Пост человека соделывает Ангелом

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
С 20 июня начался Петров пост — летний пост, который всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы. В связи с этим у него есть и другие названия — пост Пятидесятницы и Апостольский. Заканчивается Петров пост всегда 12 июля — это день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Почему Церковь установила этот пост? Приняв дары Святого Духа в День Святой Троицы, верные ученики Христовы постились несколько дней, прежде чем разойтись по миру с евангельской проповедью, набирались сил перед предстоящим духовным подвигом. И нас Церковь, по примеру святых отцов, призывает использовать благодатные дни поста как возможность внутреннего совершенствования, чтобы избежать духовного расслабления, которое зачастую наступает в летнее время.

По словам святителя Иоанна Златоуста, «пост с верою много придает крепости, ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных… Тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились».

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — считает святитель Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований… Нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными? Церковь прославляет апостола Петра как первого из лика апостолов, кто исповедал Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же — как более других потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (см.: 2 Кор. 2, 5); одного — за твердость, другого — за светлую мудрость.

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбаком. По выражению святителя Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-гречески Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его дом и исцелил его тещу от горячки (см.: Мк. 1, 29–31).

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, а также первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.

Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столь велика, что он обращал ко Хрис­ту по несколько тысяч человек одновременно. По слову этого ученика Христова обличаемые в преступлении падали мертвыми (см.: Деян. 5, 5, 10), мертвые воскресали (см.: Деян. 9, 40), больные исцелялись (см.: Деян. 9, 3–34).

Апостол совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. По повелению Нерона 29 июня 67 года святой Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и Крестной смертью своего Божественного Учителя.

Апостол Павел, до обращения ко Христу носивший еврейское имя Савл, был воспитан в законе иудейском. Он ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Однажды Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил (Деян. 9, 1–9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла — все свидетельствует о нем как избранном сосуде благодати Божией. В 67 году он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь созерцает в первоверховных апостолах образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Подготовила Ольга Протасова

Газета «Православная вера», № 12 (704), июнь 2022 г.

https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/post-cheloveka-sodelyvaet-angelom