Положение УПЦ во время войны. Кирилл Александров

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Верующие УПЦ страдают по всей Украине. Фото: СПЖ

УПЦ – единственная из украинских конфессий, которая страдает как от войны на востоке, так и от ненависти «патриотов» на западе.

В Украине бушует война. Гибнут люди, разрушаются дома, разлучаются семьи. Сейчас сложно найти человека, которого бы не затронули эти события. Церковь – не исключение. На востоке страны храмы и верующие УПЦ страдают от войны, а на западе, как ни парадоксально, – от нападок «патриотов».

УПЦ на востоке и в центре страны

Основные боевые действия сейчас разворачиваются на юго-востоке Украины и вокруг Киева.

Карта военных действий на 11 марта 2022 г. Источник: Institute for the Study of War

Это регионы с преобладанием религиозных общин УПЦ. Униаты и ПЦУ там представлены слабо. Поэтому УПЦ больше всех несет на себе тяготы войны, ее верующие сражаются в составе ВСУ и отрядов территориальной обороны, именно ее храмы разрушаются от обстрелов.

На 14 марта пострадали или разрушены: храм свт. Иоасафа Белгородского в Киеве, Митрофановский в Лисичанске, храм Александра Невского в Александровке, Екатерининский в Счастье, Георгиевский в Нежине, Успенский собор, Антониевский храм и церковь в честь Жен Мироносиц в Харькове, Рождества Богородицы в Талаковке под Мариуполем, Вознесенский храм в селе Бобрик, Николаевский в Новоигнатьевке, храм в честь Пресвятой Богородицы в селе Вязовка Житомирской области, Георгиевский храм в селе Заворичи Киевской области, Георгиевский храм в селе Романовка под Ирпенем, здание духовной семинарии в Сумах, Тихоновский храм в селе Гуляйполе Запорожской области, Рождественский кафедральный собор Лисичанска, Покровский храм в Малине, Рождества Богородицы в Ясногородке, Покровский в селе Бышев, Ильинский в селе Мостище, храм Феодосия Черниговского в Чернигове, Петропавловский храм в Буче, Рождественский собор в Северодонецке, храм царицы Тамары в Пятихатках под Харьковом.

И это наверняка неполный список, поскольку с многими горячими точками в настоящий момент просто нет связи.

Разрушенный храм в честь святителя Тихона в Гуляйполе. Фото: пресс-служба Бердянской епархии

А 12 марта 2022 г. в отношении УПЦ вообще было совершено небывалое преступление: был нанесен удар по Свято-Успенской Святогорской лавре. Бомба упала около моста, который соединяет лавру и город Святогорск. Пострадал главный храм обители – Успенский собор, а также монастырская гостиница, в которой проживало 520 беженцев из Харькова и Изюма, в том числе – 200 детей. Наместник лавры митрополит Арсений назвал это безумием.

Риторический вопрос: верующих какой конфессии больше всего среди бесстрашных защитников Харькова, Мариуполя, Херсона, Николаева, Одессы и других городов? Верующих какой конфессии больше среди пострадавших от войны людей? Ответ очевиден: и среди воинов, и среди тысяч убитых, и среди сотен тысяч потерявших кров – большинство верующих УПЦ.

Свято-Успенская Святогорская лавра после авиаудара

И среди воинов, и среди тысяч убитых, и среди сотен тысяч потерявших кров – большинство верующих УПЦ.

Повторимся, именно УПЦ больше всего страдает от войны, хотя бы в силу того, что общин УПЦ больше всего в тех регионах, где идут активные военные действия. Предстоятель УПЦ, священноначалие и духовенство с первых дней потребовали прекратить войну и призвали верующих на защиту страны. Дети священников УПЦ также берут в руки оружие и становятся плечом к плечу со своими побратимами.

Протоиерей Николай Ильюк и его сын, воин Назарий. Фото: пресс-служба Волынской епархии

Заслуги УПЦ в помощи проведения гуманитарных конвоев признал В. Зеленский в своем обращении от 12 марта 2022 г.

«В этот день мы отправили очередной гуманитарный груз в Мариуполь. Я благодарен каждому водителю, который пытается реализовать эту сложную миссию, представителям Церкви, которые присоединились к попыткам защитить гуманитарный коридор в Мариуполь от обстрелов», – сказал Президент. Здесь речь о том, что Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Онуфрий лично и при участии других иерархов и священнослужителей помог организовать гуманитарный коридор в Мариуполе, а митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука в составе гуманитарного каравана отправил в Мариуполь более 90 тонн продуктов и медикаментов.

Казалось бы, все это должно было изменить отношение к УПЦ со стороны ее недоброжелателей, но, к сожалению, мы наблюдаем обратное.

Положение УПЦ на западе Украины

Это положение можно описать одним словом: беспредел. Только в Ивано-Франковской области за последнюю неделю захвачено 7 храмов. 

В начале в Ценяве униаты по-бандитски выгнали верующих из их храма иконы «Всецарица». Потом – захват Покровского храма в Головах, часовни в Шкиндовском Груне, монастыря Архистратига Михаила в Бабянке, Николаевского храма в Калуше, Анно-Зачатьевского в Верховине и Троицкого монастыря на горе Дуконя.

Причем то, как все это происходит, не может не шокировать. При захвате в Верховине люди с автоматами вытащили верующих из храма, выстроили в шеренгу и откровенно им угрожали. Человек в балаклаве так кричал на людей, что, казалось, еще немного – и он начнет в них стрелять.

Особенно возмутительный случай произошел в Ивано-Франковской области, где 8 марта 2022 г.  неизвестные вооруженные люди похитили наместника Троицкого Дуконского мужского монастыря архимандрита Тита (Драчука) вместе с послушником Трофимом, которых, по словам местных жителей, принудительно доставили в Верховину для допроса. Какую опасность представляют насельники монастыря, подвизающиеся в Карпатских горах?

Наместник Дуконского монастыря УПЦ в Карпатах архимандрит Тит (Драчук). Фото: t.me/orthobuk/1227

Остальные храмы епархии тоже находятся под мощным давлением и в любой момент могут быть захвачены. Все это происходит с согласия (а возможно, и под руководством) властей. 

7 марта 2022 года Руслан Марцинкив, мэр Ивано-Франковска, от имени Ивано-Франковского городского совета потребовал от прихожан УПЦ переходить в ПЦУ: «Сейчас настало время, когда все верные христиане, до сих пор принадлежавшие к Московскому Патриархату, должны сделать свой выбор... Совместно с предстоятелем поместной ПЦУ митрополитом Киевским Епифанием мы призываем вас стать на канонический путь – на путь единения с ПЦУ».

А в соседней Львовской области, похоже, уже не действуют украинские законы, в частности – Конституция, где каждому украинцу гарантируется свобода вероисповедания. 10 марта 2022 г. во Львовской области Дрогобычский горсовет запретил деятельность УПЦ на территории города. Поясняя свое решение, горсовет заявил, что делает это «с целью консолидации украинского народа» и что деятельность УПЦ «носит откровенно антигосударственный и антиукраинский характер».

Еще раньше, 28 февраля 2022 г., аналогичное решение принял Городокский горсовет в той же Львовской области. И также с обвинением в антигосударственной и антиукраинской деятельности, в создании «искусственного противостояния отдельных групп украинского народа» и в «расколе украинского общества на религиозной основе». Примечательно, что и в Городке, и в Дрогобыче власти запретили УПЦ после обращения местных униатов.

С началом войны также появилось множество фейков, что в храмах и монастырях УПЦ прячут оружие. Все эти сообщения оказываются ложными, что после проверок подтверждают СБУ, Нацполиция и другие правоохранительные органы.

Однако власти должны не только опровергать фейки, но и обеспечивать защиту общин УПЦ от рейдерских посягательств. Можно предположить, что униаты и прочие недоброжелатели УПЦ внимательно наблюдают за тем, как будет развиваться ситуация с запретом деятельности УПЦ в Городке и Дрогобыче Львовской области. Если в Киеве власти промолчат, это будет красноречивым сигналом для дальнейших запретов УПЦ и в других городах Галичины. Может произойти эффект домино, когда каждый захват храма УПЦ будет вызывать следующий. Кому в таком варианте достанутся храмы «запрещенной УПЦ»? И не является ли целью униатов церковное имущество УПЦ, а вовсе не забота о безопасности Украины?

Если в Киеве власти промолчат на беззакония в Городке и Дрогобыче, это будет красноречивым сигналом для запретов УПЦ и в других городах Галичины.

О двойной морали и единстве Украины

Получается, что пока украинские воины (большей частью верующие УПЦ) на фронтовом Востоке защищают страну, на мирном тихом Западе униаты громят православных. «Патриоты» нашли себе «врага» по силам – сражаются против женщин, стариков и детей на приходах УПЦ, устроив «охоту на ведьм».

И тут напрашивается вопрос: такая деятельность помогает защищать Украину или, наоборот, наносит вред, сея вражду там, где ее сейчас не должно быть? Думается, ответ очевиден.

Кроме того, запреты на деятельность УПЦ не имеют ничего общего с законодательством Украины не только мирного, но и военного времени. Складывается впечатление, что в некоторых западных областях законы страны уже не действуют.

УГКЦ: назад в СССР?

Сегодня многие униаты требуют запретить деятельность УПЦ и по-бандитски захватывают ее храмы. В то же время в УГКЦ очень громко возмущаются запретом на деятельность самой УГКЦ, которое было принято советской властью в 1946 г. Тогда был разработан целый план «по отрыву приходов греко-католической (униатской) церкви в СССР от Ватикана и последующему присоединению их к Русской православной церкви». Центральным моментом этого плана был Львовский Собор 1946 г., на котором более двухсот униатских священников приняли решение о воссоединении с РПЦ. Можно по-разному относиться к этому Собору. Вопрос воссоединения униатов с Православием довольно сложный и многогранный. Но позиция самих униатов понятна, они считают Львовский Собор псевдособором, а ликвидацию УГКЦ – беззаконием.

Но ведь то же самое они творят сейчас по отношению к УПЦ. Получается, как в той известной истории, когда христианский миссионер выяснял у дикарей, что такое добро и зло. Дикари ему объяснили, что зло – это когда соседнее племя нападает на наше, разрушает наши хижины, насилует наших женщин, а наших мужчин уводит в рабство. А добро – это когда мы делаем то же самое по отношению к соседнему племени.

***

И несколько слов о единстве. Об этом заявил Президент В. Зеленский в видеообращении от 12 марта 2022 года: «Нужно быть сосредоточенными. Нужно всем нам, всем украинцам и в дальнейшем сосредоточенно работать на оборону нашей державы. Работать вместе. Без внутренних расколов, поддерживая друг друга, по всей Украине, от Ужгорода до Мелитополя, от Чернигова до Мариуполя, от Львова до Харькова». УПЦ со своей стороны делает все для того, чтобы защитить Украину, чтобы помочь людям, чтобы приблизить долгожданный мир.

Война рано или поздно завершится. Очень возможно, что в этой войне родится настоящая истинная Украина, какой все мы хотим ее видеть: с настоящим, а не декларируемым единством, своей национальной идеей и своими ценностями. Родится страна, где религиозные конфессии не будут делить на «патриотические» и «непатриотические», где не будут захватывать чужие храмы и изгонять из своих жилищ семьи священников только за то, что они служат «не в той» Церкви. Где не будут людей делить по языковому, национальному или иному признаку. Где все будут уважать права друг друга и где будет реализована свобода исповедовать свою веру без боязни репрессий.

И как бы мы ни строили эту страну, ее основой должна быть православная вера с канонической Украинской Православной Церковью.

https://spzh.news/ru/zashhita-very/87002-polozhenije-upc-vo-vremya-vojny