Последний энциклопедист
В Санкт-Петербурге прошел семинар «Великий русский православный философ Лосев А.Ф. - 120 лет со дня рождения» …
Александр Казин отметил, что Лосев - великий православный мыслитель и замечательный русский писатель, который сумел соединить в одно целое религию (веру), искусство (творчество) и науку (знание). Он был религиозным философом, строгим ученым, у которого вера была соединена с интеллектом. По мнению профессора Казина, триединством - вера, творчество и знание - никто, кроме Лосева, не мог похвастаться.
Лосев - прямой продолжатель и ученик отца Павла Флоренского, считает докладчик. Но если к учению отца Павла есть претензии со стороны строгого православного богословия, то в отношении учения Лосева они отсутствуют. Лосев в своем творчестве опирался на святоотеческую мысль и православное богословие.
Лосев оставил колоссальное наследие во всех областях искусства и науки. В работе «История античной эстетики» он описывает мировоззрение древних греков. Его уход в античность, считает докладчик, был возможностью высказаться. Профессор Казин сообщил, что великий философ в своей книге «Проблема символа и реалистическое искусство» сослался на его аспирантскую статью «Гносеологическое обоснование символа Андреем Белым». Философ занимался изучением символа. Символ - центральная проблема науки, искусства и религии. Символ - модель неограниченной смысловой нагрузки. Лосев пишет о взаимодействии между символом и образом: символ может быть образным, а образ - символическим. Эта работа основана на принципах рациональности и православного вероисповедания. Она имеет строгую логическую основу. В книге «Самое само» говорится, что каждая вещь больше совокупности ее определений и атрибутов. Замысел Бога о вещи первичен, а совокупность ее определений и атрибутов вторична. В работе «Владимир Соловьев и его время» дается объективная картина серебряного века со всеми его достоинствами и недостатками. В книге «Мировоззрение Скрябина» Лосев фактически анафематствует известного русского композитора, который, по его словам, взял на себя роль Прометея. Философ уподоблял Прометея сатане. В его «Эстетике Возрождения» гении этой эпохи названы вырожденцами, которые извратили христианскую классику, поставив в центр не Бога, а человека, фактически его обожествив. Эпоха Возрождения заложила основы нынешнего мировоззрения. Западное христианство сегодня - это по сути антихристианство, которое не видит границ между добром и злом. Эпоха Возрождения положила начало этому процессу во всех сферах, в том числе и религиозной. В творчестве Лосева, продолжил докладчик, показано отличие классического христианского вероисповедного мировоззрения и модернистского, антропоцентристского мировоззрения.
Философ занимался изучением мифа. Миф - это не выдумка, а способ человеческого отношения к миру, другого способа не существует. Рационализм есть разновидность мифа. По Лосеву, все - миф, только вера в Бога не миф, она есть абсолютный миф.
Надо благодарить Бога, что у нас был Лосев, сказал в заключении профессор Казин.
Затем философ ответил на вопросы присутствующих. Он в частности отметил, что Лосев также был исихастом, как и отец Павел Флоренский. Он был сторонником софиологии, признавал учение о мировой душе. У Лосева и Флоренского, считает А.Казин, больше общего, чем раздельного. Оба имяславцы. Оба изучали символизм, правда, у Флоренского ощущается явный перегиб в сторону символической мистики. Примером является его учение об иконостасе: он считал, что икона - это не образ святого, а сам святой.
Со своей стороны Борис Дверницкий заявил, что Лосев является основоположником русской философии. По его мнению, наследие основоположников недопустимо менять, его можно только дополнять, развивать и продолжать. Лосев, полагает докладчик, коснулся глубины русского национального духа во всех сферах. В 1925 году, отметил Б.Дверницкий, Лосев и его жена тайно принимают монашество. Об этом не знают даже их близкие люди. Философ не мог жить без веры и мысли. Говоря о том, что Лосев был сторонником имяславия, докладчик напомнил, что согласно этому учению, имя Бога и есть Бог, но Бог - не только имя Божие.
Председатель общества им. Ивана Ильина Николай Симаков отметил, что его лично и представителей его поколения привела ко Христу русская религиозная философия, которая является по существу апологией Православия. Лосев - это богослов и философ. Последний энциклопедист, не считая отца Павла Флоренского. Лосев - исповедник, и его книги исповеднические. Именно за книги, связанные с имяславием, он и был осужден и отправлен в ГУЛАГ. Вообще имяславие, продолжил докладчик, до сих пор остается спорной проблемой, разрешение которой возможно только на Соборе. Лосев был паламистом. Русская философия, в отличие от западной, смыкается с богословием. Благодаря Лосеву сохранилась традиция русской религиозной философии, переходящей в богословие.
После выступлений докладчиков состоялась оживленная дискуссия. В семинаре также приняли участие член Собора православной интеллигенции капитан 1 ранга Александр Беляков, доктор философских наук, профессор Александр Кугай, доктор экономических наук Валерий Андреев и др.
Конференция завершилась чаепитием, во время которого состоялось обсуждение насущных проблем. В частности, выражалась обеспокоенность тем, что Марсово поле в Санкт-Петербурге фактически превращено в место проведения содомитских мероприятий. Некоторые задавались вопросом, как следует относиться к олимпийского огню, надо ли его воспринимать только как элемент спорта, или он еще является языческим символом. Высказывалось предложение продолжить борьбу с последствиями введения инструментов идентификации личности. Также прозвучало сообщение о готовящейся презентации второго диска «Русские герои», содержащего миниатюрные исторические фильмы, созданные сотрудниками «Русской народной линии».
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии