Посвящение на крестное служение. Протоиерей Александр Шаргунов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Слово на праздник Богоявления

Мы празднуем сегодня Крещение Христово. Крещение Того, Кто послан, чтобы дать нам Духа Святого, Того, Кто слышит слово Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Об этом пророчествовал Исаия, говоря о страждущем Слуге Иеговы: «Вот Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд» (Ис. 42, 1). Чтобы узнать Христа, являющегося миру, надо увидеть Его на горизонте Ветхого Завета, надо, чтобы о Нем было проповедано. И пророки возвещали о страждущем Слуге — то, что, например, мы читаем с 42-й по 53-ю главу у пророка Исаии. Тайна Господа обозначена во всем Ветхом Завете — Он придет спасти Свой народ и дать людям Свой мир и радость.

И вот Господь приходит. Он явлен Отцом, Он — в тайне любви Отчей. Небеса разверзлись, Дух Святой сходит на Него в виде голубине. Он — Мессия, Христос. Небеса открыты для нас. С этого момента начинает действовать в мире тайна Христа. Это событие можно было бы назвать посвящением Христа на Его служение — на Крест и Воскресение. Своим Крещением Господь показывает нам, что Он заступает место грешников, принимая крещение как один из них. Святой Иоанн Предтеча вначале отказывается крестить Господа, но Господь говорит ему: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). Христос должен явить истину и любовь Отца Небесного. И слова: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» раскрывают всю глубину тайны любви Отца и Сына. Он — Слуга, но Он — Слуга и Сын. Такое невозможно было помыслить. Но чудо в том, что все, о чем возвещает Ветхий Завет, устремлено ко Христу. И оттого что Он здесь — Он превосходит все, что было возвещено о Нем. Иисус Христос — Сын Божий. Никто не мог ожидать такого Мессию. Слово Отчее открывает все это нашим сердцам, чтобы мы поняли, о чем идет речь. Это возлюбленный Сын, превечно обращенный к Отцу. «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). Он Тот, Кто весь обращен к Отцу, Тот, Кто весь — взор, устремленный к Своему Отцу, Тот, Кто явился нам, нас ради пришел. Поистине, как мы исповедуем в Символе веры, Он воплотился «нас ради человек и нашего ради спасения». Церковь исповедует, что Он не приходит ради Себя, а ради нас, чтобы возлюбить нас, чтобы явить нам Кто Он, чтобы открыть нам в полноте тайну любви Божественной.

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Евангелие начинается возвещением любви самой непостижимой, которая когда-либо была. Бог устремляется на поиск заблудившегося человечества, и открывается полнота любви, когда разверзаются небеса. Поистине, начинает утверждаться связь между небом и землей. Она уже установлена, и все совершится.

Мы должны увидеть Крещение Господне в свете Крестных страданий. «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» (Лк. 12, 49—50). Крещение возвещает другое Крещение — во всей полноте. То, что будет в смерти и Воскресении Христа. Небо открывается для нас, чтобы раскрыть эту тайну.

Будем просить Господа, чтобы нам войти в этот свет мира, радости, любви! Мы тоже крещены во Христа, то есть в Его смерть и Воскресение. Это то, что Господь прообразует в Своем Крещении. В смерти и Воскресении Христа нам все будет дано, потому что мы станем сынами возлюбленными Отца Небесного. В Духе Святом мы сможем смотреть Господу в лицо, мы сможем сказать Ему, что любим Его.

Мы участвуем в этой тайне, чтобы вместе со Христом восходить к Отцу. Для этого наша жизнь должна соответствовать дару Христа. Если Христос видит всю Свою жизнь в свете Креста и Воскресения, то и мы должны видеть всю нашу жизнь в любви, исходящей от Креста и Воскресения Господа.

Наше крещение вводит нас в Божественную жизнь, открывает нам общение Отца и Сына и Святого Духа. Мы должны пребывать в этом каждое мгновение нашей жизни до самой смерти. Мы должны жить нашим крещением — это необходимо, потому что в нем заключена действенная сила. Совершенно новая, потрясающая сила, исходящая от Отца в Сыне и сообщающая нам Дух Святой. Мы должны явить ее присутствие, всецело устремляясь к Богу, к Его замыслу любви о роде человеческом, — благодатью, принятой нами во Христе Иисусе.

Крещение помогает нам войти в эту тайну предания себя воле Отчей, всецелой самоотдачи, принесения всей нашей жизни Господу. Этого ждет от нас Господь. Если мы крещены в смерть Христову, мы будем крещены в Его Воскресение. Воистину, мы узнаем то же Воскресение, что и у Него, — последнее следствие крещения, как свидетельствует Церковь — наше телесное воскресение во Христе и со Христом. «Чаю воскресения мертвых», — об этом Господь Духом Святым говорит в Церкви. Мы узнаем ту же тайну любви, что и Он, по благодати Его. Потому что Он дает нам все, чтобы войти в эту полноту любви. И этой полнотой любви войти в полноту Бога.

Приближается время новых испытаний Церкви. Но это путь Христов. Да возрадуется душа наша о Господе, крестившемся во Иордане, отдавшем Себя на смерть вместо нас, чтобы и мы могли — вслед за нашими святыми мучениками и всеми святыми — предавать себя до конца воле Господней в бесконечной любви Его.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/17/posvyawenie_na_krestnoe_sluzhenie