Послание Соловецких епископов украинской власти. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Послание Соловецких епископов украинской власти

Сегодня Церковь прославляет собор новомучеников и исповедников Соловецких. Мы уже не раз проводили очевидную параллель между событиями, последовавшими после революции Октябрьской, и теми, что последовали после т.н. «революции достоинства». Бог водит нас по пустыне истории кругами в надежде, что мы сможем осознать свои ошибки и покаяться, но мы с постоянством вымытой свиньи садимся в одну и ту же лужу (2-е Петра 2:22).

Мы уже цитировали слова Патриарха Тихона, с которыми он через десятки лет как бы обращается к нашим современникам. То, что святейший Патриарх говорил тогда большевикам, слово в слово можно повторить и нынешним политикам.

Теперь пришло время процитировать «Послание Соловецких епископов», написанное в 1926 году, в жесточайших условиях концлагеря, и также обращенное к коммунистической власти. Так же, как и послание Патриарха Тихона, оно может быть прочитано сегодня в нашей Верховной Раде и будет таким же актуальным, как и 90 лет назад.

027d25e9-00bc-4116-9140-a4452718d08f.jpg.1000000x720_q85.jpg


Значительно сократив «Послание Соловецких епископов», мы заменили слова «коммунизм» на «национализм», «обновленцев» на «раскольников», убрали приставку «советская» по отношению к власти, и больше ничего не меняли. Вот что получилось:

«Несмотря на основной закон, обеспечивающий верующим полную свободу совести, религиозных объединений и проповеди, Православная Церковь испытывает весьма существенные стеснения в своей деятельности и религиозной жизни. Правительственные органы объясняют их политическими причинами, обвиняя православный епископат и клир в контрреволюционной деятельности и тайных замыслах, направленных к свержению власти и восстановлению старого порядка. Уже много раз Православная Церковь в официальных обращениях к правительству пыталась рассеять окутывавшую ее атмосферу недоверия.

Церковь не касается политической организации власти. Расхождение лежит в непримиримости учения Церкви с национализмом, официальной философией правительства. Церковь полагает цель человеческой жизни в небесном призваний духа и не перестает напоминать верующим об их небесном Отечестве, а национализм не желает знать для человека никаких других целей, кроме земного благоденствия. Церковь проповедует любовь и милосердие, национализм – товарищество и беспощадность борьбы. Церковь внушает верующим возвышающее человека смирение, национализм унижает его гордостью. При таком глубоком расхождении между Церковью и государством не может быть никакого примирения, потому что душою Церкви, смыслом Ее существования является то самое, что категорически отрицает национализм.

Жалкие попытки сближения (с властью) были сделаны раскольниками: они ставили своей задачей внедрить в сознание верующих мысль, будто христианство по существу своему не отличается от национализма, и что националистическое государство стремится к достижению тех же целей, что и Евангелие, но свойственным ему способом, то есть путем принуждения.

Православная Церковь никогда не станет на этот недостойный путь и никогда не откажется от своего вероучения в угоду сменяющихся общественных настроений. Православная Церковь всегда сторонилась политики и оставалась послушной государству во всем, что не касалось веры. Но и государство со своей стороны не может требовать от Нее ничего большего. К сожалению, действительность далеко не отвечает этому желанию. Правительство не остается нейтральным по отношению к вере, но совершенно определенно становится на сторону национализма, употребляя все средства государственного воздействия к его насаждению, развитию и распространению.

В наиболее стесненном положении находится Православная Церковь. Ее положение отягчается еще тем обстоятельством, что отколовшаяся от Нее часть духовенства, образовавшая из себя раскольническую схизму, стала как бы государственной Церковью, которой власть, вопреки ею же изданным законам, оказывает покровительство в ущерб Церкви Православной.

Мы не принимаем участия в их политической деятельности и не состоим ни в открытых, ни в тайных сношениях по делам политическим. Отсутствие фактов, уличающих православную иерархию в преступных сношениях, заставляет врагов Церкви прибегать к гнусным подлогам.

С полной искренностью мы можем заверить правительство, что ни в храмах, ни в церковных учреждениях, ни в церковных собраниях от лица Церкви не ведется никакой политической пропаганды. У каждого верующего есть свой ум и своя совесть, которые и должны указывать ему наилучший путь к устроению государства».

Май 1926 года

Правду говорят, что у сатаны нет фантазии. Он может только повторять то, что было придумано ранее. И сегодня мы слышим все те же обвинения в адрес Церкви в политической неблагонадежности, в пособничестве агрессору (в 1926 году это называлось связь с эмигрантами), в шпионаже. Так же, как и 90 лет назад, государство ищет не Бога и не благосостояния своих граждан, а утверждения своего всевластия, а среди духовенства – тех, кто бы поддерживал ее идеологию. Поэтому Киевский патриархат правильнее было бы назвать «неогосударственным», «ручным», «националистическим» или «политическим», но уж точно не «киевским».

И еще есть смысл задуматься о том, что ведь и логика исторического процесса будет точно такая же. Пройдет очередной виток истории, и уже другая власть будет закапывать с проклятиями то, что возводила на пьедестал власть нынешняя. Так всегда было в истории. По крайней мере, в нашей. Похоже, что у истории тоже с фантазией не очень, она повторяется с завидным постоянством. Но, если по отношению к власти советской есть что сказать и хорошего, особенно то, что касается последних десятилетий ее существования, то остается открытым вопрос, что же хорошего можно будет вспомнить на могиле власти нынешней?

http://uoj.org.ua/publikatsii/nasushchnyj-vopros/poslanie-solovetskikh-e...