Потомки богов, или уникальное творение Божие. Евгений Олешук
«Не много Ты умалил его пред Ангелами:
славою и честью увенчал его» (Пс. 8:6).
Священное Писание - неиссякаемый источник Премудрости, данный нам Свыше. Из Св. Писания мы узнаем, как Господь сотворил вселенную, познаем тайну возникновения жизни на земле, постигаем и тайну происхождения самого человека. Как отмечает американский ученый и богослов Серафим Роуз, вопрос о происхождении и природе первого человека является одним из основополагающих, который неоднократно поднимался и поднимается перед современным богословием и наукой. Выбор между эволюционной теорией и сотворением мира - более, чем выбор, ибо данное решение касается самой сердцевины человеческой жизни: верить или не верить Всемогущему Богу.
Библейский текст о шестидневном творении мира Богом толковали в 4 веке святые отцы Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст. Из новейших богословов известно толкование свт. Филарета (Дроздова, + 1867). Святые отцы Церкви обращают внимание, что состояние первозданного мира и первозданного человека навсегда вынесено за пределы научного знания барьером Адамова прегрешения, изменившего природу человека и всей твари, изменившего и природу самого знания. Современным людям, еще со школьной скамьи в избытке вкусивших «плодов познания», необходимо помнить и понимать: наука знает только то, что наблюдает, ее догадки о самом раннем творении, по слову св. отцов, имеют не большее значение, чем мифы и басни древних язычников. И потому, обращает внимание иеромонах Серафим Роуз, истинное знание о творении, об Адаме и первозданном мире - насколько нам полезно знать - доступно только через Божье откровение и в божественном созерцании святых...
«И мне ли грешному и неразумному поставлять себя в продолжение славного ряда святых толкователей библейского Шестоднева ?! На сие я, конечно, не дерзаю, ибо знаю, что если бы я по дерзости своей и принялся бы за это дело, то был бы обвиняем, как взявшийся за то, что явно превышает дарованную мне Богом способность к уразумению священных текстов. Однако, будучи понуждаем современниками из корпорации светских ученых, ныне смиренно умоляю Всеведущего Бога: Господи! Если Тебе угодно чрез меня, многогрешного, поведать испытующим Писания, что может послужить к его более верному уяснению ими, то - как Ты некогда повелел ослице возглаголати во обличение неправого пути Валаамова - повели и мне, смиренно использующего мысли предшествующих толковников, нечто сказать вопрошающим о Шестодневе». Эти, полные смирения слова из книги «Слово о Шестодневе» православного священника прот. Михаила (Труханова, + 2006 г), исповедника веры, посвятившего свою жизнь служению Богу и людям, еще более применимы ко мне, неразумному, взявшемуся за такое сложное и многотрудное дело. «Вот, я решился говорить... я, прах и пепел» (Быт 2:7). Да простит мне Всемилостивый Владыко такое неразумие и дерзость, ибо говорить я буду в защиту истины.
Итак, согласно Св. Писанию, первый человек был создан Богом в один день с царством диких зверей, в шестой день Творения: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7).
Писание прямо говорит, что человек сотворен Богом, а не сформировался «в процессе эволюции», как пытаются доказать сторонники эволюционной теории. Первый человек последним появляется в драгоценном ожерелье божественных созданий. Святитель Григорий Нисский говорит: "человек был создан последним после растений и животных, потому что природа следует пути, постепенно приводящему к совершенству".
Обратим внимание на хронологическую последовательность и некоторые особенности творения: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле... И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его... И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт. 1:21,22, 24). Таким образом, по слову Божьему сама земля произвела растительность и животных, а вода произвела пресмыкающихся, рыб и птиц (Быт. 1:21). Впрочем, и последнее наиболее любимое творение Божие, человек, сотворен из первозданной, еще не поврежденной грехом земли. Но в отличие от животных, Адам вошел в жизнь непосредственно из чистых рук Божиих: «создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт. 2: 7).
Один из самых авторитетных Учителей Церкви св. Иоанн Златоуст неоднократно указывает, что первый человек «создан из земли», а не из «чего-нибудь другого». Факт сотворения первого человека из земли единодушно признавался и большинством из святителей, ранних отцов Церкви.
Свт. Иоанн Златоуст и прп. Иоанн Дамаскин
Собственно, само имя Ада́м, на иврите אָדָם, означает буквально человек. Это имя одного корня с такими словами как אדמה, земля и אדום, красный, т.е. Адам переводится как человек, но также имеет значение земля, красная глина. По Писанию первородного Адама Создатель лично «слепил» из земли (праха) и чудесным образом вдунул в него дыхание жизни. И «стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Итак, как высшее и уникальное творение Божие, человек сотворен в результате личного действия Бога, в отличие от растений, животных, пресмыкающихся и других тварных созданий, которых «произвела земля». Не удивительно, что на Адаме, как венце творения, почивала особая Божья благодать и Его благоволение.
Далее в Книге Бытия повествуется, что Бог благословил первых людей, дав им повеление далее «плодиться и размножаться» самостоятельно, уже на основании естественных биологических законов размножения и развития, подобно всем другим созданиям живой природы, сродных человеку физически. Это вполне естественно, поскольку тело человека, наша биологическая основа, содержит те же элементы, что и сама земля и произведенные из нее твари. «От всякого творения нечто имеет человек, - говорит свт. Григорий Двоеслов, - ибо с камнем имеет общее бытие, с деревом - жизнь, с животными - чувствования, с ангелами - разумение» (Беседы на Евангелие). Физическое тело человека, являясь по слову ап. Павла «храмом Духа Святого», представляет собой чудесно устроенный организм, которым человек пользуется, чтобы иметь связь с окружающим миром.
Начало Книги Бытия, Шестоднев или Гексамерон (греч.), где кратко и предельно лаконично описывается сотворение мира и человека, вместе с тем является очень емким и чрезвычайно объемным по содержанию. Мы остановимся лишь на отдельных аспектах из Книги Бытия, на тех частях и отрывках Гексамерона, которые убедительно показывают уникальность человека среди всех других созданий Божиих.
Во-первых, как венец творения и первенец Божией любви, из всех тварных созданий, человек единственный, кто сотворен по образу Божию: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт. 1: 26). Человеку присущи стремление к истине, мудрость, способность творить, любовь, жажда справедливости, святость. Он обладает нетленной душой. Человек, как и сам Творец, личность. Все люди, являясь потомками первородного Адама, вместе с ним разделяют природу Бога, и таким образом, обладают способностью к духовному общению с Творцом.
Удивительное творение Божье, человек, отличается от всего созданного принципиально - наличием бессмертной души. «Тогда я обратился к себе и сказал: «Ты кто?» И ответил: «Человек». Вот, у меня тело и душа, готовые служить мне. Одно находится во внешнем мире, другое - внутри меня» (Блаж. Августин, Исповедь.).
По слову блаж. Августина, душа человеческая имеет божественную природу, она сродни Богу и принадлежит Ему: "Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе".
Во-вторых, вопреки голословным утверждениям теории эволюции (ТЭ), которая туманно и пространно повествует о неких совершенно мифических «миллионах лет эволюции», Св. Писание ясно говорит, что первый человек создан Божиим повелением одномоментно, «тотчас», «во мгновение ока». И создан он изначально совершенным. Нигде в Св. Писании, Предании или апокрифах мы не встречаем информации о детстве-юности-отрочестве Адама. Подобная тема даже не обсуждается. Изначально от своего сотворения первородный Адам - это взрослый совершенный муж, в расцвете жизненных сил, исполненный благодати Божией: «Прославились между людьми Сим и Сиф, но выше всего живущего в творении - Адам» (Сир. 49:18).
Логически последовательная мысль требуют признать Бога как источника происхождения мира, а здравое чувство простого православного христианина подсказывает отвернуться от модной точки зрения, что человек произошел от обезьяны или любого другого низшего создания. Человеческая природа отлична от обезьяньей и никогда с ней не смешивалась. Современная наука может наблюдать только процессы развития нынешние, а относительно сотворения Адама она предлагает только философские спекуляции, а не научное знание. «Ибо написано: погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну...Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор. 1: 19, 20). Как обращает внимание о. Серафим Роуз, даже если бы Господь Бог, ради нашего смирения, пожелал произвести такое смешение, то святые отцы, которые видели «состав видимых вещей» в божественном созерцании, знали бы это.
Третье. Как учат Св. Отцы Церкви, первородный человек произошел совершенно не так, как все другие люди, которые подобно остальным животным, происходят от себе подобных. Святители Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов обращают внимание, что Адам произошел иным образом, чем естественные поколения всех остальных людей, - не путем естественного размножения, но по животворящему слову Божьему. Так, святитель Григорий Нисский указывает, что Адам явился в бытие «без порождения». Он пишет: "Первый человек и происшедший от него получили бытие, каждый различно, - один от сочетавшихся родителей, другой от создавшего Христа " (Опровержение Евномия, т. 3, часть 5). Также и святитель Кирилл Иерусалимский пишет, что Адам "первосозданный Божий", а Каин "первородный" (Огласительные поучения, II, 7). Он обращает внимание, что Адам не был зачат от другого тела: "Что от тел рождаются тела, сие хотя необычайно, однако же возможно. Но что персть земная сделалась человеком, - сие чудеснее" (Огласительные поучения, XII, 30). Предельно ясно учит и св.Иоанн Дамаскин, богословие которого сжато содержит все учение ранних отцов Церкви. Он пишет: "первое образование называется творением, а не рождением. Ибо творениеесть первое образование, своим Виновником имеющее Бога; рождение же есть наступившая, после осуждения [человека] на смерть по причине его преступления, смена одного другим" (Точное изложение православной веры, кн. II, 30).
Четвертое. Человек создан для владычества на земле. В Св. Писании прямо сказано: «и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею...» (Быт. 1: 26). По замыслу Творца все Им созданное - для людей, для человека - венца творения. Собственно, и сама Земля создается ради человека и дается в распоряжение непосредственно первородному Адаму и его потомкам. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю...» (Быт. 1: 27, 28). Вот первая из заповедей Господних - заповедь умножения жизни: «плодитесь и размножайтесь». То же заповедовал Творец и животным, но человеку Он дал преимущество - владычествовать и над ними, и над всею землею.
Обратим внимание, что в Книге Бытия до этого места нигде еще не упоминается Ева, жена Адама, между тем как Писание говорит здесь о человеке во множественном числе (мужчину и женщину...ОНИ, ИХ). Таким образом, 27-й стих книги Бытия «По образу Божию сотворил его: мужчину и женщину...» (Быт. 1: 27), может быть неким прикровенным и таинственным указанием на то, что первозданный Адам по своей природе является единственным из всех творений, кому изначально присуще телесное «двуединство», не свойственное никому иному из Божиих созданий. (В данном аспекте можно усмотреть и некий «параллелизм» - физическое единство двух начал (мужского и женского) в природе первородного Адама, равно как и единство Трех ипостасей (Отец, Сын, Дух Святой) в духовной сущности Бога. В определенном смысле можно рассматривать «двуединство» природы человека сродным по своей внутренней природе «триединству» Создателя (единосущный Триипостасный Бог), что ключевым образом выделяет человека из всех тварных созданий.
Итак, «двуединство» - это совершенно уникальный аспект человеческой природы, и пятое отличие, которое ключевым образом выделяет человека из царства животных, сродных ему биологически. При сотворении животных, которых по слову Божию непосредственно «произвела земля», мы наблюдаем привычную схему созидания биологической единицы (вида) первоначально из двух особей (мужского и женского рода, самец и самка), в то время как первородный Адам сотворен изначально «единородным» (т.е. единственным и единым,Ожегов С.И.).
Шестое. При сотворении первого человека Богом была использована совершенно иная «схема», иной подход, в корне отличные от создания всех остальных объектов животного мира. Этому величайшему событию предшествовал Божий Совет, Совет Святой Троицы: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1: 26).Таким образом, человека, согласно Св. Писанию, сотворили БОГИ (бара Элогим, в евр. тексте всегда во множественном числе), т.е. Триединый Бог (Святая Троица). Люди, хотя и «неразумные дети», но по своему происхождению они - ПОТОМКИ БОГОВ. Человек созидается Сыном Божиим Иисусом Христом («Им же вся быша»), но не от Себя лично, как было сотворено Им все живое, а по предварительному решению Святой Троицы (Предвечный Совет).
Вот, насколько высок человек в очах Божиих, и потому понятно особое попечение Создателя о нем. Мы, русские люди, никогда не должны забывать об этом. Думаю, не случайно на территории Руси во все века с особым чувством и трепетом относились к образу Святой Троицы. Да и сам образ Святой Руси нередко ассоциируется с иконой Св. Троицы прп.Андрея Рублева, со Свято-Троицкой обителью прп. Сергия Радонежского. Случайно ли это? Нет, - русский народ издревле интуитивно чувствует особое попечение Божие о себе и богоизбранность. Мы не отвергаемся, а радуемся принадлежностью к «народу Божию». Мы - ПОТОМКИ БОГОВ, а следовательно, и наследники Горнего Царства, где уготовано место святым, где в неприступном свете пребывает наш Небесный Отец.
«Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, и хвально и прославлено имя Твоё вовеки» (Дан. 3:26). Наш Бог и Создатель - «Бог отцов наших». Для потомков Авраама по плоти, для богоизбранного народа Израиля «вопрос родства» вообще не стоял: «одного Отца имеем, Бога» (Инн. 8:41). У древних евреев, «от них и Христос по плоти, сущий над всем Бог» (Рим. 9:5), была традиция и можно было проследить свою родословную от отца вплоть до первородного Адама. Следовательно, принимая взгляды дарвинистов и их последователей о происхождении человека от приматов, вольно или невольно мы бесчестим родителей (грех против 5-й заповеди: «почитай отца и мать»), своих ближайших и дальних предков, свой род, нацию, нашего праотца Адама. Тем самым, вольно или невольно, мы оскорбляем и бесчестим образ Божий, который в каждом из нас, бесчестим Божью Матерь Пречистую Деву Марию «из рода Давидова», бесчестим и самого Бога.
Согласно Св. Писанию родословие Иисуса Христа («колено Иудино») прослеживается до царя Давида и далее до Адама: «Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев...Давидов... Авраамов... Адамов, Божий» (Лк. 3:23-38). Смеем ли мы допустить, даже помыслить, что Сын Божий, а вместе с тем по плоти и «Сын Человеческий, Сын Адамов» Иисус Христос мог вести родословную от обезьян или им подобных низших созданий. «Кто не чтит Сына, тот не чтит Отца, пославшего Его» (Инн. 5: 23). Думать и учить так не просто кощунство и заблуждение, но ересь и прямая хула на Бога. Впрочем, как и на Его создание человека.
Объективные научные факты убедительно свидетельствуют и здравый смысл подсказывает, что среди наших предков нет и не могло быть приматов. Нетрудно предсказать результат, посмей мы высказать наукоподобную «версию» или даже предположение о происхождении рода человеческого от обезьян египетскому фараону Хеопсу, воздвигшему грандиозные пирамиды, безжалостному властелину востока Навуходаносору, возомнившего себя богом и требующему поклонения, бесстрашному завоевателю Александру Великому (Македонскому), сумевшему к 33-ти годам покорить под ноги свои почти полмира. Прискорбно и горько, что в наши «просвещенные» времена подавляющее большинство простых смертных, наравне с власть имущими, абсолютно не гнушаются родством и ничуть не смущаются происхождением от приматов. Увы, сегодня большинство представителей науки, нынешние «ученые», ставшие для многих кумирами, да и вся система образования уже с юных лет прививают человеку подобную глупость. Дарвинизм-эволюционизм глубоко укоренился в сознании и мировоззрении всего «цивилизованного» человечества. Современные ученые «заменили истину Божью -ложью» (Рим. 1: 24). Как и древние язычники, они, «осуетились в умствованиях своих... называя себя мудрыми-обезумели (Рим. 1: 21-23). К великому сожалению, подобные «ученые» не пытаются познать истину, а ведь именно в этом призвание настоящей науки. Наоборот, они не устают сочинять наукоподобные мифы и «фентези», уподобляясь в «умствованиях своих» не зрелым мудрым мужам, а «младенцах разумом» и великовозрастным детям: «Кому уподоблю род сей. Он подобен детям...» (Мф. 11: 16-20). Данной категорией «просвещенных невежд» по сей день вера в сотворение мира презрительно отвергается как ненаучная, то время как вера в эволюционное учение (нет такой науки - эволюция!) признается вполне научной. За тысячи лет своего существования богоборствующее и безбожное человеческое общество не стало мудрее...
Седьмое отличие. Бог производит род человеческий «от одной крови». Не через «смешение кровей» (т.е. мужского и женского начала), - как у всего животного мира, а от одного-единственного первородного человека Адама. Сотворив первого человека, Создатель затем таинственным образом разделил его на два естества, на мужское и женское: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку» (Быт. 2:22). От первых людей, созданных Богом в шестой день творения, произошли все люди на Земле. «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян. 17:26). Несмотря на то, что ДНК всех людей и народов различны и в природе нет ни одного тождественного другому человека, с генетической точки зрения мы все чрезвычайно похожи. Согласно авторитетному мнению отечественного генетика Льва Житовского, все различия в наших генах, которые дали нам разный цвет кожи и разрез глаз, составляют всего 0,1% от нашего ДНК. На остальные 99,9% все люди генетически одинаковы.
Современных людей, которые находятся под влиянием повсеместно господствующей теории эволюции и множества других заблуждений науки, вводит в соблазн и смущение тот факт, что в начале созидается не Адам и Ева, а только Адам, из «ребра» которого позднее создана и женщина, его первая и единственная жена: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку» (Быт. 2:22). Это на первый взгляд противоречит естественным законам природы. Но не противоречит сути творения и общему замыслу Творца. Собственно, как само творение, так и его «механизм», во власти Создателя, ибо «кто был советником Ему». Имеем ли мы, простые смертные люди, право давать свои рекомендации Богу: «ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над глиною» (Рим. 9: 20, 21). Наш Создатель, как Великий Горшечник, пожелал сотворить человека (вспомним Предвечный Совет) и сотворил его по такой именно «схеме», - волен Горшечник над «красной глиною» (Адамом).
Сотворение Евы из «ребра» Адама, т.е. от одной с ним плоти, абсолютно лишает почвы и не дает повода эволюционистам фантазировать на тему появления человека от обезьяны, пусть даже и «человекообразной» (типа австралопитека, питекантропа или неандертальца). Действительно, абсолютно невозможно, да и некуда здесь, в родстве человеческом, «вклиниться» обезьяне, австралопитеку или неандертальцу.
Ева взята непосредственно из тела («ребра») Адама, т.е. они с ним одной плоти («плоть от плоти») и «одной крови». И потому потомки Адама, весь род человеческий по существу своему и по происхождению «единокровны», ибо являются братьями и сестрами изначально. Позднее, в Новом Завете Сын Человеческий - Сын Божий, Иисус Христос, восстанавливая утраченное единство в человеческом роде, скажет: «да будут едино, как мы едины» (Инн. 17: 22). Это сказано Его ученикам, божественным апостолам, но адресовано и всем, кто последует Его Пути, всем верным членам Церкви Христовой. Род человеческий, все человечество - это одна большая семья. И потому люди должны любить и заботиться друг о друге. И потому не случайно в Ветхом Завете заповедано: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18), равно как и в Новом Завете сказано людям: «да любите друг друга» (Инн. 13:34).
Сотворение человека - великая тайна, которую трудно объяснить, трудно истолковать человеческим языком, ибо «нарушаются естества законы». Нарушаются законы нашего века и нашего (падшего) естества, привычные нам законы. А учение об эволюции представляет собой не более чем наукоподобную догадку, вернее, досужие домыслы о том, как шло творение. Нам, смертным, не дано постичь эту великую Тайну. Но мы имеем веру. Как мы можем не доверять Слову Божию?! В Писании сказано: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20; 29). Вера сильнее разума. С другой стороны, разве «есть ли что трудное для Господа?» (Быт. 18:13). Если из ничего Бог создал (по-еврейски "бара элогим" - сделал из ничего, т.е. сотворил) Небо, Землю, Солнце, Луну, планеты - это ли (создание Адама из «праха земного») представляется трудным для Него? Если верой мы принимаем существование Творца и признаем творение Им необъятной Вселенной с мириадами звезд и галактик (ибо «разуму Его несть числа»), то что за «трудность» Богу создать, скажем, Еву из ребра Адама. И потому вместе с апостолом языков премудрым Павлом мы можем только восхищаться и удивляться величию Творца: «О, бездна богатства и премудрости Божией! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Ибо все из Него...» (Рим. 11: 34-36).
Чудо возникновения жизни. Великое чудо рождения, развития, бытия, чудо торжества жизни. Все это - Божья «мастерская» и великая тайна, - она непостижима человеческому уму, и нам она неподвластна. Нам неподвластна эта удивительная тайна происхождения жизни из мертвой материи по одному только Слову Божию «да будут», как изрек псалмопевец: «рече, и быша: повелѣ и создашася» (Пс. ХХХП). От сотворения и доныне все созданное Господом «живет и движется и существует» (Деян. 17:28). Все многообразие различных форм жизни и доныне продолжается и благоухает по Его повелению: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1: 28).
Живое - от живого. Это закон, установленный Богом. Господь сотворил, оживотворил, положил законы... и «жизнь торжествует». Приведем, для сравнения, образец убогого «творчества» современного человека на поприще «созидания» жизни: знаменитая на весь мир овечка Долли. (В этом году исполняется как раз 20 лет от ее «сотворения»).
Ученые смогли создать только несколько уродов, нежизнеспособных химер, которые деградировали с невероятной быстротой, так и не успев занять свою «экологическую нишу». И тем не менее, многими из современных ученых, впрочем, как и в среде цивилизованных обывателей, клонирование преподносится как несомненное «достижение всего человечества» и «торжество науки и разума». Ученые и их адепты на этом не успокоились, все более настойчиво звучат голоса и призывы о клонировании человека.
Но несмотря на эти и им подобные, на первый взгляд эффектные «трюки от науки», а по существу неразумные и в общем-то, тупиковые пути приложения человеческого разума и сил, несомненно одно: человек - это, действительно, удивительное и уникальное творение Божие. Он единственный в своем роде и единственный из всех созданий, кто способен к творчеству, кто способен к саморазвитию. Если оглянуться в прошлое, мы увидим, что за несколько тысяч лет более-менее известной истории человечества, скачок в развитии Гомо сапиенспросто огромен. Человек сумел преодолеть «притяжение Земли» и проник в космос, побывал на Луне, исследовал микромир, «приручил» ядерную энергию, осваивает отдаленные просторы Вселенной. Человеческий гений создал искусственный интеллект, роботов, компьютеры и айфоны, сегодня с ними легко справляются даже дети. Вместе с тем, как наиболее «человекообразная» из всех обезьян, - шимпанзе не продвинулась в «эволюции» интеллекта ни на йоту. Обезьяны так и остаются обезьянами. Макаки не превратились в орангутанов, шимпанзе не стали австралопитеками... Зато, как и тысячи лет назад, шимпанзе по-прежнему невозмутимо ловят вшей друг у друга и совершенно не спешат включаться в сообщество Гомо сапиенс. Пройдет еще тысячи лет, а приматы так и останутся обезьянами, - каждый из них приматом своего вида, - оспаривать это не станут даже самые фанатичные эволюционисты...
Удивительно ли, что пророки и праведники Израиля, также как и святые новозаветной Церкви, не переставали удивляться величию человека: «Что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих»(Евр.2:6,7). Не будем и мы забывать об этом. Нам, потомкам первородного Адама, носящим в себе образ Божий, в суете житейской и погоне за материальными благами непозволительно растерять данную Свыше благодать, а необходимо в полной мере исполнить высокое Божественное предназначение. Не только к Своим самым ближайшим ученикам, но и ко всем людям, носящим на челе неизгладимую печать Божию, из глубины веков обращается Сын Божий - Сын Человеческий: "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5: 48). Пусть каждый из нас услышит этот призыв и откликнется на него. И да не омрачит человек в себе дарованный каждому образ Божий, но по милости Творца и Создателя духовными трудами, воздержанием (от зла, излишества, заблуждений) и праведной жизнью да обретет каждый из нас подобие Божие, к которому все мы призваны.
В статье автор использовал
цитаты из книги Серафима Роуза «Православный взгляд на эволюцию», изд. Светослов, ОАО "Санкт-Перербургская типография № 6", 1997.
Часть материалов взята с сайта «Разумный замысел», Дмитрий Куровский
Ссылка ---> http://www.origins.org.ua/index_2.php#ixzz495OjFrgQ
Follow us: origins.org.ua on Facebook
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии