Пост дан нам для того, чтобы победить себя

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

14 марта в жизни православных христиан начинается особое время — Великий пост. Сегодня мы беседуем о нем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

— «Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство Ангелов и спасение человеков»... Такие высокие определения даются Великому посту в Постной Триоди — книге, по которой соверша­ются богослужения в этот период. Вла­дыка, как соотнести все это с нашей повседневной жизнью?

— Действительно, в богослужебных церковных книгах, в частности, в Пост­ной Триоди, пост наделяется самыми совершенными эпитетами, и они очень точно раскрывают его суть. «Мати целомудрия», «весна души», «цвет по­каяния» — вот только немногие из тех определений, которые даются времени Великого поста. Конечно же, наша по­вседневная жизнь пока очень далека от этих понятий. Но мы призваны к тому, чтобы строить ее в соответствии с цер­ковным учением, не только говорить вы­сокие слова о духовной жизни, но и по­пытаться их воплотить. И пост — это вре­мя, когда нужно постараться это сделать.

Для этого Церковь призывает человека отложить всё ненужное, второстепенное, чтобы вспомнить о едином на потребу. Ведь помимо очень важных вещей — ра­боты, семьи, детей — наша жизнь напол­нена еще и самой разной суетой, начиная от лишних разговоров и заканчивая теле­визором и Интернетом. Все мы знаем, что мы крайне занятые люди, и у нас бук­вально минутки свободной нет. Но если во время поста мы сможем избавиться хотя бы от этих вещей, то сразу увидим, как много у нас появится свободного вре­мени. И его нужно посвятить тому, чтобы постараться жить по-христиански.

Сам пост как воздержание в пище — лишь некий костыль, поддержка для че­ловека, который хочет исправить себя и наполнить свою духовную жизнь, свое сердце добрыми, богоугодными делами, мыслями и поступками.

— Еще в той же Постной Триоди пост называется «веселым временем». О каком веселье тут идет речь?

— О самом настоящем. Хотя, конечно, не о том, которое часто приходится ви­деть: скажем, летит по городу машина, из которой слышна музыка такой гром­кости, что все вокруг дрожит...

Настоящее веселье души — это ра­дость человека, ощущающего свою бли­зость к Богу. Радость человека, сделав­шего доброе дело. Она доступна только тому, кто старается соблюсти заповеди Божии и идти в своей жизни по пути до­бродетели. И каждое доброе слово, каж­дая удавшаяся попытка помочь кому-то, облегчить его страдания приводят к то­му, что настоящая духовная радость и ду­ховное веселье воцаряются в человече­ском сердце.

— Владыка, я попрошу Вас на­помнить об основных правилах. Как правильно поститься и какие «со­ставляющие» должны быть у нашего поста?

— Да, пост состоит из целого ряда со­ставляющих. Прежде всего, это воздер­жание от пищи животного происхожде­ния — мяса, молочных продуктов, яиц, рыбы (что касается поста Великого), а в некоторые периоды даже от расти­тельного масла.

Но пост — это изменение и всей нашей повседневной жизни. Это время, когда мы призваны молиться больше, чем обычно. Особенно это касается церковной мо­литвы: нужно постараться ходить в храм почаще. Человек, который, как обычно, ходит в церковь только по воскресеньям, Великого поста может даже не заметить. В воскресенье в храмах совершается поч­ти такое же богослужение, как и в течение всего года. Собственно постовая служ­ба — это принадлежность будничных дней недели. Службы длинные, не всегда и не всем возможно их посетить полно­стью, но нужно обязательно приходить в храм хотя бы ненадолго. В первую седми­цу Великого поста вечером в наших хра­мах читается Великий покаянный канон Андрея Критского. По средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров. На этих службах нужно обяза­тельно побывать для того, чтобы в полной мере ощутить литургические особенности Великого поста.

Пост — это время, когда человек дол­жен проявлять повышенное внимание к самому себе и к своим взаимоотноше­ниям с людьми. Мы часто обижаемся, завидуем, гневаемся. Нужно постарать­ся воздерживаться не только от грехов делом, но и от всяких злых помыслов. Великий пост в этом смысле — особый период воспитания чувств, который нам необходим. Вообще, в идеале христианин должен всегда об этом заботиться. Но че­ловек — существо непостоянное, это его непостоянство хорошо знает Церковь, и поэтому вновь и вновь, из года в год призывает нас остановиться в повседнев­ном беге и начать все сначала.

Как мы знаем, духовная жизнь не за­ключается только в преодолении недо­статков. На освободившуюся от сорня­ков землю своего сердца необходимо насадить и добродетели. К примеру, борясь со своим гневом, с другими стра­стями — нужно обязательно учить себя любить окружающих людей, стараться не только не завидовать и не раздражать­ся, но и радоваться чужой радости и так далее. Любой человек, занимающийся са­доводством, знает: если ничего не делать после того, как пропололи сорняки, через какое-то время они вырастут заново и бу­дут еще крупнее и сочнее, чем прежде.

— Чаще всего люди, далекие от цер­ковной жизни, задают нам вопрос: жизнь и так непростая, зачем ограни­чивать себя в самых необходимых ве­щах, какой в этом смысл?

—Жизнь непроста, в основном, потому, что мы не можем получить всего, что нам хочется, причем сразу. Для того, чтобы че­ловек не испытывал этих мучений, ему нуж­но воспитывать самого себя, свое сердце, уметь довольствоваться тем, что он имеет, радоваться теми радостями, которые у него есть, — одним словом, быть христианином.

— Владыка, у нас очень много во­просов о посте от наших читателей, попрошу Вас на них ответить. «Встре­чаю пост с радостью, но и с опасени­ем. Переход на растительную пищу и долгие постовые службы даются с трудом. Где взять силы, как полю­бить пост?» — спрашивает Наталья Александровна».

Мы сегодня говорили о пищевой составляющей поста, и я привел строгий вариант пощения. Но каждый раз перед Великим постом мы напоминаем: «суб­бота для человека, а не человек для суб­боты», как сказано в Евангелии. Гастро­номическая составляющая поста должна зависеть от состояния здоровья человека. Об этом говорится еще в древних аске­тических книгах. Преподобный Пимен Великий однажды заметил: «Мы не тело- убийцы, а страстоубийцы». То есть цель поста — не навредить телу, а победить страсти, живущие в душе человека.

От поста освобождаются полностью лю­ди больные, пожилые, беременные и кор­мящие женщины, военнослужащие, нахо­дящиеся при исполнении служебных обя­занностей. Это не просто чье-то пожелание или новая либеральная практика, а древ­нее каноническое установление. Но, как мы уже сказали, у поста несколько состав­ляющих. Допустим, ты по состоянию здо­ровья не можешь отказаться от молочных продуктов. Пожалуйста, не отказывайся, но соблюдай все остальное: воздерживайся в разговорах, сократи время развлечений и так далее. Пусть пост остается постом.

Тот устав Великого поста, который обычно печатается в календарях и на сай­тах в Интернете, — это очень строгий, монастырский вариант. Наверное, чело­век молодой и здоровый может ему сле­довать, но лучше определить свою меру, советуясь с духовником и прислушиваясь к своему самочувствию. Как говорили святые отцы, лучше небольшое правило, но постоянно сохраняемое. Иначе можно взяться очень круто, а потом не выдер­жать, махнуть рукой и сказать: «Это все невозможно, пост не для меня.».

Однако, конечно же, даже у здорового человека переход на постную пищу вы­зывает не самые приятные ощущения. Здесь уже надо потерпеть, ведь на то она и жертва: понятно, что есть капусту — не то, что есть мясо. Это надо понимать, к этому надо быть готовым.

Что касается долгих служб, я уже ска­зал: по крайней мере, надо стараться по­сетить какую-то часть из них. Но здесь опять же необходимо терпение, потому что одно дело, когда мы пытаемся при­менить правила поста к нашему состоя­нию — и другое дело, когда мы жалуем­ся на дискомфорт в принципе. То есть: «Я пощусь, но мне неуютно, неприятно, мне это не нравится». Пост дан нам для того, чтобы человек мог победить себя, это очень важно. Ведь с детства мы, на­оборот, приучаемся угождать себе, тре­бовать: «Дай, мама!», «Дай, бабушка!». «Дай, Господи!» — немедленно и все сра­зу. С этим обязательно нужно бороться.

Как полюбить пост? Нужно начинать исполнять все то, о чем мы говорили, тог­да Господь подает и радость, и удовлетво­рение, и самые добрые чувства. Я знаю многих людей, которые радуются: «Слава Богу, скоро пост!» — и говорят это совер­шенно искренне.

— Ирина пишет Вам: «Владыка, на первой неделе Великого поста чи­тается Канон преподобного Андрея Критского. Если не удается бывать на службе, когда читают канон в хра­ме, нет возможности уйти с работы по­раньше, можно ли читать канон дома самостоятельно?».

— В наших городских храмах вечер­няя служба на первой неделе поста, с по­недельника по четверг, по моему благо­словению начинается несколько позже — в шесть часов, чтобы как можно больше людей смогли прийти на чтение Великого покаянного канона. Если все же человек не успевает, прочитать канон дома будет хорошо и правильно.

— Еще вопрос от нашего читателя: «Постом в храме очень много читают Псалтирь. Некоторые псалмы очень ложатся на сердце, в основном те, где содержатся молитвенные прошения, славословия. А есть псалмы, которые остаются "чужими" — те, в которых говорится больше об истории еврей­ского народа или даже призываются кары на голову грешников. Тут сердце остается глухим, я очень рассеиваюсь и как-то выпадаю из службы. Что де­лать, как такие псалмы воспринимать? Ирина».

— Псалтирь иногда называют поэти­ческим переложением всех остальных книг Ветхого Завета, истории богоиз­бранного народа. История эта очень поучительная, иначе бы она не сохра­нялась в памяти христианской Церкви. Это история отпадения от Бога и воз­вращения к Нему — то, что повторяется в жизни всех народов и каждого челове­ка. Вот почему псалмы не просто глубоки и поэтичны, но и актуальны для каждого из нас. Я бы посоветовал автору этого вопроса, да и всем нашим читателям, обязательно ознакомиться, во-первых, с текстами псалмов на русском языке, чтобы лучше их понять. Есть параллель­ные издания Псалтири, где на одной стра­нице напечатан псалом на славянском, а на другой — на русском языке. Иногда все-таки синтаксические формы церков­нославянского языка несколько затем­няют для современного читателя смысл текста. А во-вторых, нужно обязательно ознакомиться с толкованиями святых от­цов. Скажем, знаменитый 108-й псалом и целый ряд других — ведь Церковь по­нимает их не в прямом смысле, как призывание проклятия на чьи-то головы, а в духовном. Скажем, перед Великим постом в храмах поется известный пса­лом «На реках Вавилонских...», который заканчивается словами: «Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень». Кажется, очень жестокий образ. Но если помнить, что под младенцами Церковь имеет в виду начатки греховных помыш­лений, то становится понятным, почему этот псалом поется за богослужением.

— «Не так давно открыл для себя такую службу, как Литургия Преждеосвященных Даров. В чем ее основной смысл? Будет ли в храмах Саратов­ской епархии Преждеосвященная со­вершаться вечером?» — спрашивает Алексей.

— В древние времена христиане жили более глубокой, более насыщенной ли­тургической жизнью. Поскольку в будние дни Великого поста полная Божественная литургия не совершается (она служит­ся только по субботам и воскресеньям), пять дней без Причащения для христиан древности были немыслимыми. Нам се­годня трудно это понять, мы причаща­емся гораздо реже. И вот для того, чтобы можно было причаститься и в будни, был составлен особый чин, когда Причаще­ние совершается Святыми Дарами, за­готовленными на предыдущей полной Литургии. По сути это вечерня, к которой добавляются несколько особых песнопе­ний, без Евхаристического канона.

По уставу Преждеосвященная Ли­тургия должна совершаться вечером. Но есть одна сложность: для того, чтобы причаститься, мы должны поститься как в древности — весь день до захода солн­ца. Это не всегда возможно, особенно для людей в возрасте. Поэтому Священным Синодом было вынесено определение, что в случае вечернего служения Литур­гии Преждеосвященных Даров можно по­ститься начиная с двенадцати часов дня. Это компромисс, но он дает возможность людям участвовать в этом богослужении в вечернее время, после работы.

В этом году во многих наших храмах Литургия Преждеосвященных Даров бу­дет совершаться вечером по средам, по­скольку в пятницу это не очень удобно: обычно в пятницу вечером в пост совер­шается парастас — особое заупокойное богослужение.

— Вопрос от Елены: «Ребенку восемь лет. Достаточно ли будет для него, если он ради поста откажется от компью­терных игр на это время, или нужно обязательно ввести еще какие-то огра­ничения в питании?».

Будет неплохо, и даже полезно еще от чего-то отказаться, например, от сла­достей, мороженого, конфет. Вообще, де­тей лучше подводить к посту постепенно, так, чтобы более строгий пост для них ассоциировался с взрослением. Я знаю многодетные семьи, где дети стремятся поститься. Для них пост — признак более серьезного отношения к ним самим. Мне кажется, это правильный путь.

— Алексей задает вопрос: «Мой во­прос о пище, разрешенной в пост. Ес­ли, например, в календаре указано, что в этот день нельзя вкушать пищу с мас­лом, можно ли употреблять продукты, которые даже в сыром виде содержат в себе большое количество масла, на­пример, ядра подсолнечных семечек, арахис, оливки? Просто не хочется се­бя обманывать, а Бога — тем более».

Одно могу сказать: такое тонкое различение совершенно неполезно. По­том начинают спрашивать: «Батюшка, а вот в батоне есть яичный порошок.», «А белый хлеб обмазывают яйцом.», «А вот сюда добавили сухого молока, можно ли это есть?». Это классический пример того, что в Священном Писании названо «оцеживание комара». Есть лю­ди, которые оцеживают комаров, но по­глощают верблюдов.

Конечно, в пост надо быть честным с самим собой. Если человек сказал се­бе: «Я буду поститься строго по уставу и не есть масла», и если он понимает, что эти продукты содержат масло, значит, лучше их не есть. А если по каким-то при­чинам постишься не так строго — спо­койно кушаешь и Бога благодаришь.

— Автор следующего письма трево­жится: «Моей маме восемьдесят лет. Раньше она всегда строго постилась, но сейчас так ослабевает, что к концу поста уже еле-еле передвигает ноги. После выхода из поста каждый раз долго восстанавливается. Когда был Рождественский пост, приходской ба­тюшка благословил, чтобы она ела мо­лочные продукты и яйца, отказалась только от мяса. Она сначала послуша­лась, но потом все равно стала постить­ся, как раньше. Опять было истощение и долгий период реабилитации. Влады­ка, может, она Вас послушает? Ну ко­му нужен пост, из-за которого и сам человек ослабевает до такой степени, что даже на улицу выйти не может? Про храм даже не говорю — не дойдет. И родственники на грани нервного срыва. Спасибо. Кирилл»

— Я уже говорил, что по канонам для людей престарелых пост отменяется. И я обращаюсь, уважаемый Кирилл, к Вашей маме и прошу ее перестать по­ститься, тем более так строго. Опять же, в этом возрасте можно в какой-то сте­пени, пунктиром, наметить для себя пост: скажем, отказаться от мяса в пер­вую и последнюю неделю поста, а все остальное кушать. А если здоровье не позволяет, то и вообще не соблюдать пост. Это не просто снисхождение, это, я еще раз повторю, церковные каноны. Конечно, плохо, когда человек не слуша­ет ни священника, ни Церковь — этим он обесценивает весь свой пост. Ведь Господь не хочет, чтобы человек заму­чил себя постом — Он хочет, чтобы хри­стианин, совершая этот пост, приобрел какие-то дарования, добродетели. Поэто­му я призываю маму Кирилла оставить пост и позаботиться о своем здоровье. Восемьдесят лет — это все-таки возраст библейский. Как говорил пророк Да­вид, «жизнь человеческая — семьдесят лет, аще же в силах — восемьдесят лет, а множая их (то есть то, что свыше) — труд и болезнь». И этого труда и болезни вполне достаточно, чтобы заменить пост.

Подготовила Наталья Горенок

Фото Александра Курочкина

Газета «Православная вера» № 05 (533)

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/post-dan-nam-dlya-togo-chtoby-pob...