Понятие жизни у апостола Павла
Понятие «жизнь» в Новом Завете передается несколькими греческими словами. Если имеется в виду жизнь как биологическое существование, как правило, употребляется слово ψυχή (Mф 2, 20; Деян 20, 24; Рим 13, 1). Когда речь идет об образе жизни, поведении или иногда промежутке времени проживания – βίωσις (Деян 26, 4), времяпрепровождение обозначается глаголом διατρίβω(Ин 3, 22; Деян 12, 19; 14, 3; 25, 6). О поведении, обусловленном моральными или религиозными принципами, иногда говорится с помощью глагола ἀναστρέφω (2 Кор, 1, 12; 1 Тим 3, 15).
Жизнь в своем высшем значении в Новом Завете обозначается словом ζωὴ. Встречается и смешанное употребление этих понятий. Но, как правило, в тех случаях, когда имеется в виду нечто больше, чем употребление в смысле органическом или бытовом, мы находим именно ζωὴ (Мф 7, 14; Мк 10, 17; Лк 12, 15; Ин 5, 26; Рим 2, 7; 2 Кор 4, 10), глагол ζάω (ζῶ) (Мф 4, 4; Лк 10, 28; Рим 1, 17; 2 Кор 13, 4; Гал 2, 20) или συζάω (Рим 6, 8; 2 Кор 7, 3).
У апостола Павла это понятие встречается также в различных смыслах. Как определение бытия в вечности (Рим 2, 7; 5, 21; 6, 22-23; Гал 6, 8), как новое существование верующих «посредством» Христа (Рим 5, 17-18; 6, 4; 6, 8; 8, 10; 2 Кор 4, 10-11), как бытие, противопоставленное смерти (Рим 8, 38; I Кор 3, 22; 2 Кор 4, 12), как существование после воскресения (Рим. 11, 15; 2 Кор 5, 4; ), как определение земного бытия (I Кор 15, 19; 2 Кор 2, 16), как именование Христа (Кол 3, 4; Фил 1, 21). Такое деление в употреблении понятия достаточно условное, потому что, как правило, в каждом случае слово имеет многослойную семантику. К примеру, в Рим 6, 22-23жизньодновременно означает жизнь вечную во Христе, дар Божий, противоположность греху, конец и цель и т. д.
Как правило, в трудах, посвященных богословию апостола, не выделяется оригинальность употребления у него понятия жизни. Действительно, общий богословский смысл у Павла достаточно сходен со всем новозаветным корпусом, и иногда сходство более чем очевидное, особенно если сравнивать с писаниями ап. Иоанна[1]. Но есть у ап. Павла и достаточно яркие особенности: это прежде всего исключительная христоцентричность понятия жизни и принадлежность Богу во Христе как ее необходимое условие.
В данном докладе мы рассмотрим, в каких случаях ап. Павел употребляет слово «жизнь». Для более детального разбора возьмем несколько смежных граней этого понятия: во-первых, это понятие жизни как жизни для Бога, которое у апостола является главным и краеугольным. Остальные – с ним связаны: это жизнь в настоящем и, конечно же, жизнь вечная.
1. Жизнь для Бога и Господа Иисуса Христа
Согласно ап. Павлу все человечество делится на людей духовно мертвых (Рим 7, 11; Еф. 2, 1) и христиан, которые становятся духовно живыми благодаря принятию Христа (Рим. 6, 11), разделению жизни с Сыном Божиим[2]. Мысль о жизникак Самом Христе Иисусе и том, что только Он нам сообщает настоящуюжизнь,является канвой всей проповеди апостола.
В Рим 6, 11 Апостол призывает верующих, в подобие Христу, почитать себя «мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе» (νεκροὺς μὲν εἶναι τῇ ἁμαρτίᾳ, ζῶντας δὲ τῷ θεῷ ἐν χριστῷ Ἰησου). Грех преодолевается смертностью: зная, что такое смерть, верующий должен отнести ее ко греху, стать для него мертвым[3]. Так же и жизнь живущие во Христе относят целиком к Богу. Происходит четкое разделение: смерть вместе с грехом оттесняются из сферы жизни, потому что они противоречат ее сущности и содержанию: направленности ее к Богу во Христе.
Все, что происходит в нашей жизни, наполнено тем священным пафосом, который так отчетливо отразился в отрывке Рим 14, 6-9. Здесь, после размышлений о вкушении пищи, апостол переходит к более глобальным и онтологически глубоким понятиям, понятиям существования – жизни и смерти (14, 7-8). Христиане живут не для себя и умирают не для себя – все для Господа (τῷ κυρίῳ), потому что они Ему принадлежат. С тех пор как Христос принял верующих в славу Божию (Рим 15, 7), они – Христовы (1 Кор 3, 23; 2 Кор 10, 7; Гал 3, 29; 5, 24), Господни (τοῦ κυρίου ἐσμέν).
Οὐδεὶς γὰρ ἡμῶν ἑαυτῷ ζῇ, καὶ οὐδεὶς ἑαυτῷ ἀποθνῄσκει. Ἐάν τε γὰρ ζῶμεν, τῷ κυρίῳ ζῶμεν· ἐάν τε ἀποθνῄσκωμεν, τῷ κυρίῳ ἀποθνῄσκομεν· ἐάν τε οὖν ζῶμεν, ἐάν τε ἀποθνῄσκωμεν, τοῦ κυρίου ἐσμέν.
«Мы не являемся своими собственными творцами, ни своими собственниками – мы не на своем собственном распоряжении»[4]. «Существование для себя является существованием для греха и смерти (Рим 6, 2)»[5].
Жизнь для Христа – это не требования к верующим, это не условия для нахождения в обществе Господнем. Мы просто «не можем существовать для нас самих»[6], потому что «наша истинная жизнь – это Христос живущий в нас» (Гал. 2, 20).
Все это стало возможным благодаря воскресению Христа. «Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим 14, 9). Мало было принадлежать к творению Божию, чтобы иметь возможность делать все «для Господа», а главное – принадлежать Ему, жить не «себе», а «Ему». Для этого понадобилась вся история Христа, Его смерть и воскресение.
Во Втором послании к Коринфянам Павел прямо выражает эту связь смерти и воскресения Христа с жизнью верующих для Господа: «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор 5, 15).
…καὶ ὑπὲρ πάντων ἀπέθανεν ἵνα οἱ ζῶντες μηκέτι ἑαυτοῖς ζῶσιν, ἀλλὰ τῷ ὑπὲρ αὐτῶν ἀποθανόντι καὶ ἐγερθέντι.
В двух фразах (Рим 6, 22-23), завершающих отрывок Рим 6, где Павел размышляет о смерти-грехе и жизни-Христе, проглядывается очень содержательный противопоставительный параллелизм, который как свои предметы имеет понятия жизни и смерти.
Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная.
Ибо возмездие за грех – смерть,
а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Νυνὶ δὲ ἐλευθερωθέντες ἀπὸ τῆς ἁμαρτίας, δουλωθέντες δὲ τῷ θεῷ,
χετε τὸν καρπὸν ὑμῶν εἰς ἁγιασμόν, τὸ δὲ τέλος ζωὴν αἰώνιον.
Τὰ γὰρ ὀψώνια τῆς ἁμαρτίας θάνατος,
τὸ δὲ χάρισμα τοῦ θεοῦ ζωὴ αἰώνιος ἐν χριστῷ Ἰησοῦ τῷ κυρίῳ ἡμῶν.
Освобождение от греха (ἐλευθερωθέντες ἀπὸ τῆς ἁμαρτίας) вводит во власть Бога, плодом чего является святость (ἁγιασμόν), а «в конечном итоге»[7]ждет жизнь вечная (ζωὴν αἰώνιον). В следующей фразе апостол более сжато противопоставляет «возмездие за грех» «дару Божию». Если сказать точнее, возмездие греха (τὰ ὀψώνια τῆς ἁμαρτίας) стоит по другую сторону от дара Бога (τὸ χάρισμα τοῦ θεοῦ). В этом стихе ситуация становится еще более определенной: с одной стороны – Бог, с другой – грех. Идешь ко греху – необходимо получаешь и воздаяние за него, его извечный атрибут – смерть (θάνατος). Входишь во власть Бога, относишь свое существование к Нему – получаешь Его дар (τὸ χάρισμα), то, что Ему присуще – жизнь (ζωή).
Верующие призываются вместе со Христом, подобно Ему (6, 10) умереть для греха и начать жить для Бога (6, 11). Такая четкая поляризация происходит потому, что грех явил миру смерть (Рим 5, 12), и теперь они неразрывно связаны (Рим 6, 23; 1 Кор 15, 56). Жизнь для греха – это смерть. Пребывание в законе греха ведет к тому, что свт. Феофан Затворник называл «умиранием без смерти»[8] и что преодолевается во Христе. Так и только так человеку дается жизнь (Рим 8, 10).
Таким образом, само понятие жизни, без каких-либо определений, уже подразумевает жизнь именно для Бога. Высшее назначение жизни, ее настоящее предназначение заключает в себе соединение с Богом, которое становится возможным через жизнь для Него. В полной мере эта возможность открывается во Христе.
2. Жизнь вечная
Жизнь христианина устремлена к будущему веку, и «если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор 15, 19).
В Гал 6, 8 мы читаем, что тот, кто живет низменной жизнью, сеет «в плоть свою», у того нет причастности высшему, тому, что дает нетление. Такой человек, соответственно, пожинает тленное, разрушающееся (Гал 6, 8). Путь к нетлению – жизнь для Духа, «сеяние в дух», плодом которого будет жизнь вечная (Гал 6, 8). Предельной ясности выражение Гал 6, 8 достигает за счет употребления параллелизма противопоставления. Во-первых, суть понятия жизни здесь проясняется и усиливается за счет обнаружения противоположности. В данном случаежизни вечной противопоставляется тление, и она получает еще одно определение: жизнь вечная – этонетление. Во-вторых, большей яркости определение достигает за счет иллюстрации путей, которые ведут к тому или иному результату: с одной стороны, мы видим жизнь для плоти с результатом тления, с другой – жизнь для духа с результатом жизни вечной.
Здесь возникает вопрос: что такое жизнь «для духа», кто такой «сеющий в дух»? Ответ мы находим в более развернутом выражении по этому поводу в Рим 8, 2, где апостол говорит, что от закона греха и смерти его освободил «закон духа жизни во Христе Иисусе» (ὁ νόμος τοῦ πνεύματος τῆς ζωῆς ἐν Χριστῷ Ἰησοῦ). Это не какой-то абстрактный закон духа, живя по которому человек получает нетление – жизнь вечную, но определенный Дух Божий, Дух Христов (Рим 8, 9). Бессилие закона стало причиной жертвы Сына Божия (Рим 8, 3). И теперь людям явлена возможность жизни, условием которой является жизнь «по духу». Она подразумевает, что в человеке живет Дух Божий, что он имеет в себе Дух Христов (Рим 8, 9). Далее апостол с совершенной ясностью завершает этот пассаж: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела духом Своим, живущим в вас» (Рим 8, 11). Значит, жизнь вечнаянеобходимо предваряется жизнью в Духе, она неразрывно связана со Христом, всем Его благодеянием – смертью, воскресением и с жизнью в верующих (Рим 8, 9), и с жизнью верующих в Нем (Рим 8, 1).
Жизнь вечную как бытие в будущем можно назвать исполнением всего того, что отчасти уже наполняет жизнь христиан начиная с момента принятия Христа. Она приносит с собой праведность, мир и радость (Рим. 14, 17), видение лицом к лицу (1 Кор. 13, 12), совершенное знание и бытие со Христом в твердой вере, надежде и любви[9].
3. Жизнь в настоящем
Ошибочно будет сужать понятие подлинной жизник значению бытия после смерти, жизни загробной. Вобновленной жизни (καινότης ζωή) христиане ходят уже здесь, на земле, через спогребение Христу и воскресение с Ним в крещении (Рим 6, 4). Такое видение замечено у разных авторов Нового Завета, и в том числе у ап. Павла: жизнь – это не только то, на что мы полагаем надежду в будущем, но также то, что уже наступило сейчас[10].
Верующие во Христа, крещеные во Христа (Гал 3, 27) «с Ним крещением в смерть» (Рим 6, 4) имеют возможность отдать себя Богу как уже ожившие из мертвых (Рим 6, 13). Тот, Кто однажды дал человеку жизнь, теперь дает возможность восстановить ее подлинную действенность.
В 2 Кор 5, 4 апостол описывает земное существование человека, когда он воздыхает под бременем, желая войти в полноту нетленной жизни: «Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью». Эта фраза является частью фрагмента, где Павел затрагивает тему отношения земного существования и грядущей жизни. Сначала он сравнивает человеческие тела с глиняными сосудами (2 Кор 4, 7), в которых мы носим «сокровище сие»: свет «познания славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор 4, 6). В переводе еп. Кассиана более понятно, какое «сокровище» имеет в виду апостол: до этого (в 4, 6) он говорит, что Бог, который сказал «свет да воссияет из тьмы, – есть Тот, Кто воссиял в сердцах наших к нашему просвещению познанием славы Божией в лице Иисуса Христа»[11]. Сокровище – это воссиявший в сердцах наших Бог[12]. Следующий стих объясняет, почему, несмотря на «сокровище сие», на воссиявшего в сердцах верующих Бога, они все еще являются теми глиняными сосудами (4, 7), которые подвержены тлению (4, 16): это свидетельство о том, что здесь действует сила Божия (которая проявляется в немощи), а не что-то человеческое. И тленность постоянно об этом напоминает. Кроме того, подвергаясь притеснениям, гонениям, постоянно предаваясь «на смерть ради Иисуса», верующие являют в своих телах «мертвость Господа Иисуса» (2 Кор 4, 10), которая приобщает смертную плоть жизни.
Со-умирание Христу в крещении ведет к жизни с Ним (Рим 6, 8), приобщает жизни вечной не только в будущей полноте (1 Кор 15, 28), но и в нынешней причастности обновленности (Рим 6, 4; 2 Кор 4, 16). Еще до грядущего воскресения, «облечения в небесное», полного поглощения смертного жизнью, несмотря на тленность внешнего человека (ὁ ἔξω ἡμῶν ἄνθρωπος), внутренний (ὁ ἔσωθεν) наш человек «со дня на день обновляется» (ἀνακαινοῦται ἡμέρᾳ καὶ ἡμέρᾳ (2 Кор 4, 16)).
Приобщение подлинной жизни, «воздыхание» по «небесному жилищу» и поглощение смертного жизнью – это то самое, для чего, по словам апостола, «создал нас Бог и дал нам залог Духа» (2 Кор 5, 5). Таким образом, жизнь в настоящем – это не промежуточный фрагмент человеческого бытия, но явление самой его сути и исполнение его предназначения. Для этого Бог и наделяет верующих Духом Святым.
В период, который простирается от начала жизни во Христе до полноты благ в будущем веке, человек призван жить «по духу» (Рим 8, 9). Восстановление прежней силы и власти духа «и совершает домостроительство спасения в Господе Иисусе Христе»[13]. В этом кроется момент переворота в человеке. «Благодать Святого Духа нисходит на человека и, оживляя его дух, восстановляет его в естественных правах его. С сего момента у человека падшего начинается новая, или восстанавливается первоначальная жизнь, в которой власть определяющая на дела переходит в руки духа, отнята будучи у страстной душевно-телесности, – и жизнь человека получает характер жизни духовной»[14].
Присутствие в верующих Христа и Духа делает жизньособой реальностью уже здесь и сейчас. «Таким образом, ζωὴ является и настоящей жизнью, и будущим благословением»[15].
И обращаясь к римлянам (6, 13), Павел со всей справедливостью призывает их не повиноваться больше греху, а представить себя Богу, как уже (!) «оживших из мертвых»: παραστήσατε ἑαυτοὺς τῷ θεῷ ὡς ἐκ νεκρῶν ζῶντας.
Уже в этой жизни, как плод освобождения от греха и принадлежности Богу, человек получает святость (ἁγιασμός) (Рим 6, 22: «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец жизнь вечная»). Очевидно, что святость здесь подразумевает самое глубокое ее библейское значение – принадлежность Богу, посвященность Ему одному.
Мы видим, что жизнь верующих во Христа имеет отчетливо эсхатологическую тональность: они стали Христовыми, но в то же время ожидают возвращения Его для исполнения всего, что пока только предвосхищается[16]. Примирение с Богом (Рим 5, 10), оправдание (Рим 5, 9), искупление (Рим 3, 24) – все это уже произошло. Но о полном спасении говорится как о том, что случится при возвращении Господа[17](Рим 2, 13; 3, 30; 5, 10; 8, 19). «Мы знаем, что значит быть детьми Божьими сейчас, взывая “Авва”, но слава сыновства лежит в будущем»[18] (Рим 8, 14-18). Такая двойственность никак не связана с каким-то недоразумением. Она отражает Павлово «понимание того, что спасение уже пришло в настоящее, но еще должно произойти в полноте»[19].
Таким образом, все земное существование верующего во Христа – это, с одной стороны, томление по грядущей полноте жизни (2 Кор 5), пребывание в «глиняных сосудах», притеснения и внешнее тление (2 Кор 4). С другой же, это причастность обновленной жизни (Рим 6, 4; 2 Кор 5, 17) под действием Святого Духа, ношение «сокровища», воссиявшего в сердцах Бога, хоть и в тех самых глиняных сосудах, а также святость через принадлежность Богу (Рим 6, 22). По сути, это причастность жизни вечной. И ее действенность нельзя целиком отодвигать на жизнь загробную, потому что дар Божий – благодать (ἡ χάρις) – уже воцарился на месте греха (Рим 5, 21). Он и исполняет наше земное существование направленностью к жизни вечной (Рим 5, 21).
Итак, рассмотрев несколько основных аспектов понимания жизни у ап. Павла, можно сделать следующие выводы:
- жизнь в своем высшем определении – это жизнь для Бога во Христе. Более того, жизнь возможна только в принадлежности Богу, потому что она Богу принадлежит и Ему присуща, как смерть – греху;
- хотя исполнение всех благ произойдет в веке будущем, предвосхищение их живущие во Христе испытывают уже в жизни настоящей.
Литература
1. The New Testament in the Original Greek:Byzantine Text Form. Compiled and arranged by Maurice A. Robinson and William G. Pierpont. // Bible Works Program. [Электронный ресурс]. – Electronic program. – Version 8.0.013z.1. 2009.
2. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: РБО, 2006. – 1296 с.
3. Новый Завет на греческом и русском языках в переводе под редакцией еп. Кассиана. – М.: РБО, 2002. – 797 с.
4. Новый Завет на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык. – СПб, 2011. – 1405 с.
5. Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого. Учебное издание. – М.: РБО, 2009. – 560 с.
6. Игнатий Богоносец. Послания. // Писание мужей апостольских. – М.: Издательский Совет Русской Церкви, 2003. - 672 с.
7. Макарий Великий, преп. Духовные беседы, послание и слова. – СТСЛ, 1994. – 467 с.
8. Феофан Затворник, свт. Толкование первых восьми глав послания св. апостола Павла к Римлянам. – М., 1890. – 412 с.
9. Bultmann, R. Life. //The Theological Dictionary of the New Testament. / Kittel G., ed. [Электронный ресурс] Grand Rapids, 2000. CD ROM Edition.
10. Lincoln, Andrew T. Paradise Now and Not Yet: Studies in the role of the heavenly dimension in Paul’s thought with special reference to his eschatology. – Cambridge, London, New York, New Rochelle, Melbourne, Sydney: Cambridge University Press, 1981. – 277 p.
11. Mattthew Henry Commentary. Grand Rapids, 2000. // Bible Works Program. [Электронный ресурс]. - Electronic program. Version 8.0.013z.1. 2009.
12. Wenham, David. Paul: Follower of Jesus or Founder of Christianity? - Grand Rapids: Eerdmans, 1995. – 452 p.
[1] К примеру, cмысл жизни как жизни во Христе отчетливей всего виден именно у этих двух апостолов. См.Day, Colin. Сollins Thesaurus of the Bible. // Logos Boble Software. [Электронный ресурс]. – Electronic program. – 2012.
[2] Bultmann, R. Life. //The Theological Dictionary of the New Testament. / Kittel G., ed. [Электронный ресурс] Grand Rapids, 2000. CD ROM Edition.
[3] Феофан (Говоров), свт. Толкование первых восьми глав послания св. апостола Павла К Римлянам. М., 1890. С. 453
[4] Mattthew Henry Commentary. Grand Rapids, 2000. // Bible Works Program. [Электронный ресурс]. - Electronic program. Version 8.0.013z.1. 2009.
[5] Bultmann, R. Life.
[6] Ibid.
[7] Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого. Учебное издание – М.: Рос. Библейское о-во, 2009. С. 319
[8] Феофан (Говоров), свт. Толкование первых восьми глав послания св. апостола Павла к Римлянам. М., 1890. С. 453
[9] Bultmann, R. Life.
[10] Там же.
[11] Новый Завет на греческом и русском языках в переводе под редакцией епископа Кассиана. – М.: РБО, 2002. – С. 555.
[12] Здесь очевидна связь богословия Игнатия Богоносца, учившего о ношении в себе христианами Бога, с богословием ап. Павла. См. Игнатий Богоносец, св. Послания. // Писание мужей апостольских. - М.: Издательский Совет Русской Церкви, 2003. – С. 273. О сокровище в христианах, как о самом Господе, «сущем в них» Христе, говорил и преп. Макарий Египетский. См. Макарий Великий, преп. Духовные беседы, послание и слова. – СТСЛ, 1994. – С. 157.
[13] Феофан Затворник, свт . Толкование первых восьми глав послания св. апостола Павла к Римлянам. - М., 1890. – C. 450.
[14] Там же. С. 451.
[15] Bultmann, R. Life.
[16] Lincoln, Andrew T. Paradise Now and Not Yet.
[17] Wenham, David. Paul: Follower of Jesus or Founder of Christianity? P. 96.
[18] Ibid.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии