Попытка подбить Россию на взлете. Протоиерей Всеволод Чаплин

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Всеволод Чаплин

В заявлении Высшего Церковного Совета в связи с судебным приговором по делу лиц, осквернивших священное пространство Храма Христа Спасителя, Церковь, не подвергая сомнению правомерность судебного решения, обратилась к государственной власти с просьбой "проявить в рамках закона милосердие к осужденным, в надежде на то, что они откажутся от повторения кощунственных действий".

Когда преступление изобличено, появилась основа для милосердия, для того, чтобы оно помогло изменить те установки, тот дух, который господствует в головах участниц группы, как находящихся в следственном изоляторе, так и оставшихся на свободе. Этот дух они по-прежнему, не менее активно чем раньше, выражают в своих выступлениях. В то же время в документе сказано следующее: "Недопущение оскорбления чувств верующих, актов кощунства над религиозными святынями и глумления над культурными памятниками - задача государства, уважающего своих граждан. Созданный судебный прецедент должен предотвратить повторение подобных действий в будущем".

На Россию было оказано беспрецедентное давление. Даже удивительно, что поступок, который любому нормальному человеку кажется достойным осуждения, вызвал такую волну не просто ненависти, а попыток изменить исторический выбор нашего народа, заставить нас прогнуться, пойти по пути тех идеологических установок, которые, на самом деле, уже губят и скоро окончательно погубят Запад, повторяющий буквально пошагово судьбу Римской империи. Эти попытки изнасиловать выбор нашего народа соединились с участившимися случаями осквернения православных храмов, чудовищных призывов к насилию по отношению к православным христианам, выражением крайней степени ненависти к ним, оскорблением чувств верующих и осквернением почитаемых ими предметов. Все эти действия однозначно незаконны. Да, не все из них попадают под Уголовный кодекс (хочется надеяться, что пока), но Кодексу об административных правонарушениях они однозначно противоречат. И значит, они должны быть наказаны, и значит, нам нужно добиваться, чтобы в каждом таком случае, в независимости от того где и когда он произошел, правосудие действовало, а наказание становилось бы неотвратимым. Нам нужно добиться того, чтобы упомянутые действия никогда более не повторились в нашем Отечестве.

На собрания около зданий судов приходило много молодых людей, которые, даже, может быть, и не имея глубины богословских познаний, чувствовали искреннее стремление защитить свою веру и Церковь, своего Патриарха. Это новые люди, я сам со многими из них лишь недавно познакомился, некоторых из них пока не знаю. Их становится все больше и больше. Посмотрите на видеозапись дискуссии в одном из московских кафе, разгоревшейся между сторонниками и противниками действий известной группы. Да, дискуссия длилась 40 минут, да, она порой велась на повышенных тонах, но обсуждали люди самое главное - что Бог думает о нас, что такое христианство? Почему нельзя оскорблять, нигде и никогда, священные для христиан символы, имена, книги, предметы? Мы вернулись в то уникальное в истории время, когда чуть ли не на торжищах обсуждались богословские вопросы. Да, они и тогда обсуждались не самыми грамотными людьми, но интерес к этим вопросам был неподдельный, и сейчас у нас в обществе есть именно такой интерес.

И значит, нам нужно внятно объяснить, чему учит Евангелие, в чем состоит суть нашей веры. Нужно не обмануть ожидания тех молодых людей, которые сегодня готовы, говоря их языком, "вписаться за Церковь". Более того, нужно дать им настоящую цель в жизни. На фоне современного кризиса Запада, Православие готово предложить свой глобальный проект всему миру. Он не должен навязываться силой, он не должен превращаться в ложно понятое миссионерство по отношению к людям других вер и убеждений. Но он может быть предложен на ясном языке, без длинных докладов, через ощутимую альтернативу миру потребления, эгоизма, диктата сомнительных воротил, манипулятивных форм псевдодемократии. Наш проект должен быть основан на идеалах честности, на связи труда, заслуг, жертвенности с благосостоянием человека и его статусом человека в обществе.

У нас есть прекрасный пример общества, выстроенного таким образом. Это Россия времен Александра III и Николая II. Мы помним, впрочем, как тогда обострялась ненависть к нашей стране, к ее социальному идеалу, к ее общественному строю. Все это тогда выражала та же западная пресса, и западные лидеры общественного мнения говорили практически в тех же самых выражениях, которые мы слышим сейчас. В это время, особенно после 1905 года, в российской печати публиковались такие же безобразные карикатуры на лучших людей страны, которые мы сегодня видим в блогах. Попытка подбить Россию на взлете повторяется. И не случайно известное судебное дело было выбрано для этого главным поводом. Ведь обсуждаются центральные опорные точки нашего мировоззрения: нравственные границы свободы, в том числе свободы слова и самовыражения, неприкосновенность святынь, уважение к внутренним установлениям Церкви, которое прописано, между прочим, в нашем законодательстве. Вопрос о том, кто в обществе главный: люди, живущие по данному Богом нравственному закону или люди, считающие нормальным разрушение всего и вся. Нам нужно хорошо усвоить уроки истории начала и конца XX века. Понять и ясно проговорить, что период с февраля 1917 года по момент окончания гражданской войны, также как и 1990-е годы, для России - аномалия. А то, что было до революции и отчасти после II Мировой войны, а теперь возвращается - это норма российского общественного устройства.

Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН,
глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Сентябрь 2012 г.

http://www.radonezh.ru/monitoring/16788.html