Пост человека соделывает Ангелом
С 20 июня начался Петров пост — летний пост, который всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы. В связи с этим у него есть и другие названия — пост Пятидесятницы и Апостольский. Заканчивается Петров пост всегда 12 июля — это день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Почему Церковь установила этот пост? Приняв дары Святого Духа в День Святой Троицы, верные ученики Христовы постились несколько дней, прежде чем разойтись по миру с евангельской проповедью, набирались сил перед предстоящим духовным подвигом. И нас Церковь, по примеру святых отцов, призывает использовать благодатные дни поста как возможность внутреннего совершенствования, чтобы избежать духовного расслабления, которое зачастую наступает в летнее время.
По словам святителя Иоанна Златоуста, «пост с верою много придает крепости, ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных… Тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились».
«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — считает святитель Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований… Нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».
Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными? Церковь прославляет апостола Петра как первого из лика апостолов, кто исповедал Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же — как более других потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (см.: 2 Кор. 2, 5); одного — за твердость, другого — за светлую мудрость.
Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбаком. По выражению святителя Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-гречески Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его дом и исцелил его тещу от горячки (см.: Мк. 1, 29–31).
Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, а также первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.
Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столь велика, что он обращал ко Христу по несколько тысяч человек одновременно. По слову этого ученика Христова обличаемые в преступлении падали мертвыми (см.: Деян. 5, 5, 10), мертвые воскресали (см.: Деян. 9, 40), больные исцелялись (см.: Деян. 9, 3–34).
Апостол совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. По повелению Нерона 29 июня 67 года святой Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и Крестной смертью своего Божественного Учителя.
Апостол Павел, до обращения ко Христу носивший еврейское имя Савл, был воспитан в законе иудейском. Он ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Однажды Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил (Деян. 9, 1–9).
Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла — все свидетельствует о нем как избранном сосуде благодати Божией. В 67 году он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.
Православная Церковь созерцает в первоверховных апостолах образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
Подготовила Ольга Протасова
Газета «Православная вера», № 12 (704), июнь 2022 г.
https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/post-cheloveka-sodelyvaet-angelom
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии