Постовое зачало. Протоиерей Александр Авдюгин
Все мы с вами знаем слова из покаянного псалма царя Давида: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Эти слова – образ покаяния. Они были написаны Давидом, когда он тяжко согрешил, когда был обличен в грехах пророком, когда сам всем сердцем понял всю глубину своего падения. И тогда он стал молиться Богу от всего сердца, взывая: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». Эти слова верующие повторяют уже тысячи лет, потому что они являются воплем сердца грешного, желающего быть чистым и плачущего об утерянной благодати.
Вроде бы просто вернуть к себе Бога. Столько способов и примеров, веками подтвержденных! А на самом деле, покаяние и сокрушение трудно достигается и редко воплощается в нашей жизни. Причина в отсутствии страха перед грехом, уверенность, что сегодня еще можно без Бога прожить, а затем, когда старенькими станем, тогда и в Церковь пойдем, и каяться будем. Да вот незадача, никак наш график жизненный от нас самих не зависит! Не мы решали, когда нам родиться и далеко не нам определять, когда помирать будем.
Отвергая для себя Церковь, вход в которую возможен только через покаяние и исповедь, мы, по существу, отказываемся от любви Божией, от Его благодати. И сердце наше становится нечувствительным. Оно не способно по-настоящему молиться, по-настоящему любить. Нет в нем ни тоски о Боге, ни страдания от своей нечистоты, от своей грязи, от своих беззаконий. Совесть спит. Различение добра и зла потеряно. В результате – брошенные дети, поломанные судьбы, грязь в подъездах, стремление нажиться не за счет собственных трудов и, самое главное, отсутствие правдивости и искренности.
Одним из средств исцеления, как это ни банально звучит, являются установленные Церковью посты, о которых так много говорят, но не считают нужным придерживаться.
А если все же попробовать хотя бы один церковный пост провести в той традиции и с теми правилами, что дает православие? Неужели наши предки, для которых пост был насущной необходимостью, и которые жили намного совестливей и честней, чем мы сегодня, были все до одного глупее нас нынешних? Не ставим ли мы, в своей гордыне себя любимых намного выше, чем мы есть на самом деле?
Ведь, по существу, мы почти все «парализованы», не обладаем всем тем множеством возможностей, которые в нас заложены, не видим и не можем реализовывать свои таланты. Более того. В течении дня человек порой претерпевает такую метаморфозу, что встретив его вечером, мы не видим в нем ничего знакомого. Он не тот, что был сегодня с утра. Это ярчайшее доказательство нашей духовной безхребетности.
За примерами ходить далеко не надо. Вот утром мы любовались радостными и красивыми выпускницами, спешащими на последний звонок. Душа радовалась. И я видел их вечером. У выпускниц (да и выпускников тоже) были те же имена и те же адреса жительства, но это были не они.
Для того чтобы вернуться к образу человеческому, к естественному нашему образу, в котором одаренность, богатство и скромность не конфликтуют между собой, есть один лишь верный способ – покаяние сокрушенного сердца, а оно без поста невозможно.
Пост — это не просто время воздержания в пище, это время, когда каждый, с помощью Церкви, с помощью Божией может проявить некое усердие, может чем-то пожертвовать. Хотя бы чем-то небольшим: какими-то своими страстями, пристрастиями, услаждениями, вкусной пищей, разными зрелищами и увеселениями, развлечениями. Пожертвовать своим свободным временем, отдыхом, может быть, даже некоторой свободой своей для того, чтобы, отдавая Богу нечто, возбудить собственное сердце к покаянию. Когда человек что-то отдает и жертвует, в нем просыпается любовь, он начинает жить, потому что любовь имеет жертвенную природу.
Любовь не надо путать с влюбленностью, любовь — не просто пристрастие какое-то, нет, любовь — это самопожертвование. Если человек хочет себя отдать за другого, если начинает что-то отрывать от себя, пускай немного, пускай мало, он получает возможность любить, в нем просыпается жизнь духовная. Именно к этому и призывает нас Церковь во время поста, чтобы мы понемножку, но каждый день, жертвовали чем-то, чтобы мы делали какие-то усилия, делали то, что нам трудно.
Нам повсеместно твердят, что нельзя и даже вредно много дней не есть каких-то питательных продуктов. Говорят, что вредно долго стоять на службах. Но какая польза нам, если мы телу будем приносить еду, если успешно будут двигаться наши дела, а душе нашей будет плохо? Люди неверующие считают, что так и нужно жить, о душе не думать и не заботиться. Во главе угла лишь ублажение собственного тела, того, что старится, дряхлеет, болеет и, в конце концов, сгниет. Останется душа, о которой, оказывается, заботы не проявлялось, и которая, острупленная смердящими миазмами грехов, естественно будет отвергнута Богом. Мы ведь не заходим в чистую комнату в сапогах с комьями грязи. Зачем же Богу в чистоте творческого райского блаженства принимать и видеть то, что не хотело Его и от чего, простите, воняет?
Надо понимать, что тело — это некий осел, на котором нужно доехать, добраться до границы земного бытия и имеет оно вспомогательное значение. О душе надо думать прежде всего. Какая польза человеку, если он весь мир приобрящет, а душе своей повредит, как говорил Господь?
В эти дни у православных начался – Петровский пост, установленный святыми отцами во времена далекие и древние. Он не так строг, как Великий, имеет, в зависимости от дня Пасхи, разную продолжительность, службы и молитвы выстаивать легче, они менее продолжительны. Но этот пост так же предрасполагает к возвращению себя в орбиту любви Божией. Нужно лишь желание и убежденность, что я не пуп земли, на котором сосредоточилось всё и вся, не великий и ужасный Гудвин из детской сказки, а недостойный грешник, которому бы молчать поболе, да в себя больше смотреть.
Нужно осознать свое недостоинство, свое духовное убожество, и это проще всего сделать в Церкви. Именно там и можно получить то, о чем мы молимся: «Даруй ми зрети моя прегрешения…»
Когда же грязь видна станет, то ее проще отстирать… Иначе, сколько не говори о Боге, образ Его вернуть себе не удастся.
Сейчас время благоприятное, сейчас момент особенный, возможность спасения и очищения души нашей – рядом с нами. Господь протягивает нам руку, как утопающему Петру, для того, чтобы вырвать нас из глубины греха нашего и поставить рядом с Собой; Он желает нынче преобразить нас, как некогда преобразил Павла. Мы можем сейчас использовать эту возможность, нужно лишь желание.
http://www.donor.org.ua/index.php?module=priest&act=show&c=1&id=43
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии