Полоцкий матриархат

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Преподобная Евфросиния Полоцкая

Святая Евфросиния, первая преподобная на Руси и первая русская паломница на Святой земле, основала в Полоцке не только женскую Спасскую обитель, но и мужскую, где сама же стала игуменьей. А во время феодальной усобицы, когда полоцкие князья были высланы в Царьград, ей пришлось временно взять на себя и управление всем княжеством. В 2010 году в Спасо-Евфросиниевском полоцком монастыре празднуют 100-летие возвращения мощей преподобной из Киева.

Сердце Европы

Белорусские ученые при помощи компьютерных вычислений определили, что Полоцк является географическим центром Европы. В 2008 году в городе даже установили соответствующий памятный знак и отпечатали сертификаты для туристов. Но можно смело сказать, что в действительности из всех претендентов на это звание (а их было несколько, причем в разных странах) именно Полоцк меньше всего нуждался в дополнительных регалиях — так богата его собственная история.

Полоцк впервые упоминается в «Повести временных лет» в 862 году — это один из старейших городов во всем восточнославянском регионе. Он расположен в живописном месте, где река Полота впадает в Западную Двину, примерно в 250 километрах к северу от Минска.

Город находился на пути «из варяг в греки» и развивался такими стремительными темпами, что одно время даже соперничал со столичным Киевом. За свою историю он пережил вторжения викингов, успешно сражался против крестоносцев, не раз был оккупирован войсками различных завоевателей. Например, в Средние века Полоцк, представлявший собой мощную крепость, входил в состав Великого княжества Литовского, но все-таки был взят войсками царя Ивана Грозного, дополнившего крепостные сооружения валом вокруг всего города.

В 1812 году полочане сражались с войсками Наполеона и смогли остановить французов на пути в Санкт-Петербург.

Но что особенно интересно: в 992 году, всего через четыре года после Крещения Руси, на Полоцкой земле была учреждена епископская кафедра, и спустя всего несколько десятилетий построен белокаменный Софийский собор. Подобные храмы тогда были только в Киеве и Новгороде — центрах сильнейших русских княжеств. К сожалению, сейчас в нем находится концертный зал, а тогда его возведение подчеркивало силу и независимость полочан — Полоцк был одним из центров христианства на восточнославянских землях. Здесь родилась святая просветительница Евфросиния Полоцкая — первая преподобная на Руси.

Сейчас мощи преподобной находятся в Крестовоздвиженском соборе Свято-Евфросиниевского монастыря

 

Две преподобные

Святая Евфросиния, носившая в миру имя Предслава, происходила из древнего княжеского рода, была праправнучкой равноапостольного князя Владимира. В детстве она получила хорошее образование и все свое время посвящала чтению и изучению Священного Писания. Когда ей исполнилось 12 лет, отец решил выдать девочку замуж. Но Предслава сбежала из дома в монастырь к своей тетке и приняла постриг с именем Евфросиния. Первое время она жила в маленькой келье, устроенной в стене Софийского собора. Там находилась одна из богатейших европейских библиотек того времени, и преподобная занялась переписыванием книг. Причем скоро под ее руководством заработала уже целая артель переписчиков. Плату, которую святая получала за труд, она отдавала работникам и нуждающимся.

Спустя некоторое время, примерно в 1125 году, преподобная Евфросиния основала женский монастырь. Спасская церковь, построенная под ее руководством всего за 30 недель, стала вершиной архитектурной мысли Полоцкой земли, повлиявшей на все дальнейшее древнерусское храмовое строительство. Храм этот, келья преподобной на хорах и росписи, сделанные еще при ее жизни, сохранились до сих пор. У современных паломников есть возможность подняться на хоры и увидеть, как ведутся реставрационные работы — как раскрывают старые фрески. Сверху видно одновременно три живописных слоя на колоннах, а в одном из закоулков можно разглядеть на фреске изображение кентавра!

Через 30 лет, в 1155 году, неподалеку от Спасской обители преподобная построила Богородичную церковь и устроила при ней мужской монастырь. Есть предание, что она сама стала игуменьей и этой обители, мужской. Для своего мужского монастыря преподобная пожелала иметь древний чудотворный образ Эфесской иконы Божией Матери, для чего отправила без всяких сомнений в Царьград «слугу», который действительно скоро привез в Полоцк древнюю святыню. В 1239 году этот образ был дан в благословение на брак великому князю Александру Невскому с полоцкой княжной. Сейчас в монастыре хранится копия Эфесской иконы, подлинник же находится в Русском Музее в Санкт-Петербурге.

Оба монастыря – и мужской и женский – стали центрами книжности и просвещения еще при жизни преподобной. При них были устроены иконописные мастерские, библиотеки и школы.

Достигнув преклонных лет, преподобная решила посетить места земной жизни Спасителя. Первая русская женщина-паломница, она направилась в Святую землю, где молилась у Гроба Господня, чтобы Бог удостоил ее завершить свой земной путь во Святом Граде. Что и произошло 23 мая 1173 года, после непродолжительной болезни. Преподобная была погребена в монастыре святого Феодосия Великого недалеко от Иерусалима. Но спустя 14 лет, когда Иерусалим был захвачен султаном Саладином, иноки русского монастыря, покидая Святую землю, взяли с собой нетленные мощи полоцкой княжны и привезли их в Киево-Печерскую лавру. Где они и находились до 1910 года, когда попечением святой преподобномученицы Елисаветы Федоровны были возвращены в Свято-Евфросиниевский монастырь (ходатайства полоцких архиереев и православной паствы о перенесении святыни начались в 1832 году и продолжались в течение 77 лет, пока за это не взялась прп. Елисавета).

Святые мощи перевозили на пароходе по Днепру до Орши, а затем еще 200 километров несли на руках через Витебск в Полоцк. На торжественной встрече мощей в Полоцке присутствовала великая княгиня Елисавета Федоровна, очень почитавшая преподобную Евфросинию. 100-летие этих событий празднуется в этом году.

Женщины у власти

Во время недавних раскопок в Полоцке была сделана удивительная находка — три личные княжеские женские печати, одна из которых была монашеской, с погрудным портретом преподобной Евфросинии. Такими печатями, обычно с изображением правящего князя, скрепляли официальные документы, но до сих пор в истории не было случая, чтобы княжеством управляли женщины, тем более в постриге. Как это получилось? После смерти Владимира Мономаха, в 1125 году, началась феодальная усобица: полоцкие князья отказались повиноваться его сыну и преемнику Мстиславу. Правда, конфликт длился недолго: уже в 1129 году разгневанный Мстислав расправился с непокорными полочанами и, лишив их престола и всего имущества, отправил «в греки», в Царьград. Полоцкое княжество оказалось без верховного правителя. Тогда на политическую арену вышли женщины-княгини, взявшие на довольно продолжительный срок (около 20 лет) управление княжеством в свои руки. Преподобная Евфросиния, несмотря на свое игуменство, оказалась одной из них.

Благодаря установившимся прямым контактам с Византией и, в частности, с Патриархом Лукой Хризоверхом, она чувствовала себя уверенно и независимо и в случае надобности рассылала в различные города Руси и, вероятно, в Константинополь, важные документы, скрепляя их личной печатью. Этот период в истории Полоцкого княжества стали называть «полоцким матриархатом».

Тайна креста

Полоцкий Евфросиниевский крест — национальный символ Белоруссии, одно время его изображение даже находилось на гербе страны. Однако ценность креста осознали только в наше время, когда после Великой Отечественной войны он оказался утерян. Крест-мощевик был изготовлен по заказу преподобной Евфросинии для Спасской церкви в Полоцке мастером-ювелиром Лазарем Богшей в 1161 году. Выполненный в древневизантийской технике перегородчатой эмали, крест содержал в себе частицу Животворящего Древа с каплей Крови Господней, частицу камня Гроба Господня, частицу камня гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеимона и каплю крови великомученика Димитрия Солунского. Эти святыни были присланы в Полоцк по просьбе преподобной Евфросинии ее друзьями — византийским императором Мануилом Комнином и патриархом Лукой Хризоверхом (что свидетельствует о несомненном дипломатическом таланте прп. Евфросинии).

Евфросиниевский крест — это не только шедевр древнерусского искусства, но, как ни странно, и памятник письменности XII века. По боковым сторонам креста преподобной Евфросинией было написано заклятие от воровства: «пусть не выносят его из монастыря никогда, и не продают, и не отдают. Если не послушается кто и вынесет из монастыря, пусть не поможет ему святой крест ни в жизни этой, ни в будущей, пусть проклят будет он Святой Животворящей Троицей и святыми отцами… и пусть постигнет его доля Иуды, который продал Христа. Кто осмелится учинить такое… властитель или князь или епископ или игуменья, или другой какой человек, да будет на нем это проклятие». Заклятие действительно способствовало сохранению святыни. Во многом благодаря ему крест преподобной Евфросинии в числе очень немногих подписных изделий XII столетия дошел до нашего времени. До прихода безбожной власти князья и цари хотя и вывозили временами крест из Полоцка, но старались сохранить его в целостности, поновляли украшения.

В 1992 году, во время празднования 1000-летия Полоцкой епархии, после многих попыток найти крест (даже ООН искала его в США) было принято решение о воссоздании уникального креста по рисункам и фотографиям. В 1997 году восстановленный крест, изготовленный мастером Н. П. Кузьмичем, был торжественно принесен в Спасо-Евфросиниевскую обитель. Сейчас он находится в алтаре Спасо-Преображенской церкви и выносится для поклонения по воскресным дням после ранней литургии.

Но не все ученые потеряли надежду отыскать оригинальный Евфросиниевский крест. Согласно одной из легенд, он никогда не покидал города над Западной Двиной: дело в том, что в свое время было изготовлено несколько копий креста, чтобы обезопасить святыню от многочисленных врагов и не погружать мощевик в воду при водосвятных молебнах. Говорят, что именно одна из этих копий и исчезла во время войны. Поэтому ученые надеются, что оригинал и по сей день находится не в заморских частных коллекциях и не в российских фондохранилищах, а надежно замурован в нише Софийского собора и со временем еще вернется к полочанам.

Чудесная рукавичка

Первые несколько столетий основанные преподобной Евфросинией обители процветали, но впоследствии на их долю, как и на долю самого Полоцка, выпали суровые испытания — оккупация литовцами, иезуитами, униатами… От Богородицкого мужского монастыря вообще ничего не осталось. А для Спасского женского новый период расцвета начался в 1841 году. Тогда был построен большой Крестовоздвиженский собор на 1500 человек, число сестер заметно увеличилось. В стенах монастыря начала возобновляться иноческая жизнь, были перенесены мощи преподобной Евфросинии.

В XX веке монастырь ликвидировали, мощи преподобной были вскрыты и переданы в атеистический музей. Попытка возродить обитель после войны не удалась. Только в начале 1990-х сюда приехали первые монахини. Тогда монашеские кельи соседствовали с комнатами еще не выселенного заводского общежития, храмы нуждались в срочном ремонте. А сегодня в обители идут разговоры о строительстве нового сестринского корпуса, складов, банно-прачечного комбината и даже стоянки для туристических автобусов. Кроме того, появилась идея создать в монастыре музей настенной живописи.

Сегодня в Спасской церкви паломников встречает старая послушница Зинаида. Она бессменно сторожит храм уже несколько десятилетий, еще с тех времен, когда монастырь был закрыт. В любое время года, укутанная в пальто и шерстяную шаль, она сидит у раки с веригами преподобной. На глазах Зинаиды по молитвам к преподобной Евфросинии произошло много чудес. Например, рассказывают такую историю. Однажды в монастырь приехал отец тяжелобольной девочки — врачи поставили ей диагноз «гнойный менингит», она уже долго находилась без сознания и без надежды на выздоровление. Отец молился перед ракой с мощами преподобной. Зинаида дала ему масло и рукавичку, освященную на мощах, и убедила как можно скорее ехать в больницу. Когда отец положил девочке на голову рукавичку от преподобной, она открыла глаза, пришла в себя и через неделю выздоровела.

Случаев заступничества и помощи святой Евфросинии известно множество. К ее мощам едут паломники со всей России. В монастыре, как и в прошлые времена, радушно принимают всех: есть трапезная, гостиница, даже экскурсионное бюро. Только монахини очень просят им звонить заранее, чтобы они могли подготовиться к достойной встрече больших групп.


Источник: Православие и мир