Портрет создателя купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре найден во Флоренции спустя 700 лет

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Портрет создателя купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре найден во Флоренции спустя 700 лет
Терракотовую модель портрета Брунеллески создал его ученик Андреа ди Лаццаро ​​Кавальканти (Буджиано)

ФЛОРЕНЦИЯ. Ранее неизвестный терракотовый портрет великого архитектора и скульптора эпохи Возрождения Филиппо Брунеллески был приобретен Оперой Санта-Мария-дель-Фьоре, рабочей комиссией Кафедрального собора (Дуомо) Флоренции, где был похоронен Брунеллески, сообщает The History Blog.

Это один из четырех известных портретов архитектора (включая его гипсовую посмертную маску), датированный 1447 годом, и один из старейших сохранившихся терракотовых портретов.

Портрет создал Андреа ди Лаццаро ​​Кавальканти (Буджиано), ученик Брунеллески, ставший его приемным сыном.

Недавно портрет был найден в историческом доме во Флоренции и идентифицирован историками искусства Джанкарло Джентилини и Альфредо Белланди как модель мраморного бюста, который Буджано было поручено создать Опере Санта-Мария-дель-Фьоре после смерти Филиппо Брунеллески.

Готовый мраморный бюст находится в тондо на стене в правом нефе Дуомо. Это дань уважения человеку, который построил беспрецедентный купол собора из кирпича и каменной кладки, совершив при этом революцию в архитектуре.

Буджиано был рядом со своим приемным отцом, когда он умер 15 апреля 1446 года. Считается, что в тот день он сделал гипсовую посмертную маску своего отца.

На изготовление и выполнение погребального рельефа ушло больше времени.

Сначала Гильдия торговцев шерстью (Лана) добилась, чтобы последним местом упокоения тела Брунеллески стал собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Решение приняли 30 декабря, более чем через восемь месяцев после смерти архитектора.

18 февраля 1447 года Опера Санта-Мария-дель-Фьоре заказала настенный памятник с реалистичным портретом и мемориальным эпиграфом. Кавальканти получил мрамор для погребального памятника 27 февраля и сразу же приступил к работе над созданием модели реалистичного бюста. Модель была закончена к концу марта. Готовый мраморный портрет был завершен в мае.

Терракотовая модель, которую он использовал, предположительно какое-то время хранилась в его мастерской. Но неизвестно точно, где она находилась и что делала в течение 700 лет до своего повторного открытия. Судя по износу, портрет сохранялся как отдельная скульптура до тех пор, пока связь с погребальным памятником не была забыта.

«Терракотовая голова с чертами лица Филиппо Брунеллески была вылеплена Андреа Кавальканти (Иль Буджано), приемным сыном и наследником Филиппо», – сказал Антонио Натали, член совета Оперы Санта-Мария-дель-Фьоре. – «Известно, что Опера Санта-Мария-дель-Фьоре дала им обоим замечательные заказы: Брунеллески – это само собой разумеется. Тем не менее, Буджиано будут помнить за его замечательные гуманистические умывальники в ризницах собора, а на данный момент особенно за памятник Брунеллески в соборе, теперь, когда терракотовая голова, модель для нее, была найдена».

«Мы считаем, что это действительно исключительная возможность, невообразимая привилегия — иметь возможность представить ранее неизвестный яркий портрет Филиппо Брунеллески, созданный руками его приемного сына Андреа Кавальканти, вскоре после его смерти», — заявили Джанкарло Джентилини и Альфредо. Белланди.

Как показывают многие формальные и технические аспекты, новооткрытую работу следует рассматривать как модель, подготовленную Буджиано для выполнения мраморного портрета.

«Это «живой» портрет, если учесть, что Брунеллески был заведомо «мал ростом и чертами лица» (Вазари 1568), а размеры лица (возможно, слегка уменьшенные из-за обычной «усадки» глины) в значительной степени сопоставимы с теми, которые присутствуют на гипсовой посмертной маске и мраморном памятнике. Но по сравнению с слепком лица изображение, теперь лишенное схваток трупного окоченения, имеет более гармоничные пропорции. Лицо можно было почти вписать в сферу», — отмечают Джанкарло Джентилини и Альфредо. Белланди.

Работу необходимо реставрировать, так как на ней повсюду (кроме единственного разрыва на подбородке, где старая, неуклюжая штукатурка делает его больше) царапины, меловая вуаль и следы нанесения краски (один с, казалось бы, естественными тонами и как минимум два – с коричневыми, возможно, для имитации бронзы, после реставрации подбородка).

https://sedmitza.ru/text/10402817.html