Пост в стеклянном ящике над Темзой. Схиархимандрит Авраам (Рейдман)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Схиархимандрит Авраам (Рейдман)

Пост — одна из самых обсуждаемых тем в православной среде, и уж тем более в сам период поста. Каких только книг о посте на написано, каких только научных фактов и святоотеческих цитат не приведено! Но, несмотря на такое обилие информации, существует несколько очень устойчивых заблуждений о посте. Об этих заблуждениях, исходя из своего большого пастырского опыта, и говорит схиархимандрит Авраам (Рейдман).

Мне как духовнику довольно часто приходится сталкиваться с различными ложными мнениями о посте, иногда совершенно противоположными: один думает, что поститься он не может совершенно, другой — что он должен поститься непременно как Исаак Сирин. Поэтому я хочу еще раз повторить истины, которые многим, может быть, покажутся общеизвестными. Вернее, я хочу указать на основные заблуждения. Итак.

1. Пост наносит вред здоровью.

Это не так. Разумный и умеренный пост не может принести человеку вреда. Даже неправославные врачи говорят о том, что постная пища способствует уменьшению холестерина в крови, и что самая разумная диета — это чередование растительной и скоромной пищи. Но даже если бы пост был в каком-то смысле вреден для тела, то он в любом случае полезен для души. Что происходит, если человек постоянно ест скоромную пищу? У него накапливается много лишней энергии, он становится раздражительным и похотливым, а это, конечно, совсем не помогает ему соблюдать евангельские заповеди.

В наше время считается, что для того чтобы быть здоровым, надо хорошо питаться. А если постишься, то, конечно, будешь болеть. Я как-то пришел в больницу на прием, у меня были проблемы с кишечником. Врач дала мне какие-то советы, прописала лекарства, а пока я собирался, сказала тихонько другому врачу: «Ничего у него не выйдет, не поправится он, потому что мясо не ест». Это, можно сказать, чуть не официальная идеология какая-то. Порой люди приходят на исповедь и говорят, что они не в состоянии поститься даже перед причастием или, по крайней мере, соблюдать длительные посты по причине болезни. Я спрашиваю:

— А ты чем болеешь?

— У меня аллергия.

— Ну и что, что аллергия?

— А пока молока не попью, сил никаких нет.

Другой приходит:

— Не могу поститься, у меня повышенное давление.

— Ну, повышенное давление, и что с того?

— Если молока не попью, так совсем не могу.

Люди с пониженным давлением тоже молоком лечатся. Получается, что молоко является лекарством от всех болезней: повышенного или пониженного давления, от аллергии, от остеохондроза… Вот чем, оказывается, надо лечиться! И причем эти же люди с удовольствием едят такую пищу, которая действительно вредна для здоровья.

Иным представляется, что отказаться хоть на некоторое время, например, от мяса просто невозможно. И даже ропщут: мол, мясо Сам Бог разрешил есть. Но разрешение — это ведь не приказание. Как-то я посоветовал одному человеку некоторое время не есть мяса: он был неженат, и ему для сохранения целомудрия надо было воздерживаться от такой пищи. Он возмутился: «Почему? Церковь же разрешает!» Я в его глазах оказался еретиком. Но он совсем не думал о том, пойдет ему на пользу вкушение мясной пищи или нет. Да, мы не должны наносить своему здоровью вред, но в то же время надо всегда помнить: избыток здоровья, телесных сил может серьезно повредить в духовной жизни.

2. Господь сказал, что оскверняет человека не пища, а злые помыслы. Значит, пост необязателен.

Чаще всего эти слова приводят просто в свое оправдание. Церковные посты, при всей своей сравнительной мягкости, в той практике, в которой мы их сейчас соблюдаем, вызывают в душе человека неверующего смущение. Многие люди отшатываются от Церкви именно по той причине, что Церковь предписывает поститься. Обязательность поста вызывает в них сильнейшее негодование; они пускают в ход всякие ухищрения, чтобы доказать себе и другим, что пост есть нечто неважное. Но этим только обличают себя, обнаруживают, что на самом деле для них это очень важно и очень трудно. Поэтому нарушение поста — это совсем не мелочь.

Многие отцы Церкви, говоря о посте, вспоминают историю падения наших прародителей. В чем состояло первое преступление людей? Адам и Ева нарушили заповедь Господа о послушании и нарушили пост. Они говорили сами себе: «Плоды этого древа прекрасны на вид. Неужели от того, что мы вкусим этот плод, с нами может что-то произойти? Неужели благодать Божия от нас отступит? Не может этого быть». Они вкусили — и благодать Божия от них отступила. «И увидели они, что они наги», — ими возобладала телесная природа, а их духовная жизнь совершенно расстроилась.

Так и мы сейчас говорим себе, подобно Адаму и Еве: «Ну что будет страшного, если я в пост съем молочный шоколад или мясную котлету? Это же не убить и не украсть!» Действительно, внешне в нарушении поста как будто бы нет ничего страшного, но тем не менее с людьми, которые нарушают пост (мы сейчас не говорим о том, что могут быть этому и уважительные причины), не пребывает благодать Божия. Благодать оставляет их «нагими», они живут только плотскими интересами, для них как бы не существует ничего духовного. Святые отцы совершенно справедливо говорят, что как через нарушение поста Адам и Ева были изгнаны из Рая, так и войти в Рай нельзя иначе, чем через соблюдение поста.

Мы знаем из церковной истории, из житий многих угодников Божии, что благодаря посту они приобретали великую благодать. Конечно, мы в наше время, при нашей телесной и душевной немощи, при нашем слабоволии, не имеем возможности так строго поститься. Но даже наше малое воздержание также приносит пользу и, я думаю, всякий постящийся это чувствует. Когда приближается пост, любой христианин радуется, если, конечно, только он не обременен тяжкими болезнями и немощами. Радуется тому, что приближается время духовной весны. В его душе рождается ожидание некоторой чистоты и света.

Более того, без воздержания в пище невозможно преуспеть в молитве и вообще в духовной жизни. Преподобный Исаак Сирин сказал, что даже совершенные люди — и те от нарушения поста терпят некоторое повреждение в бесстрастии. Что уж говорить о нас…

3. Уставной пост — это подвиг «давно минувших дней» и современному человеку совершенно не под силу.

Мы сейчас, конечно, не можем поститься так, как делали это древние подвижники. В наше время люди немощны и телом и духом. Это справедливо. Из-за немощи телесной подвиги наши не могут быть такими строгими, как в древности, а из-за немощи душевной у нас не хватает на эти подвиги решимости. Но все же, если человек крепок здоровьем, он не должен себя оправдывать и проявлять к себе снисхождение по той причине, что в наше время якобы невозможно поститься.

Преподобный Нил Сорский говорит, что люди отличаются друг от друга телесной крепостью настолько, насколько воск отличается от меди. И в наше время встречаются люди очень крепкие телом, хотя это скорее исключение. Да, в большинстве случаев мы относимся к себе снисходительно, и это справедливо, но если есть благословение духовника, то почему бы иному человеку не быть исключением из общего правила? Здесь необходимо благоразумие: не нужно всех стричь под одну гребенку ни тогда, когда речь идет о снисхождении, ни тогда, когда речь идет о строгости.

Но, конечно, нужно всегда оглядываться на свое здоровье. Это не значит, что надо чрезмерно его беречь, чрезмерно себя жалеть, но надо всегда понимать, что этот капитал следует, так сказать, расходовать экономно и разумно. Рассчитывать на то, что впереди у тебя может быть много, много лет жизни, и эта жизнь должна пройти в подвиге. Мы не должны понимать пост или какие-либо другие телесные подвиги, как своего рода дозволенное самоистязание. Постом мы ослабляем свою плоть до такой степени, чтобы было легче управлять своим умом, но это не значит, что мы должны быть себе врагами.

Приемлемость для себя той или иной меры поста (как и любого другого подвига) надо мерить одним критерием — молитвой. Если в душе возросла ревность к молитве, если тебе стало легче сосредоточиться, молитва стала более внимательной, — значит, пост разумный. Если молитва ослабевает, внимание совсем исчезает, если пропадает и само желание молиться, если мы повторяем молитву механически, ничего не понимая, значит, мы избрали для себя не ту меру поста. Но оговорюсь, что результаты поста можно правильно оценить лишь по прошествии как минимум нескольких дней. Может, в данный момент ты, усиленно постясь, чувствуешь какой-то духовный подъем, но через два дня у тебя наступит слабость, вялость, и все это пройдет. Нельзя допускать, чтобы сегодня человек пламенно молился, а завтра лежал чуть ли не в обморочном состоянии.

4. Строгий пост приводит к духовному совершенству.

Человек, совершая пост, может при этом совершенно не понимать, для чего он это делает. Пост, в отличие от молитвы или смирения, кажется ему легкой добродетелью: что там, не ешь и все. Поэтому многие неразумные ревнители прежде всего бросаются на эту «простую» добродетель. А подвергнув себя чрезвычайно строгому посту, человек в ближайшее время бывает принужден вовсе оставить всякий пост и вернуться к обычному употреблению пищи — и хорошо еще, если ему не придется лечиться. Но мало того, что он наносит вред здоровью, он еще и впадает в отчаяние: все, погибаю, нет у меня никакой надежды на спасение, я не могу исполнить пост. А этот пост он сам для себя выдумал.

Надо понимать, что мера поста зависит не только от здоровья, но и от духовного преуспеяния. Преуспевший человек имеет право придерживаться более или менее строгого поста. Человеку физически очень крепкому, но не имеющему благодати, иногда не под силу вынести самое простое воздержание в пище. Он не способен даже полдня ничего не есть, а человек немощный по природе, но обилующий благодатью может много и строго воздерживаться, благодать Божия будет его укреплять. Об этом сказано в Священном Писании. Когда апостол Павел перечисляет плоды духовные, среди них он называет и воздержание, то есть воздержание есть плод духовный. Поэтому пост должен быть соразмерен преуспеянию в добродетелях.

Спаситель сказал: «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани». Почему? Потому что «вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже». Добродетель поста не должна быть лишь «заплаткой». Нам надо менять всю «одежду» нашей души, то есть приобретать все добродетели, менять всю жизнь. Нельзя на уже разодранную, ветхую, греховную нашу жизнь «пришить» одну только добродетель поста и думать, что это нас спасет.

5. Мы должны скрывать свой пост, чтобы не тщеславиться.

С одной стороны, это справедливо. Действительно, иные люди постятся исключительно ради того, чтобы прославиться. Несколько лет назад один американский иллюзионист просидел в стеклянном ящике, который был подвешен над Темзой, сорок четыре дня, и пил одну воду. Это говорит о его крайнем тщеславии, собственно, он этого и не скрывал.

Но с другой стороны, здесь есть большая опасность. Да, Спаситель запрещает при посте помрачать свои лица, но это не значит, что мы должны питаться так, чтобы никто не увидел, что мы постимся. Представьте себе человека, который живет среди людей неверующих или маловерующих, по крайней мере не церковных, которые никаких постов не соблюдают. Если он будет перед ними скрывать свой пост и есть все, что ему предлагают, то он ни одного дня не сможет воздержаться от скоромной пищи. Так под предлогом совершения добродетели втайне и под предлогом мнимой любви к ближнему, некоторые неопытные христиане совершенно отступают от поста. И в результате человек вроде бы не лицемер, ни перед кем не выставляется, но и Богу он не угождает.

Что выйдет, если ты решишь исполнять заповедь о тайном посте буквально? Встретишься ты в церкви со знакомым, он тебе скажет: «Поздравляю тебя с началом Великого поста». А ты, желая утаить свою добродетель, ответишь скромно: «Да я не пощусь». Что тебе скажет знакомый? «Как не постишься? Да ты что? Почему?!» И получится, что ты, вместо исполнения заповеди, искусишь ближнего.

Совершать добродетель втайне в буквальном смысле слова может человек богатый добродетелью: он может прикрыть свою добродетель показным отступлением от нее. А мы, люди немощные, если захотим это сделать втайне, то из-за своей немощи вообще отстанем от добродетели. И то немногое, что мы обязаны сделать, мы не выполним под предлогом буквального исполнения заповеди Спасителя о тайном совершении добродетелей. А не постясь сами, мы можем соблазнить других на осуждение.

Был такой случай. Одного дедушку хотели причастить. Он долго болел и уже умирал, понятно было, что не встанет. Этот дедушка считал себя верующим, но постов не соблюдал. Когда его стали убеждать, что нужно соблюдать посты, он сказал: «Зачем вы мне это говорите? Меня священник благословил не поститься». Оказывается, когда он был еще совсем молодым, он у одного священника дома делал ремонт. Тот стал предлагать ему скоромную пищу, а был пост. Молодой человек начал отказываться: мол, нельзя, мне мама не разрешает, надо поститься. А священник сказал: «Я ем, и ты ешь. Не то оскверняет уста, что входит, а то, что исходит». И с тех пор он перестал поститься. Вот так нерадение священника уничтожило благочестие, в котором мать воспитывала этого молодого человека.

Какой вывод можем мы сделать? В добродетели поста, как и во всех прочих, необходимо рассуждение. Пусть эта истина, как говорится, избитая, пусть она у всех на слуху — практика показывает, что надо напоминать об этом вновь и вновь. Как приобрести это рассуждение? Советоваться с опытными духовниками, читать святых отцов, в особенности русских подвижников недавнего времени. А если мы, понадеявшись на то, что добродетель поста для нас понятна и легка, начнем поститься по-своему, то мы непременно уклонимся в какую-нибудь крайность. Если и не начнем, подобно упомянутому фокуснику, поститься в ящике над Темзой, но все равно можем получить серьезный вред: и телесный, и душевный.


Источник: Православие  и мир