После того как сказаны слова осуждения нацистов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Kuraev

НАКАНУНЕ.РУ
Вопрос: Какова Ваша личная оценка беспорядков на Манежной?

Андрей Кураев: Мне бы хотелось, чтобы оценка этих событий в общественном сознании была бы многослойной. После того, как будут сказаны слова с осуждением погромов и насилия, слова, которые очень важны, после этих святых банальностей, важно, чтобы все-таки было найдено понимание того, что все-таки людей доводит до такой крайности.

Вопрос: Есть ли, по-Вашему, в стране всплеск националистических настроений, та самая ксенофобия, в которой Россию беспрестанно обвиняют?

Андрей Кураев: Я думаю, что большая пресса, та, которая считает себя либеральной, должна перестать считать русский народ своим врагом. Русский народ очень терпим, и нет у нас ксенофобии. Заметьте, общественное мнение однозначно осуждает выходки скинхедов, направленные против таджиков, узбеков, африканцев. Но совсем другая возникает реакция, когда приходит информация о столкновениях с северо-кавказцами, гражданами России. Значит, здесь проблема не в ксенофобии. Это словечко закрывает настоящую проблему, вместо того, чтобы ее понять.
Неужели наша страна настолько труслива, что не может найти в себе мужество, чтобы признать хотя бы наличие проблемы? У нас есть реальные несовместимости в разных культурах, не субъективные - реальные. Если мы отказываемся даже в научной среде обсуждать эти обстоятельства, то мы капитулируем перед проблемой. Мы старательно избегаем даже слов, которые могут эту проблему обозначить. Когда я говорю о несовместимости культур, то, прежде всего имею в виду несовместимость культур мальчишеской драки. В русской традиции драка до первой крови. В русской традиции "западло" идти на драку с кастетом. "Западло" нападать на того, кто более слаб. Если я - кандидат в мастера спорта, а передо мной "ботаник", в нашем понимании, подло вступать с ним в драку и тем более первым начинать. А в понимании северокавказских парней (кажется, они уже почти все разрядники в боевых искусствах) это все нормально, если против тебя - славянин.

Вопрос: А разве не нужно искать баланс, когда никто не будет ущемлен и все будут довольны?

Андрей Кураев: Никого не ущемлять не получится. Сосед ущемляет меня, потому что живет в своей квартире, а я бы хотел за счет него расширить свою жилплощадь. Поэтому мы должны терпеть друг друга, ущемляться друг другом.

Вопрос: Но пока молодых людей, которые вышли на Манежную площадь, называют националистами, фашистами и даже нацистами. Это выступление называют неонацистским путчем, как Вы считаете, это оправдано? Действительно ли фашисты в субботу вечером били людей в центре Москвы?

Андрей Кураев: Это ритуальные слова. После того, как слова ритуального поношения сказаны, можно все же заметить, что реальность гораздо более сложна. Прежде всего - давайте спросим у этих ребят, а они-то согласны считать себя фашистами? Понимаете, если тысячи возмущенных людей, у которых был более чем серьезный повод для декларации своего протеста на Манежной, мы называем фашистами, мы тем самым реабилитируем слово фашист. В таком случае сотни тысяч людей могут отнести себя к фашистам.

Вопрос: Бытует мнение, что в националистической среде немало православно настроенных людей. Не секрет, что есть радикальные националистические движения в православии, какова их роль в случившемся?

Андрей Кураев: У скинхедов более популярны идеи язычества. Буквально накануне инцидента с Егором (я не знаю, кстати, были ли у него какие-либо религиозные сюжеты в жизни), одной из популярных тем религиозных дискуссий в интернете была фальсификация осенней речи Патриарха на Дальнем Востоке. По мнению скинхедов, Патриарх, говоря о миссии Кирилла и Мефодия, назвал русских варварами. Это откровенное передергивание как огонь переносилось с сайта на сайт. Одно это показывает, что в националистической среде имя и статус Патриарха Русской Православной Церкви не авторитетны. Для их мужских потенций ближе воспевание Одина, Вотана, Перуна. Они, скорее, язычники.

Вопрос: Однако многие националистические движения активно используют православную символику, а не, к примеру, славянскую, язычесства.

Андрей Кураев: Движений много. Не надо их унифицировать. Фанатские организации причастны к митингу, но не к погромам. Скинхеды способны к погромам, но они нецерковны. Православные нацоналистические движения вроде Союза православных хоругвеносцев могут быть резки на словах, но они никогда не предпринимали никаких насильственных действий, тем более погромов. Это же взрослые люди, а не подростки. Если все это многообразие воспринимать как нечто единое и солидарное, то мы лишь будем умножать количество неправды в мире.

Вопрос: Может Церковь как-то призвать различать грань между лозунгами и насилием?

Андрей Кураев: Различать эти вещи должна не церковь. Понимать это должен любой политик, журналист и так далее. Не всякое патриотическое движение является скинхедским. Патриотическое движение и погромное движение - не одно и то же. Я не знаю случая, когда они бы пошли путем беззакония. Поэтому с точки зрения скинхедов православные патриоты - слабаки, потому что на словах говорят, а дела не делают.

Вопрос: Но кто-то же наделал дел на Манежной и народу там собралось немало…

Андрей Кураев: Именно на Манежной никаких дел не наделали. Разве что елку опрокинули. Сравните это с тем, что вытворяли в эти дни английские студенты в Лондоне, и вы увидите, что Манежная – это детский сад на прогулке. На самом деле, как это ни странно, но даже так называемое антиглобализационное движение является глобальным. Точно так же есть молодежная контркультура бунта.

Вопрос: Вы хотите сказать, что в цивилизованной Европе все еще хуже?

Андрей Кураев: Катастрофа - не то, что было на Манежной площади, а то, что привело к этому. То, что это стало привычным. То, что можно деньгами и угрозами давить на органы власти, на прокуратуру. Еще хуже, что под давлением общественного протеста был заменен следователь в этом деле. Если всем в стране приходится управлять вручную и в порядке реакции на бунт, это называется паралич власти и системы.

***
Иллюстрация тезиса "Западло" нападать на того, кто более слаб. Если я - кандидат в мастера спорта, а передо мной "ботаник", в нашем понимании, подло вступать с ним в драку и тем более первым начинать. А в понимании северокавказских парней (кажется, они уже почти все разрядники в боевых искусствах) это все нормально, если против тебя - славянин":

"25-летний москвич Дмитрий Зимин, инженер одного из предприятий, не участвовал в митингах, не собирался бить “черных”. В среду вечером он просто вышел из офиса и направился к банкомату у входа на станцию метро “Парк культуры”. Паренек стоял в очереди в окружении двоих парней славянской наружности и ждал возможности зайти в бокс автомата. Мимо проходила шайка агрессивно настроенных южан. С криками “бей русских свиней!” кавказцы накинулись на троих славян. Двоим удалось вырваться из лап агрессоров, а Зимину не повезло — его долго пинали ногами, били руками. После того как парень перестал сопротивляться, один из кавказцев вытащил из кобуры ствол и прицельно выстрелил москвичу в лоб из травматического пистолета “Оса”. К счастью, лобная кость выдержала. Последующие выстрелы молодому человеку помешали сделать подоспевшие милиционеры (инспекторов, дежуривших в вестибюле метро, позвали очевидцы побоища). Блюстителям порядка удалось задержать троих самых активных радикалов. В ОВД “Хамовники”, куда были доставлены молодые люди, выяснилось, что все трое — студенты РГУФК, а по совместительству подающие большие надежды спортсмены из Дагестана. Двое из них — 21-летние Муслим Габибов и Артур Ахмедов — несколько дней назад вернулись из итальянского Турина, где стали чемпионами мира среди студентов по вольной борьбе, а их товарищ Альфред Абдулкадеров некоторое время назад стал призером Кубка Москвы в том же единоборстве". http://www.mk.ru/politics/article/2010/12/16/552897-boi-moskovskogo-znac...

http://diak-kuraev.livejournal.com/144791.html