ПОСЛЕ ПАСХИ. Виталий Каплан

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Виталий Каплан

Воскресение Христово — самое главное в нашей вере. Христос воскрес — и тем самым победил смерть. То, что раньше было вечным разлучением души и тела, стало только временным промежутком, быть может, долгим, но конечным. А потом будет воскресение всех умерших, воскресение в преображённом теле, и... И вот тут после «а» следует «б». Чем окажется вечная жизнь воскрешённого человека? Вечной радостью общения с Богом — или вечным страданием из-за неспособности Его любить?

Радость или жуть? Два полюса, и мечется между ними душа всякого христианина. Каждый из нас понимает, что шансы на жуть более чем реальны. Каждому хотя бы иногда удавалось «повернуть глаза зрачками в душу» и обнаружить там такие чёрные дыры, что ни о какой любви и речи быть не может. И каждый из нас надеется, что всё-таки может, потому что ощущаем же мы — пускай и редко — прикосновения любви Христовой, ощущаем, что не всё потеряно, что Он нас любит, и уж коль скоро мы это чувствуем, значит, есть и в нас ответная любовь, есть искорка под пеплом, и можно раздуть пламя.

Но как-то исторически сложилось, что полюс жути нам ближе. Мы говорим, слышим, читаем о грехах, об аде, о сатане гораздо чаще, чем о любви Христовой. Нет, мы её не отрицаем, мы веруем во всё, что положено верить, но христианство для нас — для большинства из нас! — давно уже свелось к инструкции «как избежать ада?». Для нас рай — это в первую очередь место, где кое-чего нет (червя неумирающего и огня неугасающего). То, что там вместо червя и огня есть Бог, и Бог есть Любовь — мы, конечно, знаем, но и Бога воспринимаем сквозь призму полюса жути: Он нам нужен затем, чтобы от этой жути спасти. Он — функционал своего рода. Профессиональный спасатель. За это мы Его любим и ценим.

А ведь должно быть наоборот: полюс радости должен быть первичен. Буква «а» не должна меркнуть в тени от буквы «б». Бог любит нас, и потому мы воскреснем, и мы можем любить Бога, это вполне в наших силах. И любовь к Богу — не корыстная, не вынужденная, не в благодарность за спасение, а просто потому, что Он — источник всего доброго и светлого внутри нас и вовне. Он сотворил нас по Своему образу, и потому нам нормально, естественно стремиться к Нему, радоваться Ему, общаться с Ним. Так маленький ребёнок любит маму — не потому, что она даёт конфеты, не потому, что лечит от простуды, не потому, что защищает от бродячей собаки... а просто потому, что мама.

Да, мы должны, конечно, помнить о грехах, об аде, о сатане — иначе попадём в различные ловушки и незаметно убьём в себе способность любить Бога и ближних. Но помнить — не то же самое, что ставить во главу угла. Идя в поход, нужно, конечно, не забывать о том, что нельзя пить сырую воду, что нельзя в грозу сплавляться по реке, что нельзя обойтись без компаса, без лекарств, без фонарика... Но не ради же обеззараживающих таблеток или компаса люди отправляются в поход? Наверняка у них какая-то более интересная цель.

В праздник Пасхи, в день Светлого Христова воскресения хотелось бы всем пожелать — давайте помнить о главном и жить ради главного. Главное — это любящий нас Христос, а не совокупность наших грехов. Давайте уж выведем букву «а» из тени буквы «б».

http://www.foma.ru/article/index.php?news=7358