Польская православная церковь примеряет роль кота Леопольда. Дмитрий Скворцов
Согласится ли с этим «гиена Европы»?
Собор епископов Польской автокефальной православной Церкви (ПАПЦ) выступил с «Воззванием о единстве Православия», напоминающим призывы за всё хорошее против всего плохого. И как всегда в таких случаях – без указания причин плохого и путей достижения хорошего. В чём же тогда смысл обращения, разосланного митрополитом Варшавским Саввой предстоятелям всех поместных церквей? Похоже, заранее оправдать некий решительный шаг: мол, «мы всех предупреждали и сделали всё, что могли». Но каким же, если отбросить словесные витийства, просматривается этот возможный шаг?
Лишь после семи абзацев общих рассуждений и евангельских цитат о вреде разделений и благе единства авторы обращения напоминают: «Святые апостолы Кирилл и Мефодий принесли Христово учение Святой Православной Церкви на землю Великой Моравии, а затем чехам, вислянам полянам и другим народам. Отсюда оно распространилось среди ляхов и русинов. Все это имело место на территории современного польского государства. Крещение Киевской Руси произошло значительно позже». Вообще-то, «значительно позже» – это спустя 22 года, что в сравнении со столетием от начала славянской миссии Кирилла и Мефодия на «значительно» никак не тянет. И зачем вообще нужно было поддевать этим наследников «Киевской Руси»? Нет ли тут уже ревности, подобной этнофилетизму (религиозному шовинизму), современных греков? Они «по праву первородства» пытаются поучать все остальные православные народы, хотя апостолы в подавляющем большинстве были не эллины, да и к античным эллинам-ромеям нынешние торгаши-греки имеют очень отдалённое отношение. Примерно такое же, как члены ПАПЦ – в большинстве своём бойки, волыняне-холмчаки, малороссы и полещуки – к тем самым ляхам, крещеным «значительно раньше».
Клюнув столь нелепым образом собственных братьев, лишь волею Сталина оказавшихся по другую сторону нынешней польско-украинской и польско-белорусской границы, иерархи ППЦ, правда, снисходительно-примирительно вопрошают: «Но имеет ли эта хронология какое-либо значение, когда речь идет о нашем спасении благодаря этой (Кирилла и Мефодия) миссии?»
А вот дальше начинаются намёки на нечто, по мнению авторов воззвания, более существенное: «В свете этих исторических фактов (опять, наверное, о том, кто был раньше крещён. – Д.С.) современные межцерковные разногласия и доказывание собственной правоты не имеют существенного значения. Самым важным остается то, что мы по-прежнему остаемся учениками и детьми Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви – мистического Тела Христова. Чисто человеческие слабости и наши амбиции в этом отношении не должны иметь места среди нас».
Итак, «современные межцерковные разногласия», по мнению ППЦ, не имеют существенного значения. Напомним, сейчас разделение между четырьмя греческими церквами и остальными одиннадцатью происходит по следующим вопросам:
– признание Фанаром и его приспешниками в качестве Церкви самочинного сборища ряженых бородатых клоунов, не имеющих не то что апостольского преемства, но даже священнического сана;
– наделение Фанаром себя правом вторжения на каноническую территорию любой поместной церкви;
– присвоение Экуменическим патриархом себе статуса первого по власти в православном мире.
И эти вопросы, по мнению ППЦ, куда менее существенны, нежели то, кто насколько раньше кого был крещён?
В обращении, правда, подчёркивается: «Для Христа и Его учения границы не существуют». Так епископы ППЦ толкуют апостольскую истину «нет больше ни иудея, ни грека… вы все одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28). «Это факт и норма для православной духовной миссии, которые значат, что границы, в человеческом понимании, не могут здесь играть существенной роли. Для людей православной веры самым важным делом является распространение учения Христа, Распятого и Воскресшего… Отношение людей и пониманию географических границ не имеет здесь никакого значения». А уж какой отсюда следует вывод: либо «нечего Русской церкви и её части УПЦ (МП) отстаивать свою каноническую территорию, ведь какая разница, кто будет распространять учение Христа, распятого и воскресшего?» или наоборот: «зачем создавать национальную церковь, если учение Христа уже распространяет в границах государства церковь иностранная?» – это остаётся на усмотрение сторон конфликта.
В любом случае здесь лукавая подмена. Ведь отнюдь не распространение учения Христа – главная миссия Православной Церкви (его распространяют и парочки иеговистов, пристающие к гражданам на улицах). Высшая цель – спасение во Христе посредством таинств. А какие могут быть таинства у «церкви», получившей свое «апостольское преемство» задним числом?
Впрочем, и вторжение «Константинополя» на каноническую территорию РПЦ (кстати, таким же образом «была образована» и «Польская церковь», за что каялась в 1948 г., после чего и получила от Москвы автокефалию), и учреждение СЦУ – лишь следствие главной ереси Варфоломея, а именно: наделения себя статусом первого по власти в Православии. Ереси восточного папизма, покушающегося на соборную суть Православия. И здесь есть основания надеяться, что сентенция «Наши амбиции в этом отношении не должны иметь места среди нас» обращены исключительно к тому, кто желает сменить первенство чести на первенство власти.
С первенством власти Варфоломея митр. Савва, похоже, не соглашается, признавая лишь первенство чести. И предлагает его обладателю уступить в споре: «Первенство чести и уважения в отношении к первому из нас, а также место “Ангела” данной Церкви сформировала история. Однако этот процесс формировался на евангельской проповеди о любви большему к меньшему. Ведь первенство в Церкви состоит в служении слабому, согласно словам Христа: “Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою” (Мк. 9: 35)… В такой трудной ситуации первым станет тот, кто протянет руку для примирения».
Однако как на практике осуществить примирение после всего того, что уже нагородил «первый по чести»? Он что, распустит СЦУ? Или ПАПЦ предлагает принять в состав Церкви самочинное сборище (по классификации святителя Василия Великого)? Но тогда вслед за соборностью теряется и апостольская природа Святой соборной апостольской Церкви, закреплённая в Символе веры!
«Давайте объединимся вокруг Божественной Литургии и не будем растрачивать наших духовных сил на дела, имеющие второстепенное значение для нашего спасения!», – восклицают авторы послания, так и не раскрывая, что они имеют в виду под «второстепенными вопросами». Не принадлежность ли Украины к канонической территории РПЦ? Ведь тут же мы читаем: «Разумеется, история определила административные границы отдельных народов. Не будем терять того, что мы имеем! Давайте не будем нарушать волю и установления наших Предков!» Что тут православные иерархи подразумевают под «волей предков» – заветы «Геть від Москви» от униатов-бандеровцев и украинизаторов-богоборцев или установку «Россия, Украина, Беларусь есть Святая Русь»? Ведь признания о том, что ПАПЦ не против канонической автокефалии УПЦ МП (которая сама никакой автокефалии не просит) уже звучали.
«Сегодня враг рода человеческого – диавол – делает все, чтобы привести к разложению православных христиан и их Церковь, – продолжает призывать Варшава к восстановлению евхаристического единства Москвы и Стамбула. – Более всего ему досаждает единство, выражаемое в общей литургической молитве». Однако о какой литургической молитве может идти речь, если даже за простую молитву с раскольниками и еретиками любой православный – от мирянина до патриарха – подлежит отлучению? Польские архиереи предлагают Русской церкви попрать каноны, как это уже сделал Фанар, и в этом восстановить чаемое единство? Достичь общности между светом и тьмой, между Христом и Велиаром?
Документы ПАПС 2018-2019 гг. относительно деяний Варфоломея были менее двусмысленными. В них чувствовалась поддержка канонической церкви на Украине и категорическое непризнание СЦУ. Теперь началось отступление. Впрочем, и данное письмо получил наряду с предстоятелями всех поместных церквей митрополит Киевский Онуфрий. А вот «митрополит Киевский Епифаний», несмотря на то что его единственно каноническим предстоятелем на Украине считает Стамбул, в число адресатов не попал.
Однако всё ещё возможно. Ведь страна, где в достаточно зависимом положении действует ПАПЦ, ныне не просто «гиена Европы» (по Черчиллю), но «гиена США в Европе». А для США разрушение единства РПЦ – последнего и единственного института, скрепляющего ещё Русский мир в границах Исторической России, – вопрос национальной безопасности.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии