Пост — труд ради радости. Марина Бирюкова
Мы вступили в дни Успенского поста — краткого, но такого же строгого, как Великий. Для чего он заповедан Церковью, этот пост, перед праздником Успения Пресвятой Богородицы? В чем главный богословский и духовный смысл самого торжества? Постараемся найти ответы на эти вопросы, а заодно поговорим о том, какое значение вообще имеют в нашей церковной жизни посты.
Богородичная Пасха
Успенский пост перекликается с Великим потому, что история Успения Пресвятой Богородицы и восхождения Ее в Царство Небесное — продолжение истории смерти и Воскресения Ее Сына. И первый знак исполнения Его обетований о всеобщем воскресении мертвых: Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5, 28–29). Для Пресвятой Девы это время настало сразу после земной кончины: сначала ученики увидели, как Христос в сиянии славы, в окружении ангелов сошел в горницу за душою Своей Матери. А затем, вскрыв гроб по просьбе опоздавшего апостола Фомы, не обнаружили там Ее тела. На земле нет Ее останков, мощей — вторая после Своего Сына и первая из нас, земнородных, Она взошла в Царство целостным Человеком, в единстве души и преображенной плоти. Вот почему Успение называют Богородичной Пасхой. Вот почему этот праздник — не о смерти, он о жизни вне земных границ, о жизни вечной. По слову митрополита Сурожского Антония, Успение Пресвятой Девы есть «свидетельство для нас о том, что воскресение — не пустое слово, что воскресение — не иносказание, но все мы, по слову Божию, воскреснем и войдем в полноте нашего человечества, и душой, и духом, и плотью в вечность, в радость вечную Господа нашего. Поэтому возрадуемся и возвеселимся в этот день!»
И далее владыка Антоний говорит, обращая нас к истории празднования:
«Как дивно, что Русская Церковь еще в одиннадцатом веке прозрела эту тайну, так восприняла тайну Божией Матери, тайну жизни, и смерти, и воскресения, и последнего торжества, что сделала этот праздник праздником Церкви Русской».
Чтобы пост не оказался тщетным
Чем же должен стать для нас Успенский пост, каким образом он помогает нам подготовиться к торжеству? Именно ведь торжеству. Митрополит Бориспольский и Броварский Антоний (Паканич) в своей проповеди предостерегает паству от «мрачного и трагического» восприятия Успенского поста. Мы постимся не в знак скорби, не потому, что Богоматерь умерла, нет: «Успенский пост говорит о величии и бессмертии человека, принявшего Господа в свое сердце. Этот пост наполнен радостью и надеждой встречи создания со своим Творцом. Встречи не только как физической смерти, перехода из одной реальности в другую, а главной встречи — встречи души с Господом здесь, на земле». И эти слова украинского митрополита относимы не к одному Успенскому — ко всем постам Православной Церкви, включая однодневные.
Что интересно — даже если мы не можем четко ответить на вопрос, зачем непременно соблюдать посты (такие вопросы нам часто задают сомневающиеся ближние), мы все равно чувствуем духовную пользу поста, его значимость для нас. Пост сообщает нам главное: церковный праздник — это не Новый год, не Восьмое марта, это событие порядка духовного, оно требует духовного труда, усилия над собой. Пост как воздержание от некоторых видов пищи есть усилие преодоления желаний плоти, освобождения от ее мягкой и, как нам кажется, естественной диктатуры — для чего же? Для того, чтобы мы, делая этот выбор, преодолевая себя, собирались для жизни духовной; чтобы мы, если можно так выразиться, постоянно контролировали себя и держали душу в тонусе; чтоб не закрывалось в расслабленности то самое око души, которое обращено к Богу и зовется духом, как пишет архимандрит Рафаил (Карелин).
Но, если мы хотя бы попытаемся жить духовной жизнью, мы с неизбежностью задумаемся о своей греховности, увидим препятствие в грехе. Вот почему пост неразрывно связан с покаянием. А покаяние немыслимо без молитвы, оно — если только мы не путаем его с самобичеванием и прагматичной самокритикой — по сути, само уже есть молитва к Тому Единственному, Кто может сделать нас другими. Вот почему святые отцы предупреждают: пост не может, не должен сводиться к воздержанию от тех или иных продуктов, такое воздержание — лишь его часть, или, как пишет Василий Великий, «дополнение подвижничества»: «Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Тот, кто воздерживается от пищи, а ведет себя неподобающе, уподобляется диаволу, который хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить». Очень хочется привести здесь также мысль преподобного Ефрема Сирина о тщетности поста в тех случаях, когда мы не оставили долги должникам: «Пост не допускает злопамятства. А собирающие в память огорчения и сделанное им зло, хотя повидимому молятся и постятся, но подобны людям, которые черпают воду и выливают ее в разбитую бочку».
Единственная заповедь
Но вернемся все же к торжеству Успения — чтобы поговорить немного о Той, Которая, как уже сказано, предварила наше всеобщее воскресение, став второй после Первенца — Христа (первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его — апостол Павел о воскресении, 1 Кор. 15, 23). Как сказал один из ныне живущих священников, если пост и молитва — посох на нашем духовном пути, а Евангелие — компас, то должна быть на нашем небе и путеводная звезда, и это Она — Мария.
Но как, почему Она стала нашей путеводной звездой, почему именно Ее избрал Бог для Своего вочеловечивания? Конечно, исчерпывающего ответа на этот вопрос мы, люди, дать не можем, это Его тайна. Мы любим Ее: не счесть, не привести здесь всех тех слов, которыми воспевает и прославляет Ее наша Церковь. Мы молимся Ей, видим в Ней свою Заступницу, Ходатаицу… А почему? Потому что Она — из нас, людей. Она была таким же человеком, как мы, обычной земной девочкой, девушкой; не исключено, что окружавшие Ее люди не видели в Ней ничего особенного, хотя знали о Ее благонравии, благочестии и кротости. Православная Церковь отвергает католический догмат о непорочном зачатии Девы Марии, то есть о том, что Она якобы не несла в Себе повреждения первородного греха, и Ее природа уже изначально была безгрешной; ведь если бы это было так, то, как пишет святитель Иоанн (Максимович), «…то в чем же Ея заслуга? Если Она была поставлена в невозможность согрешить и не согрешила, то за что же Ея Бог прославил? Если Она без всякого усилия или не имея никаких побуждений согрешить, осталась чистою, то за что же Она увенчана больше всех? Победа без неприятеля не бывает… Дева Мария, как и все люди, претерпела борьбу с греховностью, но явилась победительницей над соблазнами и спасена Своим Божественным Сыном».Итак, Ее святость, Ее чистота, любовь к Богу, всецелое послушание Ему — Ее личный свободный выбор. Мы не можем судить о том, как, насколько трудно он Ей достался; мы знаем, что он был Ею сделан.
Вдумаемся: мы называем Владычицей, Царицей, Всецарицей Ту, Которая никогда не хотела владычествовать и царствовать над кем бы то ни было. Мы сами сделали Ее Царицей наших душ. Значит, должны жить в этом свободном и добровольном подданстве. Но как жить?.. Она не оставила нам собственного учения, заповедей, заветов, правил. Ее голос мы слышим только в четырех евангельских эпизодах, причем ранних: в диалоге с Архангелом Гавриилом (см.: Лк. 1, 34–38), с родственницей Елисаветой (там же, 46–55), с Сыномподростком в Иерусалимском храме (см.: Лк. 2, 48) и еще — на свадьбе в Кане Галилейской, это вторая глава Евангелия от Иоанна.
Но владыка Антоний, митрополит Сурожский, был убежден в том, что именно там, на сельской свадьбе в Кане, из Ее уст прозвучала единственная заповедь нам, это «те слова, которые Она сказала слугам в Кане Галилейской: что бы ни сказал Христос — то исполните… (точно по тексту Ин. 2, 5: что скажет Он вам, то сделайте. — М. Б.) И они исполнили; и воды омовения стали добрым вином Царства Божия. Эту заповедь Она оставляет каждому из нас: пойми слово Христово, вслушайся в него и не будь только слушателем, но исполни его, и тогда все земное станет небесным, вечным, преображенным и прославленным…»
Будем надеяться, что наступающий Успенский пост поможет нам исполнить Ее единственную заповедь — слышать, слушать слово Христово и следовать Ему.
Газета «Православная вера», № 15 (683), август 2021 г.
https://eparhia-saratov.ru/Articles/post-_-trud-radi-radosti
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии