Порошенко снова заботится о ликвидации УПЦ? Кирилл Александров

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Петр Порошенко снова "оседлал" церковную тему. Фото: СПЖ

Петр Порошенко инициировал законопроект, согласно которому можно ликвидировать любую религиозную организацию, и в первую очередь – УПЦ. Почему?

22 февраля 2021 г. в Киево-Печерской лавре прошел съезд «Верные», в котором приняли участие 350 представителей общин УПЦ храмы которых были насильно захвачены или незаконно перерегистрированы сторонниками ПЦУ. А незадолго до этого, 18 февраля 2021 г. в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект № 5101, принятие которого может привести к тому, что вся Украинская Православная Церковь превратится в один большой съезд «ликвидированных» общин. Давайте разберемся подробнее.

Законопроект № 5101 был внесен в Верховную Раду по инициативе отца-основателя ПЦУ Петра Порошенко и его партии «Европейская солидарность», всего 38 депутатов. Он предполагает внесение изменений и дополнений в ряд законов Украины, которые регулируют деятельность СМИ и религиозных организаций. Суть законопроекта в двух словах: ликвидация СМИ и религиозных организаций, которые не видят врага в России и во всем русском. В наше время, когда никто не утруждает себя в обвинениях представлением доказательств и вообще здравым смыслом, на основании данного законопроекта можно ликвидировать любую организацию.

Чтобы понять уровень абсурда, царящий в мире, приведем новость американского агентства Fox News: власти штата Орегон обвинили в расизме… математику. Она, мол, предполагает поиск правильного ответа в задаче или уравнении, а не говорит, что все варианты ответа хороши, а это – расизм, идея превосходства белой расы.

Причины появления законопроекта

Причиной внесения этого законопроекта в Верховную Раду является изменение внутренней и, в частности, церковной политики нынешней украинской власти на 180 градусов. Если год назад В. Зеленский показательно дистанцировался от вмешательства в церковные дела, то сегодня он вывел поддержку ПЦУ на качественно новый уровень. Поездки В. Зеленского и премьер-министра Д. Шмыгаля на Фанар, обещание поддержки ПЦУ всеми силами, приглашение патриарха Варфоломея в Украину на празднование 30-летия Независимости – все эти шаги свидетельствуют о возобновлении церковной политики П. Порошенко, которая предполагает жёсткое давление на УПЦ с целью ее полной ликвидации. «Вас не должно быть» – так говорили императоры-гонители христиан в Римской империи.

По сообщениям источника в окружении Д. Шмыгаля, украинский премьер-министр на переговорах с патриархом Варфоломеем пообещал ему реализовать некий план по полной поддержке ПЦУ, включающий в себя переводы общин в УПЦ. Впрочем, и без источников понятно, что к приезду патриарха Варфоломея власти постараются максимально увеличить численность ПЦУ, чтобы представить «Его всесвятейшеству» как можно более красивую картинку. В контексте вышеупомянутого плана можно было предположить, что центральные власти в Киеве реанимируют тему переименования УПЦ, а местные власти активизируют переводы общин в ПЦУ и будут «спокойно» реагировать на силовые захваты храмов.

И вот тут П. Порошенко и решил сыграть на опережение и предложил законопроект, который выводит гонения на УПЦ на качественно новый уровень. Бывший президент таким образом решил перехватить инициативу у Президента действующего и показать националистическому электорату, кто на самом деле более крутой притеснитель Церкви. Кроме того, как гораздо более опытный политик, П. Порошенко данным законопроектом загоняет В. Зеленского в ловушку. Как нетрудно заметить, для действующего Президента любой исход голосования по законопроекту – проигрышный. Если власть его не примет – она в глазах «патриотов» покажет свою «мягкотелость», неготовность идти до конца в уже заявленной политике по давлению на «московскую церковь». А если законопроект все же будет принят, то это еще больше ослабит рейтинг В. Зеленского, так как он направлен против миллионов граждан Украины.

Цели законопроекта

Цель законопроекта, которая не скрывается его инициаторами – ликвидация УПЦ. Конечно, УПЦ не поименована в законопроекте, но никто не сомневается, что как и в законопроекте о «переименовании» речь идет именно об УПЦ.

Конечно, сейчас враги Церкви начнут вопить и показывать пальцами, мол, вы сами себя обличаете. Но порошенковский законопроект очевидно призван принудить религиозные организации к «патриотической» риторике, присущей только одной стороне донбасского кофликта. Мы же знаем, что в Украине только УПЦ стоит вне политики, только УПЦ до сих пор считает своей паствой верующих по обе стороны разграничения. Потому, давайте не будем лицемерить – законопроект направлен именно против УПЦ и именно из-за ее миротворческой христианской позиции.

Ранее П. Порошенко неоднократно высказывался в том смысле, что УПЦ – это якобы структура «государства-агрессора» в Украине и терпеть ее здесь нельзя. В тексте пояснительной записки, поданной вместе с законопроектом в Верховную Раду, прямо говорится о запрете деятельности: «Проект закона направлен на установление запрета изготовления и публикации информационной продукции, направленной на пропаганду действий государства-агрессора», а также на применение к религиозным организациям, общественным объединениям и политическим партиям, виновным в нарушении этих запретов, в качестве санкций – запрет их деятельности в судебном порядке».

Достижима ли эта цель? Теоретически – да, была бы, как говорят политическая воля и сложились бы обстоятельства. Конечно, на практике, власть вряд ли пойдет на такой радикальный шаг, поскольку это чревато очень серьезными внутриполитическими рисками. Однако даже если не рассматривать такой крайний вариант, в случае принятия законопроекта власть получает в свои руки дополнительный инструмент давления как в целом на УПЦ, так и на отдельные епархии и приходы.

При этом не стоит обольщаться тем, что запрет деятельности религиозных организаций будет проходить в судебном порядке и что в суде УПЦ может доказать свою непричастность к выдвигаемым обвинениям. Анализ судебной практики позволяет усомниться, мягко говоря, в незаангажированности и независимости судебной системы от исполнительной власти. И не только от власти. Всем известны случаи, когда национал-радикалы устраивают акции давления по поводу определенных судебных дел. Причем это давление часто оказывается на судей лично.

Каким образом власть может оказывать давление на суд нам продемонстрировали совсем недавно. Так, В. Зеленский объявил о сокращении полномочий Окружного административного суда Киева (ОАСК), который приостановил действие закона «о переименовании». При этом он заявил совершенно четко, что причиной этого было недовольство решениями суда: «Я уже подписал представление законопроекта. В рамках действующего законодательства мы заберем полномочия, благодаря которым некоторые судьи ОАСКа могли делать несправедливые, неправильные вещи, из-за которых общество недовольно действиями судей этого суда».

Поэтому, если будет дана отмашка «запретить» деятельность УПЦ, суд вполне может принять соответствующее решение.

Детали законопроекта

Как уже было сказано законопроект №5101 предполагает внесение изменений и дополнений в законы Украины, которые регулируют деятельность СМИ и религиозных организаций. Все их мы рассматривать не будем, поскольку они в целом идентичны и нас больше интересует вопрос религиозных организаций. Отметим только, что все православные СМИ можно будет по этому законопроекту закрыть сразу.

Итак, ст. 16 Закона «О свободе совести и религиозных организациях», которая перечисляет основания для запрета деятельности религиозной организации предлагается дополнить следующим пунктом:

«5) в случае установления судом фактов совершения религиозной организацией действий, направленных на:

  • ликвидацию независимости Украины,
  • изменение конституционного строя насильственным путем,
  • нарушения суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв его безопасности,
  • незаконный захват государственной власти,
  • пропаганду войны, насилия,
  • разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды,
  • посягание на права и свободы человека, здоровье населения,
  • пропаганду коммунистического и/или национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов и их символики,
  • нарушения равноправности граждан в зависимости от их расовой, национальной, региональной принадлежности, религиозных убеждений, инвалидности и другими признаками,
  • публикация ведомостей, которые содержат оправдание, признание правомерной, отрицание агрессии Российской Федерации против Украины в 2014 г.».

Уже сразу на основании последнего пункта можно обвинять Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Онуфрия в отрицании «агрессии».

«Если теперь уже конкретно сказать о войне, кипящей на Востоке, то я хотел бы указать на сущность этой войны. Это война – гражданская. Потому, что я говорю это не просто так, будто бы за кем-то повторяя, но я знаю это лично от епископов, которые там служат, от людей моих знакомых, что, например, отец в семье служит в Национальной гвардии, а сын – на стороне ополчения. У многих друзей один брат на одной стороне, а второй брат на другой. Многие друзья, которые живут в Киеве, а сами родом из Донецка, говорят, что друзья их оказались на той стороне. Те, кто живет тут, на нашей стороне, а те, кто остался там – на другой» (из интервью Митрополита Онуфрия СПЖ 14 07 2015 г.).

Кроме этого особую опасность таят в себе пункты:

  • разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды,
  • посягание на права и свободы человека, здоровье населения,
  • нарушения равноправности граждан в зависимости от их расовой, национальной, региональной принадлежности, религиозных убеждений, инвалидности и другими признаками.

Например, любое заявление о неканоничности ПЦУ или о незаконности действий патриарха Варфоломея можно трактовать как «разжигание религиозной вражды», а богослужебные тексты Страстной Пятницы в которых порицаются евреи, распявшие Христа, как разжигание вражды межэтнической. Под посягание на «здоровье населения» подходит малейшее отступление от карантинных мер, предписанных правительством.

Отдельный вопрос о том, как трактовать нарушения равноправности граждан в зависимости от их религиозных убеждений. При желании и наличии политической воли под это можно подвести все случаи отказа в совершении Таинств и обрядов в отношении лиц, не разделяющих православное вероучение. В тех же США нередки случаи привлечения к ответственности общин, которые отказываются принимать, например, представителей ЛГБТ на работу в эти общины в качестве продавца, дворника и т.д.

Что делать?

На вопрос, возможно ли как-то противодействовать принятию законопроекта, можно ответить утвердительно. Да, можно! Выше уже было сказано, что П. Порошенко поставил В. Зеленского перед непростым выбором: не принимать законопроект и тем самым пойти на попятную в вопросе давления на УПЦ, или принять законопроект и потерять поддержку миллионов верующих. В. Зеленский оказывается в проигрыше в любой ситуации, но православные в силах показать власть имущим, что его потери в случае принятия законопроекта будут значительно выше, чем при ином варианте.

Замглавы Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерей Николай Данилевич в программе «Право на веру» на «Перший Козацький» заявил, что в случае антицерковной политики властей верующие УПЦ могут массово выйти на улицы. Спикер привел пример Черногории, где подобные акции были настолько массовыми, что привели в конечном итоге к поражению правящей партии на очередных парламентских выборах. Если верующие УПЦ массово выйдут на улицы, требуя от властей соблюдения своих конституционных прав, то власть может посчитать, что потери в случае принятия законопроекта будут для нее неприемлемыми.

Кроме законных и мирных массовых протестов, крестных ходов и молитвенных стояний можно задействовать и другие меры, начиная от критики законопроекта № 5101 оппозиционными депутатами Верховной Рады до обращения в международные судебные инстанции и правозащитные международные организации. Конечно, каждая отдельная мера не принесет результата, но все меры в совокупности могут привести к желаемому результату.

Наиболее вероятный сценарий

Если верующие сумеют показать власти, что они являются мощной электоральной силой (к сожалению, власти смотрят на граждан именно так), то законопроект принят не будет. Существует масса способов положить его под сукно и вообще не ставить на голосование или затянуть работу над законопроектом до тех пор, пока не поменяются политические обстоятельства в ту или иную сторону. В пользу этого сценария говорит и тот факт, что хоть законопроект №5101 и направлен исключительно против УПЦ, его можно будет применить против любой неугодной религиозной организации или СМИ. Поэтому политики, которые могут просчитывать ситуацию дальше, чем на один шаг, скорее всего откажутся от поддержки этого законопроекта.

Самое главное

Самым главным для нас является сохранение верности Церкви Христовой. Законопроекты принимаются и отменяются, правители приходят и уходят, а вот вопрос: с кем ты, со Христом или Его противниками имеет вечное измерение.

https://spzh.news/ru/zashhita-very/77809-poroshenko-snova-zabotitsya-o-l...