Потрудимся идти путём православия!

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Священномученик Иоанникий, митрополит Черногорско-Приморский

Из творений священномученика Иоанникия,митрополита Черногорско-Приморского

Два пути[1]

В жизни всегда было два пути: путь добра и путь зла, путь добродетели и путь греха. Путь добра и добродетели тяжел, пролегает через многие ущелья и пропасти, ведет вверх, сопряжен с усилиями и утомлением, поэтому им идет мало людей. Путь зла и греха значительно легче и удобнее, ибо широк и ведет постепенно все ниже, не требует трудов и мук, поэтому им идет большинство людей.

Люди, которые в своей жизни идут первым путем, – настоящие последователи Господа Иисуса Христа, они – христиане по делам, а не только по словам. Их прекрасные души наполнены идеалами и радостью, которые возвышают над общими человеческими бедами. Это героические души, наполненные верой в Бога, верой в жизнь, в победу правды над неправдой, истины над ложью, света над тьмой; наполненные надеждой на лучшее и радостное будущее; наполненные любовью к Творцу и Промыслителю мира и ко всем людям, независимо от [их] веры, национальности, расы и социального положения. Эти люди – оптимисты и большие работники, которые свое дело совершают с песней на устах, как и птица вьет себе гнездо припеваючи. Они создали все красивое, великое и возвышенное на этой планете. Им обязаны своим успехом наука, философия, литература и техника. Эти люди представляют собой духовные огни, которые светят и греют; они подобны источникам [воды], которые освежают и возвращают силу.

Люди, которые в своей жизни идут вторым путем, не являются истинными последователями благого Учителя из Назарета Галилейского; это люди, чьи души наполнены мраком, злобой, завистью и ненавистью. Такие люди составляют одну несчастную и разлагающую среду, которая заразно и убийственно влияет [на все]. Они знают лишь болото и грязную лужу. В такой среде рушатся идеалы и святыни. Здесь увядание без цветения, старость без молодости, смерть без жизни. Здесь мысль и сердце привязаны к земле, здесь люди, отравленные бездельем и уставшие от него. В такой среде властвуют ложь, интрига, наговор, нашептыванье, клевета, оскорбление и другие грехи. Здесь холодно без любви, мрачно без знания, досадно без труда. Такие люди мечутся и грызутся между собой, как дикие звери. Здесь раздается страшный шум от скрежета зубов, лая и кудахтанья. Здесь ощущаются трупное разложение и запах распада.

Первый – путь Православия[2], второй – путь безверия. Первый созидает, второй разрушает, первый лечит, второй разлагает, первый ясен, второй мрачен, первый ведет в жизнь, второй – в смерть.

Первым путем шли наши святые: Симеон Мироточивый, Савва, «светильник, подобный солнцу», Стефан Первовенчанный, Владислав, Арсений, Савва Второй, Милутин, Стефан Дечанский, «предивный в страданиях, сияющий адамант», Урош, Анастасия, Елена и Ангелина, Никодим, Даниил, «звезда утренняя, которая тьму неведения разгоняет», первый патриарх Иоанникий, великомученик князь Лазарь, «который пролил кровь свою за веру и отечество», страстотерпец патриарх Гавриил, Стефан Пиперский, Василий, чудотворец Острожский, Петр, чудотворец Цетиньский.

Вторым путем шли и идут разрушители веры, народности и семьи, те, кто не почитают нравственность, не соблюдают благочестивые семейные традиции в день небесного покровителя, не кладут рождественских подарков беднякам, не красят пасхальных яиц, в своих домах не имеют икон и не кропят дома богоявленской водой, те, кто не посещают храмы и монастыри, не признают кумовство и дружбу, для которых гостеприимство и данное слово – не святыня.

Потрудимся же всеми силами ума, сердца и воли, чтобы в своей жизни избежать пути безверия, а идти путем Православия.

О посещении больных

Окружное послание священникам епархии

Одной из основных обязанностей пастыря является посещение больных.

Эту обязанность Спаситель повелел священнику, когда словами «Болен был, и вы посетили Меня» (Мф. 25: 36) указал на посещение в болезни как на одно из главных дел милосердия.

Больной во дни своих мук и несчастий ничему так не радуется, как посещению своего духовного наставника, ибо, если хотя бы немного есть надежда на выздоровление, мудрое пастырское слово претворяет ее в твердую и великую веру на продолжение земной жизни. Если же это действительно конец земной жизни, то священник снабдит больного духовным щитом, духовной поддержкой и храбростью, дабы спокойно предстал перед Праведным Судией, своим Спасителем, а если наступит час покаяния, то дабы не остался без надежды на прощение грехов.

Навестим же несчастного больного! Кто в состоянии влить утешение в сердце его, истерзанное отчаяньем и мрачнейшими предчувствиями, если не истинный посланник Божественной любви – священник?

Священник, по слову Христовой заповеди, должен своего больного прихожанина подготовить к вечности, очистить его святыми таинствами исповеди и причащения и в теплой молитве своей призвать Спасителя, чтобы Он его исцелил, сохранил и направил в тихое пристанище вечной жизни и чтобы ангел Божий был ему верным и постоянным хранителем.

Священники эту свою первейшую и святую обязанность почти совсем забросили. Редки случаи, и то лишь в некоторых краях, чтобы больной был посещаем священником и напутствуем святыми тайнами и [таким образом] при расставании с этим миром утешен и подготовлен для неба.

За это – великий грех на священниках и тяжкая ответственность перед Подателем пастырской власти. Сего ради мы посылаем это окружное послание нашему священству, чтобы сподвигнуть его на такую возвышенную обязанность. Так мы по своему архипастырскому старанию о духовной пользе верных, которые нам в евангельское руководство доверены, обращаем внимание, чтобы не оставить нам ни одного больного, который не был бы часто и всеусердно посещаем священником и подкрепляем святыми таинствами исповеди и причастия. На эту пастырскую заботу и обязанность обращаем ныне внимание священства, и те священники, которые и в этом деле были прилежны, поистине радуют нас, а тех, которые этой необходимостью доныне пренебрегали, сейчас призываем ревностно обходить больных, по-доброму и отечески утешая их, жизнеподательными словами Священного Писания вытесняя из их сердец и душ отчаяние, устрояя правильное христианское расположение и святыми таинствами исповеди и причастия приуготовляя к радостному исходу перед праведным и милосердным Судией Господом Христом.

Кто из священников об этом не станет добросовестно заботиться, будет отвечать перед нами.

О грехе блуда

Окружное послание священникам епархии[3]

Слово Божие никакой грех не осуждает так страшно и ни о каком грехе не говорит с таким отвращением, как о разных видах блуда. Иисус Христос, Который так строго осуждал даже сладострастные мысли и желания, когда хотел показать глубину морального падения людей, называл их «родом прелюбодейным и грешным» (Мк. 8: 38). С такой строгостью выражался об этом грехе и апостол Павел, часто повторяя, что «блудники… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10). Указывая недозволенность этого греха для христиан, он определенно желал, «чтобы блуд даже не именовался у вас, как прилично святым» (Еф. 5: 3). Наиболее полно свой взгляд на этот порок апостол изложил в следующих словах: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших…» (1 Кор. 6: 15–20).

Ясно, что невозможно в одно и то же время быть христианином и блудником. Одно исключает другое.

И жизненный опыт очевидно подтверждает нам всю вредоносность этого греха, этого основного телесного и душевного извращения жизни. Лица, которые вступают на путь блуда, становятся недостойными и неспособными к чистой и благословенной брачной жизни. Такие люди загрязняют свой телесный сосуд, губят свой организм, подвергаются различным заразным болезням. И таким образом наказание Божие и месть природы исполняется на них и их потомстве. Человек, который злоупотребляет телесными похотями, подрывает благосостояние семьи и всего общества.

Пастыри Церкви должны энергично встать на борьбу против этого порока, который подкапывает корень моральной и физической жизни нашего народа, чтобы, по слову апостола Павла, из душ и тел людских удалялись «блуд, страсть и злая похоть» (Кол. 3: 5), чтобы сбросить с людей оковы страсти и порока и чтобы вливать в сердца людские теплоту любви к добру.

В связи с прискорбными фактами прелюбодеяния и блуда, которые, на наш позор и несчастье, в последнее время страшно умножились среди нашего народа, призываем христолюбивое священство наше, дорогих наших соработников в винограде Господнем, приложить все свои силы, чтобы положить преграду на пути этого великого зла.

Приведем детей в Церковь!

Окружное послание священникам епархии

Среди многих вопросов, которые заботят нас в это тяжкое время, есть и вопрос о религиозно-нравственном воспитании молодежи. Последние события, которые мы пережили, уверили нас, что воспитание не стояло на должной высоте.

В чем состояла основная ошибка нашего воспитания, и почему оно давало нравственно слабых людей? Ответ совершенно ясен: потому что оно происходило далеко от религии и далеко от храма Божия. Вне храма, без его благодатного воздействия даже самое заботливое воспитание дает слабые результаты.

Ради счастья и лучшего будущего нашей молодежи призываем священство, родителей и воспитателей обратить особое внимание на религиозно-нравственное воспитание молодежи. Святой Иоанн Златоуст, убеждая своих слушателей, сказал: «Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, что их нужно воспитывать и наставлять в науке Господней. Не столь полезно дать сыну образование, обучая его внешним наукам и знаниям, с помощью которых он добудет деньги, сколь научить его благочестию». «Делает человека нравственным не образование, но воспитание, и прежде всего религиозное воспитание», – говорит известный французский педагог Куцош.

Детская душа живет и растет только от соков, которые принимает от Церкви, от религии, от святого Евангелия Христова. Закройте для нее этот вечный источник, эту чистую воду, и весь ваш школьный рассадник захиреет. Вы готовитесь построить большое прекрасное здание, но строите не на камне, а на песке. Таких строителей наш Господь называл «людьми легкомысленными», а о самом здании, его печальной судьбе Он сказал: «И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7: 27).

Иисус Христос – это самый совершенный образец ученья, Он должен быть идеалом для воспитания детей. История Его детства показывает, что тот, кто почитает Бога, обязательно почитает и своих родителей и в то же самое время до самоотречения служит общей нравственной цели жизни. В учении и делах этого совершеннейшего Учителя содержатся все вечные педагогические основы, которые в будущем нужно только развивать и применять. Родители и все ближние, которым дорога душа ребенка, не смеют забывать, что в его душе есть образ Божий, по отношению к которому они имеют священные обязанности.

«Бог есть свет» (1 Ин. 1: 5), «Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8), «Христос есть истина и жизнь» (Ин. 14: 6). Детей нужно знакомить со словами Божиими, которые ведут к свету, любви, правде, истине и жизни. При всяком воспитании, особенно религиозно-нравственном, нельзя забывать о таком важном факторе: каждый, а особенно дети, нуждаются в подражании. «Слова учат, а примеры вдохновляют», – говорили древние римляне. Примеры влияют лучше, чем слова. Уча молитве, молись сам, уча смирению, не гордись, уча любви и братскому единству, не будь мстительным и злобным, и так далее. Это тяжело, но это – обязанность воспитателя.

Вот почему в воспитании необходима и незаменима Церковь. Здесь истина без компромиссов, здесь слова не расходятся с делом. Здесь учит Сам Господь, Который собственной кровью, мученическим крестом подтвердил все, чему учил. В Церкви видны дивные образцы кристальной нравственной чистоты, подвиги веры, примеры любви, которая ради ближнего не жалеет положить и жизнь. На свежую чистую детскую душу все это должно влиять так же приятно, как [возможность вдохнуть] чистый равнинный воздух после болотных испарений. Поэтому нужно приводить детей в церковь. Пусть им храм Божий будет мил как родной дом. Тогда мы сможем быть спокойны [за них], ибо дети будут давать отпор всему, что противоречит моральным законам, и станут добрыми, почтительными и верными гражданами.

Скромный и смиренный дайбабский старец

Беседа, произнесенная в церкви Цетиньского монастыря 2 апреля 1944 года

Вчера исполнилось ровно три года, братия и сестры, со дня, когда завершил свою земную жизнь отец архимандрит Симеон (Попович), настоятель монастыря Дайбабе, возле Подгорицы. Даже тому, кто хотя бы немного знал высокое достоинство отца Симеона, ясно, почему митрополия подготовила это поминовение.

И, несмотря на то, что святое богослужение длилось достаточно долго, а многие пришли к началу литургии, все же, братия мои, хочу сказать несколько слов о выдающемся архимандрите Симеоне (Поповиче). Вот как прошла его земная жизнь.

Рожден в Цетинье в 1855 году, здесь и закончил школу. Затем отправился в Россию, где в святом Киеве, как называет его Негош в «Горном венце», завершил обучение в семинарии и духовной академии в 1885 году. Спустя два года принял монашеский чин в Киево-Печерской лавре и там же был рукоположен в сан иеродиакона, а сразу после в сан иеромонаха тогдашним ректором Киевской духовной академии известным епископом Сильвестром (Малеванским. – Прим. пер.), одним из наиболее образованных и знаменитых русских архиереев. Сразу после принятия священнического сана отец Симеон, как великий родолюб, вернулся, чтобы послужить своему возлюбленному отечеству – Черногории.

Братия и сестры, в жизни покойного архимандрита Симеона (Поповича), которому присущи были многие добродетели и выдающиеся качества, мы видим два символа, у других редко [сочетающихся]. Это символ учености и символ святости. Символ учености видим в том, что он был рукоположен не кем иным, как ученым и хорошо известным епископом Сильвестром, который, помимо прочего, написал догматическое богословие в нескольких томах. Епископ Сильвестр был магистром богословия, чего в то время в России было очень тяжело добиться. Видя в молодом Симеоне большой интеллектуальный талант, он пожелал лично рукоположить его в сан священника, что и сделал. Это первый символ, а второй символ – символ святости – видим в том, что епископ Сильвестр счел мудрым постричь в монашество молодого Симеона именно в Киево-Печерской лавре – одной из главнейших русских святынь того времени. Из этого видно, дорогие братия и сестры, что архимандрит Симеон (Попович) еще с молодости отличался святостью своей жизни.

Дорогие братия, еще вначале я сказал, что молодой Симеон сразу после завершения обучения и принятия священного сана вернулся домой ради пользы дорогого отечества. И по возвращении своем он был поставлен настоятелем монастыря Враньине. Здесь пребывал он два года, после чего был перемещен в число братии монастыря Острог. Тут, в Остроге, оставался отец Симеон восемь лет, до тех пор пока не получил во сне видение с повелением идти в село Дайбабе. И в этом чудесном и редком Божием явлении отцу Симеону виден, дорогие братия, символ великой его святости. Здесь же он, как вы сами знаете, устроил в одной пещере редкой красоты церковку, посвященную Пресвятой Богородице. Трудясь над этим святым делом, он оставался в этом месте до завершения своей земной жизни.

Братия и сестры, в жизни и делах архимандрита Симеона (Поповича) среди остальных удивительных проявилась одна, у других очень редкая, добродетель, а именно: скромность, смирение. Из-за своей великой скромности, с одной стороны, а с другой – чтобы исполнить Божие повеление по устроению и развитию монастыря Дайбабе, архимандрит Симеон отказался принимать епископский сан, когда был на это единодушно избран в 1921 году святым Архиерейским Собором.

Из-за своих великих скромности и смирения он часто подвергался осмеянию, ибо тогда была такая мода. Но, дорогие братия, как мы поступали, так за это и получили. Он нас постоянно учил – не только словами, но более жизнью своей, – как нам устраивать нашу жизнь на земле. Из-за того что мы его не слушали, довелось нам дожить до того, что сегодня мы переживаем. Поверьте мне, братия мои, и будьте твердо убеждены, что это нынешнее состояние не что другое, как Божие наказание за наши злые желания, гнилые мысли, слабую работу и беспутную жизнь, которую мы вели. Но, дорогие братия, если слова архимандрита Симеона мы не слушали во время его земной жизни, то необходимо ради нашего спасения и нашего счастья послушаться нам его хотя бы после смерти его. [Ведь] он нас и сегодня точно так же учит. Поручает нам жить той жизнью, которой он жил, чтобы стяжать нам таким образом вечное блаженство, и это для него будет наибольшая радость, которую мы можем ему принести.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему архимандриту Симеону и сотвори ему вечную память. Аминь!

Священномученик Иоанникий (Липовац), митрополит Черногорско-Приморский
Перевел с сербского Юрий Максимов

 


[1] Эта краткая статья представляет собой предисловие к церковному календарю «Острог» за 1943 год. Она, как и все представленные ниже творения священномученика Иоанникия, переведена по изданию: Џомић В.В. Голгофа митрополита Черногорско-Приморског Јоаникия (1941–1945). Цетинье, 1996.

[2] Священномученик Иоанникий употребляет здесь слово «Светосавље», образованное от имени главного сербского святого – святителя Саввы. Этим словом в Сербии часто обозначают Православие в том выражении, которое оно получило среди сербского народа, как у нас иногда употребляется в похожем значении словосочетание «русское Православие».

[3] Направлено в 1942 году, по причине того, что, как объясняет святой Иоанникий во вступлении, «среди многих тяжких пороков, которые коммунисты внесли в народ, имеют место прелюбодеяние и блуд».


Источник: Православие. Ru