ПОСЛАНИЕ К РИМЛЯНАМ. ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЁВ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Андрей Ткачёв, протоиерей

         Я хотел бы побеседовать сегодня с вами о Послании к Римлянам. Это Послание апостола церквам, один их тех фрагментов Писания, таких больших писем, посланий Соборных, который праведно читать часто. Он читается на воскресных службах очень часто, после Пятидесятницы. Именно отсюда, из Послания к Римлянам, читаются многие воскресные зачала апостольские. Его можно знать наизусть, при желании, как и 17-ю кафизму, как и целые куски Книги Бытия, как и Евангелие, которое вообще подобает читать, читать и читать, запоминать-заучивать и жить им.            Итак, я сегодня хотел бы с вами почитать несколько вещей, несколько слов, несколько цитат взять для размышления из Послания апостола Павла к Римлянам. Начнём с первой главы. Не с первого стиха, мы постишно не пойдём, пойдём по тем местам, которые я считаю нужными в данном случае. Уж простите мне мой волюнтаризм.

            Итак, апостол пишет: «Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Эллину». «Я не стыжусь благовествования Христова» - эти слова в отношении к нам имеют ту силу, что многие люди часто стыдятся признавать себя христианами. «Веришь ли ты в Бога?» - «Ну да, верю... Или не знаю. Я верю, что там что-то есть», - говорит человек. А вот сказать, что «Я верю в Христа, рожденного от Девы, распятого на кресте, воскресшего из мертвых, и имущего судить живых и мертвых в оный день, когда поднимутся мертвые из гробов», - это уже больше, лучше, чище, страшнее и серьёзней, и здесь уже люди стыдятся сказать, что я — христианин. Не хватает веры. Важные очень слова: «Я не стыжусь благовествования Христова»...

            Периодически ездя по Москве на такси (много таксистов-мусульман: казахи, туркмены, таджики, киргизы, дагестанцы),  вольно - не вольно разговариваешь с таксистами, и они все настырно проповедуют Ислам. Стоит с ними заговорить о чём-то более-менее духовном, как они говорят о Мухаммеде, последнем пророке, о «Столпах Веры», о каких-то ещё вещах. И нужно отвечать, нужно давать понять, что ты знаешь это, и нужно говорить своё и т. д. Понимаешь, что это бесполезно - за время путешествия в такси, за каких-то там полчаса, проповедовать. Нужно иметь царя в голове и не быть таким примитивным, как некоторые, которые тычут своё на каждом шагу. Святые слова требуют святой обстановки. Но вот стоит понять, что они проповедуют. Они ездят за рулём, баранку крутят и проповедуют. Не стыдятся благовествовать свою веру. Наши часто стыдятся благовествовать, поэтому я хочу обратить ваше внимание на слова апостола Павла: «Я не стыжусь благовествования Христова». Т.е. не стыжусь говорить о том, что Христос — это Божий Сын, который стал человеком и был распят как злодей. В те времена злодеев продолжали распинать. «Я не стыжусь, потому что оно есть (Евангелие Христово) сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Эллину». Это выражение «Во-первых, Иудею, потом и Эллину», потом ещё повторится в Послании к Римлянам несколько раз. Он будет так и говорить: «Во-первых, Иудею, потом и Эллину», во второй главе, в третьей и дальше. Это потому, что Евангелие обращено, во-первых, к Иудеям. Это трудно понять нашим антисемитам и многим радикально настроенным людям, которые слышали звон, но не знают где он. Но вообще, верующий человек должен спокойно к этому относиться. Православный верующий человек должен спокойно относиться к тому, что Слово Божие обращено во-первых к Иудею, потом и к Эллину, а уже потом и к славянину. И мы, в общем-то, в конце хвоста, быть может, первые можем быть. Потому что «последние будут первыми, а первые последними». Так оно и есть на самом деле. «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою». Такие важные слова, в том смысле, что люди содержат истину в неправде. Т.е. истина есть, её нельзя ни убить, ни прогнать. Она есть, она содержится, но она как бы окружена, задавлена неправдою. И гнев Божий открывается на тех, у кого истина содержится в неправде. Вот такие интересные, важные слова, мне кажется.

            Первая глава заканчивается таким длинным пассажем об извращенцах, о тех, которые перестали пользоваться противоположным полом как Бог благословил, а распалились похотью друг на друга, женщины на женщин, мужчины на мужчин. И стали соделывать грех друг на друге, разжигаясь, теряя разум, и вообще с ума сходя, попросту говоря. «Делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение». Это о тех, которые докатились, что называется. Так вот, перед тем как клеймить их, Павел говорит: «Они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное сердце их». Каждое слово как гвоздь. Что такое «Возблагодарить Бога»? Это значит служить Литургию. «Благодарим Господа» - это центральные слова Евхаристии. Когда мы собираемся на Литургию, когда мы говорим «Благодарим Господа», мы благодарим Бога о всех и за вся. За то, что Он мир сотворил. За то, что Он мир грешный не оставил, но спас его посланием в мир Своего Сына. За то, что мир будет изменён и преображён. За то, что Царство Святых есть. За то, что мы предназначены к вечной жизни. За всё это Церковь благодарит Бога. Те, которые «познав Бога, не прославили Его как Бога, и не возблагодарили (т. е. не совершили Евхаристию), но осуетились в умствованиях своих (как легко осуетиться в умствованиях, проще простого - кто умеет умствовать, тот знает), и омрачилось несмысленное сердце их». Вот «и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела». Т.е. кто не совершает Евхаристию, не благодарит Господа, кто умствует и осуетился в умствованиях, у кого омрачилось несмысленное сердце, того Бог предаёт в похоти сердец их в нечистоту, и они сквернят сами свои тела. Вот вам генезис всех этих перверсий, всех этих гадостей невместимых, которые у всех на памяти и на глазах, потому что об этом речь идёт постоянно, это новая мораль нового содомского человечества. По крайней мере в европейском измерении. Далее Павел говорит очень важные вещи. Поскольку «они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства». Тоже такой диагноз. Т.е. не озаботились иметь Бога в разуме. Следовательно, предал их Бог превратному уму — делать непотребства. Делаем обратный ход, из индукции в дедукцию переходим, делаем логическое обратное хождение на два шага: делают непотребства те, кого Бог предал в превратный ум, за то, что они не имели Бога в разуме. Что значит иметь Бога в разуме? Памятование Господа, богомыслие, умная молитва — всё это есть «иметь Бога в разуме». Т.е., где Ты, Господи, вижу Тебя, славлю Тебя. «Вижу Тебя» не глазами безусловно, но хочу Тебя видеть сердцем. Блаженны чистые сердцем. Хочу иметь чистое сердце, чтобы Тебя видеть, ибо они Бога узрят. Хочу знать, что Ты здесь. «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся». Богомыслие, памятование Господа, это есть постоянное упражнение человека. Иной человек читает правила, а о Боге не мыслит среди дня. А другой человек не читает правила, потому что не успевает или устаёт, однако о Боге мыслит и имеет Бога в разуме. И его Бог не предаёт в непотребный ум творить непотребства. Богомыслие - это постоянное упражнение человека, которое хранит его от разных гадостей, за которые потом будет суд, и которые мы сегодня видим (без купюр) в окружающем нас мире.

            Это была первая глава. Мы её не толкуем полностью, мы бегом по ней проходимся. А вот дальше. Важно очень. Апостол Павел упрекает людей, которые грешат и дают себе «зелёный свет» на грех. Как он говорит: «Пренебрегают богатством благости Божией». Т.е., что ты, пренебрегаешь богатством благости, кротости, долготерпения Божия? Что, не разумеешь, что благость Божия на покаяние тебя ведёт? Т.е. то, что ты ещё жив. То, что ты пока здоров. То, что ты в разуме. То, что не в аду и не в тюрьме, и не под пытками, и не под наказанием за всё содеянное. Это ведь не знак того, что всё прощено, всё можно делать и т.д. Нет, это знак другого. Это знак того, что Бог терпит. Т.е., благость Божия на покаяние тебя ведёт. «Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия… Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведёт тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, который воздаст каждому по делам его». Вот такие жёсткие слова Павел пишет Римлянам, а следовательно и всем нам. Потому что то, что пишется в столицу, то пишется и всем. Рим был столицей древнего мира: написанное в Рим касается всех подданных, написанное к главе касается всего тела. Это Послание к Римлянам, оно, так скажем, «головное» Послание апостола Павла. Это изложение его вероучения, так сказать Евангелие по Павлу. Дальше он говорит о том, какие бывают люди и что кому Бог воздаст. Воздаст разное разным. «Тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев». Давайте проверим себя, прочитавши это. «Тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести  и бессмертия...» - нужно быть постоянным в добрых делах. Нужно не просто раз за разом, от случая к случаю, иногда, от одного «никогда» к другому «иногда» делать добрые дела, но быть постоянным в них. И искать в добрых делах славы от Бога, а не от людей. Не тщеславия, а славы подлинной, чести и бессмертия. Это постоянство вознаградится жизнью вечной. В Евангелии от Луки, в притче о сеятеле, говорится о том, что те которые плод приносят, в тридцать, в шестьдесят, в сто крат, они плод творят в терпении. Некое постоянство терпеливое необходимо человеку, чтобы достичь вечной жизни. И искать нужно славы, чести и бессмертия. Сразу вспоминается возглас Мирной ектении, где священник говорит: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Подобает Богу слава, честь и поклонение... И Павел говорит: «Тем которые ищут славы, чести и бессмертия», - почти что повторяется славословие из Великой книги. Там слава, честь и поклонение, здесь слава, честь и бессмертие. Очевидно, что молитвы литургии дышат тем же духом, которым дышат апостольские Послания. Ищем ли мы с вами славы, чести и бессмертия? Должны искать. Тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, тем Господь воздаст ярость и гнев. Дальше... Я хотел, чтобы мы выучили это наизусть, это очень важно: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых Иудея, потом и Эллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых Иудею, потом и Эллину... Ибо нет лицеприятия у Бога». Помните, в первой главе апостол Павел говорит: «Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Эллину». Мы то же самое слышим и здесь. «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых Иудея, потом и Эллина!» Эллин — это собирательное имя язычников. Это те, которые мудрые, красивые, олимпийские игры устраивают, статуи делают, стихи пишут, песни поют, на войну ходят, города строят, но Бога не знают. Это Эллины. Это все те мудрёные хитрецы, с красавцами и красавицами, но без Бога истинного. Это, в принципе, мы. «Во-первых, скорбь и теснота Иудею», - потому что он первый знает Бога. Мы ещё Бога не знали, а он уже знал. И если он творит зло, то ему скорбь первому. Но если он знает правду Божию, и живёт по ней, то ему мир первому. И награду ему первому. Потому что нет лицеприятия у Бога. «Во-первых, Иудею, потом и Эллину.», - очень важно. Итак, каждый из нас знает эти слова по собственной жизни. Кто из вас не знает, что такое скорбь? Ещё молимся: «О еже избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды». Т.е. скорбь — это всякая житейская печаль, гнев — это Божие наказание, нужда — нехватка житейских вещей. Не хватает, как правило, денег, здоровья, ума, жить негде, вот это всё — нужды. Все мы знаем, что такое скорбь. Теснота — это то, что заставляет молиться. Потому что стиснутая вода поднимается вверх, а стиснутая душа вспоминает Господа. «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых Иудея, потом и Эллина!»... Поскольку мы проживаем в скорбях и теснотах изрядную долю своей жизни, мы знаем, что слова эти относятся к нам. Поскольку мы зло сделали в своей жизни, и не раз, мы пожинаем плоды своих грехов, как скорбь и тесноту. Такова награда всем, делающим злое. И не смотри на человека, едущего в дорогой машине, и не смотри на человека, одетого в дорогой костюм, и не смотри на человека, который живёт в большом доме, потому что не знаешь, что в душе его творится. Если внутри у него скорбь и теснота, то нет у него счастья. Ни в машине, ни в костюме, ни в доме. Внутренние боли уничтожают всякую радость. Это нужно понимать и знать. Об этом говорили все святые отцы, которые проповедовали людям. Больше всех говорил об этом Златоуст. «Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых Иудею, потом и Эллину... Ибо нет лицеприятия у Бога». Слава, честь и мир всякому, делающему доброе. Делать доброе должен каждый человек. Чтобы делать доброе, нужно иметь ум. Потому что сначала нужно узнать, что есть доброе.

            В период моего детства, когда мне делали операцию на аппендиците, сосед по палате, которого тоже оперировали, умер. Мальчик. Умер оттого, что бабушка накормила его булкой раньше времени. После операции нельзя кушать сутки или чуть больше. Он лежал страдал: пить нельзя, только промачивать губы водой с лимоном. Конечно маленькие дети страдают, они не понимают, что нужно терпеть. И вот ребёнок ныл-ныл, хотел есть, хотел пить, бабушка быстренько побежала в магазин, купила булку, тайком принесла её, дала ему съесть, он её жадно съел и умер к вечеру того дня. Т.е. вот вопрос: накормить человека, это добро или зло? Конечно добро. А накормить больного после операции, добро или зло? Зло. Так когда и кого кормить зло, а когда и кого добро? Бабушка — убийца. Но не потому, что она хотела убить своего внука, она не била его ножом, не била его молотком, ни била кирпичом. Она его накормила, и убила. Не вовремя сделанное добро — это зло, не тому сделанное добро — это зло, не так сделанное добро — это зло. Т.е. творить добро — тяжело. Чтобы творить добро, нужно иметь ум. А ум есть не у всех. У кого ума нет, тот добро делать не может. Он его в принципе не делает, он не способен к деланию добра. Когда мишка из басни Крылова отгонял муху от своего товарища, и назойливая муха садилась то на нос, то на лоб спящему человеку, осерчавший мишка взял камень и так треснул по башке своего товарища, что голова раскололась надвое. Муха, конечно, улетела. Да даже если бы он её убил, велика плата. Вот «мишкина услуга», так сказать. «Мартышкин труд», «мишкина услуга»... Добро хотел сделать мишка человеку, муху отогнать, насекомое наказать. Жужжит, спать мешает товарищу. И убил человека. Мишка добра хотел, убил человека. Бабка добра хотела, убила внука. Булкой. Булкой можно убить человека. Не пистолетом. Не обязательно пистолетом. Росчерком пера, куском хлеба, не вовремя данным лекарством. Одним словом, если кто-нибудь из вас думает, что мы умеем творить добро, он ошибается. Потому что, чтобы творить добро, нужно иметь ум. Вопрос: есть ли у нас ум? Апостол Павел потому и говорит: «Слава, честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых Иудею, потом и Эллину». Потому что Иудеи испытывали из закона, что ж такое доброе, когда бить сына или когда его не бить. Вот реши вопрос: не побьёшь, пожалеешь, а потом всю жизнь плакать будешь; а побьёшь, вроде сделал зло, вроде бы, а на самом деле исправил юношу от пути злого, и потом всю жизнь наслаждаешься покоем. Вот и решите загадку. Не решается она простым щелчком пальцев. Потому что ума у нас мало, а чтобы творить добро, нужен именно ум. У кого его нет, тот добра не делает. Нужно просить у Господа разума, об этом пишет апостол Иаков: «У кого не хватает мудрости, пусть просит у Бога, и даст ему Бог». Только пусть просит не сомневаясь, потому что сомневающийся человек подобен волне, которую ветер поднимает и развевает в водяную пыль. Да не думает получить что-либо такой человек. Нужно просить с верою. Но я в жизни очень мало встречал людей, которым не хватало ума. Спроси человека: «Чего тебе не хватает?» Ответит: «Ну не хватает денег, чего ещё... Времени не хватает. Слишком мало часов в сутках. Вот было бы в сутках 48 часов, я бы всё успевал. А так я не успеваю. Есть много работы, желаний, стремлений, замыслов, но не успеваю. Нет времени». Не хватает сил, не хватает терпения, ещё чего-то там. Но я почти не встречал людей, которые бы сказали: «Мне не хватает ума». Как правило, каждый считает себя умным, и даже очень умным. Вот денег не хватает, здоровья не хватает, времени не хватает, терпения не хватает, а ума хватает. Поэтому и не просишь. Чего хватает, того и не просишь. И получается, что мы, не имея ума, считаем, что он у нас есть. Не просим его, потому что просят же того, чего нет. И получается, в конце концов, что мы и добра не имеем за душой, потому что добро можно творить только при наличии здравого рассудка. Т.е. здравого понимания, где «хорошо», а где «плохо». Где «очень хорошо», где «очень плохо». Даже где «хорошо», а где «лучше». Ведь нужно различать не только «хорошо» и «плохо», а «плохо» и «хуже», «хорошо» и «лучше». Бывает, выбираешь между добром и злом, а бывает, выбираешь между «плохо» и «ещё хуже». Надо выбирать «плохо», чтобы не было «ещё хуже». Нужен ум человеку, чтобы разбирать помыслы. Как нужен язык и гортань здоровые, чтобы разбирать вкусы. Итак, «Нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут...» Это, собственно, я пытаюсь поселить в вас желание читать Священное Писание. Я пытаюсь поселить в вас желание превратить Библию из отложенной, в читаемую и востребованную книгу. Т.е. не ту книгу, которую я взял бы на необитаемый остров, если бы когда-нибудь на него попал, а в ту книгу, которая уже сейчас есть дома, которую я открываю и читаю. Это очень важно. Начинайте читать Писание. Для того, чтобы эта любовь к Писанию в вас поселилась, к размышлению, чтению, рассуждению, мы и встречаемся с вами, этому посвящены наши вечерние встречи.

http://radonezh.ru/text/14-11-14-pryamoy-efirfir-protoierey-andrey-tkach...