловека Иисуса Христа воле и промыслу Бога – Отца в деле искупления и примирения человечества через Его Крестную Жертву, смерть и воскресение.

Икона «Святой Иоанн Богослов в молчании». XVI век (из Савватиевского скита Соловецкого монастыря).

В единстве с Богом-Отцом прославляется Сын Божий – Богочеловек Иисус Христос, Спаситель мира. И эту небесную славу Он дает тем (Ин. 17. 22), кто через благодарное восприятие подвига, совершенного Им становится членом Его Тела – Церкви, и через мистический опыт жизни в этом Таинственном Теле Христовом обретает единство с Триединым Богом.

Основным содержанием проповеди Спасителя было возвещение грядущего Царства Божия. В беседах с народом Он редко говорил прямо, но использовал язык образов, иносказания и притч. Избранному кругу своих учеников Он объяснял их значение, говоря при этом “ Вам дано знать тайны (μυστήρια) Царствия Небесного, а им не дано” (Мф, 13.11.).

Таким образом, Христос полагал разделение между теми, кто слушал Его учение. То, что могло быть сообщено узкому кругу близких учеников, не могло быть сообщено народу или быть услышанным книжниками и фарисеями.

Явления св. апостола Павлу свт. Иоанну Златоусту, который писал под диктовку апостола. За занавесью стоит ученик святителя, будущий архиепископ Прокл. Фото: eikonografos.com

Означает ли это, что Христос культивировал в среде своих учеников дух “элитарности” или провозглашал им какое-то особую, “эзотерическую” доктрину? Нет. Учение Христа, обращенное к апостолам за закрытыми дверями и толпам слушателей, собравшимся на берегу Генисаретского озера было тем же по содержанию.

Христос возвестил “домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, …, дабы ныне соделалась известной через Церковь …” (Еф. 3. 9). В Новом Завете многократно встречаются такие выражения, как “тайна Божия”, “таинство благочестия”, “таинство веры”, которые означают Божественную истину, некогда сокрытую от человека, но возвещенную воплотившимся Сыном Божиим (Рим. 14. 24.).

Мистическое знание, ведение Тайн Божиих, не приобретается посредством разума. Более того, мистическое прозрение, видение духовного мира, может сопровождаться особым состоянием, называющимся “экстаз” или “исступление”, в котором происходит полное отрешение от всего чувственного и рационального.

Придя в “исступление”, ап. Петр видел явление небесного сосуда с нечистыми животными и слышал слова: “Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым” (Деян.10:10-15).

Ап. Павел, не зная, был ли он в теле или вне тела, был восхищен до “третьего неба” в “рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать” (2 Кор. 12. 2-5). Ап. Иоанн Богослов созерцал видения Апокалипсиса, будучи “в духе” (Откр. 1. 4; 4. 2; 17. 3.).

Мистическое знание постигается сердцем. Под этим понятием подразумевается глубинная сущность личности, средоточие души и духа человека. В сердце находится нравственное самосознание человека, в сердце заключены его чувства и эмоции. Сердце является источником благих или, наоборот, греховных устремлений.

Чистота сердечная приводит человека к созерцанию Бога (Мф. 11. 25.), поэтому это является необходимым условием достижения мистического единства с Богом. Бог по своей сущности невидим и непостижим, но человек, очистивший свое сердце, созерцает Бога в Его энергиях – действиях и силах, посредством которых Он являет свое присутствие в сотворенном мире и жизни человечества. Более того, через очищение своего сердца и преображение внутреннего духовного мира человек достигает главной цели мистической жизни – уподобления Богу, именуемое “обожением”.

Чистоты сердечной человеку невозможно достичь самостоятельно, без действия Божественной благодати. Состояние нравственной чистоты является результатом совместного действия Божественной благодати и человеческой воли, которое в богословии называется “синергия”.

Симеон Новый Богослов. Современная икона

Дары благодати Святого Духа были ниспосланы Церкви Триединым Богом в день св. Пятидесятницы, и подаются каждому христианину через участие в Богослужении и Таинствах Церкви. Церковное богослужение является знамением, знаком незримого, но реального присутствия Христа в собрании верных (Мф. 18. 20), прежде всего, в Таинстве св. Евхаристии.

Именно св. Евхаристия дает возможность христианам обрести общение и теснейшее единство с Христом и друг с другом, поэтому св. Евхаристия - это таинство единства Христа с Его Церковью. Св. Иоанн Богослов в своем мистическом видении брачной вечерей Агнца, участие в которой возводит к блаженству (Откр. 19. 9). Находясь вне Церкви, человек находится вне общения с Богом, следовательно, он не может приобрести подлинного мистического опыта, так же как и спасения своей души.
 

Протодиакон Константин МАРКОВИЧ

http://www.nsad.ru/articles/poznanie-bozhestvennoj-tajny-novyj-zavet-i-hristianskaya-mistika