Постовые соблазны: не хочется ходить на службы

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Идти ли на службу?

Долгие постовые службы вдохновляют далеко не всех. Нужно ли понуждать себя ходить на них? Может быть, достаточно привычной литургии в воскресенье? Отвечает протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма пос. Зайцево.

Нет часовой нормы

Великий пост — это духовный подвиг для каждого христианина. Бывает, что человек сталкивается с соблазном, когда ему не хочется или тяжело выстаивать длинную службу, которая длится два-три часа, а то и больше. Важно понимать, что никто никого ни к чему не принуждает. Для чего христианин приходит в храм Божий? Не для того, чтобы ему кто-то где-то поставил галочку и отметил, сколько он отстоял: 20 минут или полтора часа. Он приходит, чтобы пообщаться с Богом. Мы все помним слова Христа, Который сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). В храме человек находится среди таких же молящихся людей, в таком окружении ему легче настроиться на общение с Богом. Пост — это время покаяния, духовного делания, усиленной молитвы. В пост мы боремся со своими страстями, работаем над тем, от чего хотели бы избавиться. В этот период надо усилить своё духовное делание, и одной литургии в неделю для этого мало.

Если служба кажется долгой, мы думаем о том, сколько времени стоим, это значит, что духовно мы пока ещё незрелые. Проведу такую аналогию. У занятого работающего человека есть пожилые родители. Он приезжает к ним, чтобы поговорить, пообщаться. Будет ли любящий сын смотреть на часы, пока разговаривает с ними? Он приехал отдать им должное, выразить свою любовь. Так и человек, который приходит в храм в Великий пост по зову своей души. Он не смотрит на часы, он молится и кается в своих прегрешениях. Если у него нет сил на всю службу, достаточно пробыть на ней столько, сколько просит его душа. Это вопрос очень индивидуальный. Храм — это не место, где мы перед кем-то отчитываемся или отрабатываем часовую норму. Храм — это место общения с Богом, каждый сам волен выбрать как свою меру поста, так и количество времени, которое он хочет провести с Ним. Чем ближе к Богу становится человек, тем больше времени ему надо для того, чтобы помолиться и покаяться.

Итог Великого поста — это Светлое Христово Воскресение. Каким человек должен прийти к Пасхе? — лучшим, чем был до поста: раскаявшимся, очистившимся. Для этого нужно молиться, духовно трудиться. Если мы выделяем для этого только одно воскресенье в неделю — сумеем ли подготовиться? К тому же в Великий пост служат умилительные службы, которые совершают только в это время — например, покаянный канон Андрея Критского, литургию Преждеосвященных Даров, Мариино стояние. Посещая их, молясь на них, мы получаем особую благодать.

Что может помочь?

Человеку может помочь понимание того, что происходит в храме. Большинство людей, приходя на службу, не понимают, что там происходит. Что читают? Что поют? О чём молятся? — без понятия. Чтобы решить эту проблему, прихожанин может подойти к священнику и расспросить обо всём. Духовенству я бы посоветовал в первую очередь вести разъяснительную работу с прихожанами о том, что именно мы служим в определённый день поста. Что это за служба, для чего она была создана, кто её составил? Человек должен понимать, что происходит, его молитва должна быть разумной, а не на автомате: все крестятся — и я крещусь, все свечи зажигают — и я зажгу. Хорошо объяснить, например, что такое молитва Ефрема Сирина, прочитать её перевод на русский язык — чтобы все вникли в смысл молитвенного текста. Я в своём храме провожу такую работу регулярно. Например, начал рассказывать прихожанам о Великом покаянном каноне Андрея Критского за две недели до Великого поста. Объяснял, почему он важен, о чём молятся, кто написал и так далее. В итоге на первой неделе у нас было очень много людей в храме, они шли с радостью, осознанно.

Осознанное участие в богослужении

Второй аспект касается самих прихожан. Сегодня у всех есть интернет. Достаточно зайти туда и узнать, какая служба будет, что она из себя представляет, что на ней читается и поётся. Индивидуальная работа прихожанина тоже очень важна. Я не раз обращал внимание на то, что даже во время литургии, на которую люди ходят годами, многие не знают, что именно происходит в конкретный момент. Большинство делает то, что и остальные. Например, на литургии оглашенных после возгласа: «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните!» — все преклоняют головы. Я раньше не понимал важности разъяснительной работы, а теперь стараюсь всегда её вести: на проповеди в храме, в личной беседе, за чаепитием на нашем приходе. Однако и сами прихожане должны понимать, что они тоже могут проявить инициативу и прочитать о том, что им непонятно. Как хорошо, если они заранее прочитают Евангелие дня, причём на русском языке, чтобы во всём разобраться! Такая практика в целом облегчит понимание того, что происходит на богослужениях.

Если речь идёт не о литургии, а, например, о молебне, то мы в храме применяем такую практику: сначала акафист читает священник, а потом прихожане, которые имеют опыт чтения молитвенных текстов. Замечательно, что люди начинают готовиться к молебну заранее, ответственнее относятся к этой подготовке, ведь они знают, что надо будет стать посреди храма и прочесть свою часть акафиста хорошо. Я знаю, что эта практика не очень распространена, но она очень действенна, поскольку делает приход сплочённым и ответственным.

Ещё один аспект — церковная библиотека и её популяризация. Если она есть и пополняется, если священник приглашает туда, а на свечном висит соответствующее объявление, люди будут ходить и брать книги. Прихожане часто спрашивают: «Батюшка, в пост телевизор нельзя, музыку нельзя — что тогда можно?» Я отвечаю: «Читайте!» У нас в Зайцево нет интернета, зато есть отличная православная библиотека. Книги отлично настраивают на мирный лад. Конечно, это тоже работа настоятеля — создать библиотеку, в которой будет что читать, но и прихожане не должны быть пассивными. Всегда можно найти что-то интересное, сейчас печатных изданий очень много. Не секрет, что каждому человеку нужно настраиваться на службу. Нельзя прийти с улицы и быть готовым молиться. Духовная литература помогает этому.

Подытожу: скучно и тяжело на службе, когда непонятно, что там происходит. Главное средство для преодоления этой проблемы — неравнодушие священника и его прихожан.

Записала Екатерина Щербакова

http://gorlovka-eparhia.com.ua/postovye-soblazny-ne-hochetsya-hodit-na-s...