После Аввакума. Смогут ли старообрядцы повлиять на жизнь современной России?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Интерфакс: логотип

5 декабря - день рождения знаменитого протопопа Аввакума, празднование 400-летнего юбилея которого в этом году поддержано президентом. О значимости фигуры протопопа Аввакума в современной жизни - наш разговор с главой Всемирного союза староверов Леонидом Севастьяновым.

- Протопоп Аввакум - всем известное имя. Он канонизирован в старообрядческой церкви как исповедник веры, пострадавший за "древлее благочестие". Кажется, он, как никто, понят русской культурой и со всей возможной мощью встроен в нее. Он классик древнерусской литературы, его изучают в университетах. Академик Александр Панченко - человек уровня Дмитрия Лихачева - посвятил ему изумительные статьи, одна из них называлась "Аввакум как новатор". Его изучали западные слависты, такие, как Пьер Паскаль. Есть приношения его имени и от массовой культуры - Досталь снял о нем сериал "Раскол", широко показанный по ТВ. Великолепно вписанный в культуру, он хоть как-то вписан в сегодняшнюю повестку - общественную, идейную? Не вспоминаем ли мы при имени Аввакум лишь два перста фанатичной боярыни Морозовой с картины Сурикова? И не испытываем ли тайной неловкости за упертость русской мысли в мертвый буквализм?

- "Древлее благочестие" протопопа Аввакума - это не два перста и не сугубая аллилуйя. Они - лишь символы того, что он проповедовал.

Для старообрядцев протопоп Аввакум, конечно, фигура не столько культурная, сколько идейная. Для нас он символ альтернативного видения устройства жизни тогдашней России - Московского царства. Неабсолютистская, докрепостническая, нерекрутская страна - избираемый царь, соборность, купец важнее военного. Так было в годуновской России, оставшейся для поколения Аввакума эталоном.

- Но вообще-то Годунов как идеал справедливости и благоденствия - это смело. А "мальчики кровавые в глазах", и царство развалилось, и Смутное время в итоге.

- Староверы считают, что это специальная дискредитация времен Годунова, своего рода исторический антипиар.

Старообрядцы не сводят годуновское время к последним пяти кризисным годам его царствования, но смотрят на два десятилетия его присутствия рядом с властью.

Голод последних лет его правления у нас объясняется конфликтом с боярами, которые не слушались его распоряжений продавать зерно, боясь, что длившиеся несколько лет жестокие зимы продолжатся. Староверы обычно убеждены и в неучастии Годунова в убийстве младенца Димитрия, для них смерть последнего - случайность.

Для староверов время Годунова - "золотой век" в истории России. Причем в чем-то и буквально - золото лилось рекой, даже решетки на иных домах были золотыми. Купечество процветало, церковь, патриаршество установили. Расцвет гимнографии. Это не то, что романовская модель...

- То есть нелюбовь к Романовым у старообрядцев на века?

- У меня лично ее нет. Но очень многие староверы - это известная вещь - до самой революции не молились за царей Романовых. И эта нелюбовь была не столько эмоциональной, сколько идейной - им казалось, что романовское устройство России неоптимально и несправедливо. Ну а Петра I - не хочется акцентировать, но из песни слова не выкинешь - староверы и вовсе считали Антихристом. И это была не просто фигура речи.

- Боюсь, что с годуновскими идеалами мы так бы и остались в пределах Московского царства. А Петр I отвоевал России выходы к Балтийскому морю, потерянные в результате "счастливых" годуновских времен.

- Ну, конечно, это идеализация. Как после прихода к власти большевиков многие стали идеализировать "белое движение" и жизнь в царской России.

Посмотрите телеканал "Спас" - там очень заметна идеализация дореволюционной России. Точно так же староверы мифологизируют, идеализируют доромановскую страну.

Смена династий была сменой парадигм. Революционной, кстати. И староверы дали на нее реакцию: позиционировали модель Годунова как идеальную для России - соборность, выборность...

- Во-первых, первого царя Романова тоже выбрали. А во-вторых, смешно противопоставлять абсолютизм XVIII века "демократиям" XVI. Абсолютизм - историческая фаза, которую нельзя было пройти в жанре "демократичного" московского царства, если не относиться к истории в стиле колумнистов Яндекс.дзена.

- Да, но староверы до сих пор верны в своем управлении модели выборности. Священников выбирают. У каждого члена общины - голос. Женщина имеет равный голос с епископом. Старообрядцы кодифицировали и пронесли через века некую идеальную модель устройства жизни. Как "белая Россия", Россия исхода пронесла через век свои идеалы и ценности: монархия, царь-батюшка...

- Часто очевидно не годящиеся для современной жизни.

- Однако что-то важное, передающееся от отца к сыну, в себе содержащие. Не забывайте, что люди уходили "за это" в леса и на горы. За нечто радикально другое... А что дало тому же протопопу Аввакуму возможность мобилизовать все силы так, чтобы 20 лет отсидеть в яме и не сломаться?

- Cобственная личность максималиста и правдоруба, христианские ценности и буква веры.

- А я считаю, что время породило его. И он лишь самый пассионарный выразитель некоей альтернативной идеологии русской жизни. Россия "древлего благочестия" и реальная Россия - романовская и сменившая ее Советская - это как "белые" и "красные". Нет ведь согласия между ними до сих пор. Как нет полного примирения между сторонами Гражданской войны в Америке. Альтернативная Россия Аввакума - это, может быть, какой-то "третий путь".

- К некоторому согласию с вами меня склоняют слова академика Пиотровского, отозвавшегося на первую, вызвавшую общий фурор выставку "История России, Романовы": замечательно, но на альтернативные, несостоявшиеся пути лучше смотреть не как на глупость, а как на шанс чего-то другого.

- Доказательством того, что староверская модель жизни - это "что-то другое", может быть успех купцов-старообрядцев, которым принадлежало 70 процентов капитала.

- Это не подтверждено серьезной статистикой.

- А имена? Рябушинские, Кузнецовы, Пуговкины, Солдатенковы, Алексеевы, Мамонтовы.

- Да, имена яркие.

- Именно старообрядцы, становясь зажиточными, вписали идею капитализма в русские ценности. Думаю, что они становились, говоря современным языком, "успешными людьми", потому что их старообрядческие представления о жизни задавали им свободу, чувство собственной значимости, без особого ража к подчинению и заглядыванию в рот начальнику. Когда индивидуальный поиск авторитетнее приказа, это конкурентное преимущество.

<...>

Елена ЯКОВЛЕВА
"Российская газета"
2 декабря 2020 г.

Полный текст интервью см. в рубрике "Мониторинг печатных СМИ".

http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=76259