ПОЛНОЕ ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ МЕЛЕТИЯ, АРХИЕПИСКОПА АНТИОХИЙСКОГО

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

День памяти 12/25 февраля

Свя­той Ме­ле­тий был сна­ча­ла епи­ско­пом Се­ва­стий­ским в Ар­ме­нии [1], но по­том сле­ду­ю­щим об­ра­зом был воз­ве­ден на ар­хи­епи­скоп­ский пре­стол в Ан­тио­хии. Ар­хи­епи­скоп Ан­тио­хий­ский Ев­док­сий [2], по­сле­до­ва­тель ари­ан­ско­го за­блуж­де­ния, пре­льща­е­мый бо­гат­ством Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пре­сто­ла, за­хо­тел пе­рей­ти ту­да, так как за­ни­мав­ший пе­ред тем ме­сто ар­хи­пас­ты­ря в Кон­стан­ти­но­по­ле зло­че­сти­вый ере­тик Ма­ке­до­ний [3] был из­вер­жен, а в цар­ство Кон­стан­ция [4], сы­на Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го, цер­ковь Кон­стан­ти­но­поль­ская изоби­ло­ва­ла мно­ги­ми со­кро­ви­ща­ми и бы­ла го­раз­до бо­га­че Ан­тио­хий­ской и дру­гих церк­вей; по­се­му Ев­док­сий, пре­не­бре­гая пре­сто­лом Ан­тио­хий­ским, на­чал до­мо­гать­ся пре­сто­ла Кон­стан­ти­но­поль­ско­го. Узнав о про­ис­ках сво­е­го ар­хи­епи­ско­па, жи­те­ли Ан­тио­хии силь­но оби­де­лись на Ев­док­сия, него­дуя на него за то, что он пре­зи­ра­ет свою цер­ковь, и по­то­му из­гна­ли его. От­пра­вив­шись в Кон­стан­ти­но­поль, Ев­док­сий по­лу­чил там пре­стол [5]; а жи­те­ли Ан­тио­хии, со­брав со­бор, со­ве­ща­лись все вме­сте, ко­го бы вы­брать на ме­сто Ев­док­сия; на этом со­бо­ре боль­шую часть при­сут­ству­ю­щих со­став­ля­ли ари­ане, ко­то­рые бы­ли то­гда в боль­шой си­ле; чис­ло же пра­во­слав­ных бы­ло неве­ли­ко; к то­му же их пре­зи­ра­ли и на­зы­ва­ли ев­ста­фи­а­на­ми, по име­ни свя­то­го Ев­ста­фия [6], ко­то­рый в быт­ность свою ар­хи­епи­ско­пом Ан­тио­хий­ским по­тер­пел из­гна­ние за пра­во­слав­ную ве­ру. На устах всех при­сут­ству­ю­щих на том со­бо­ре бы­ло имя свя­то­го Ме­ле­тия, все хо­те­ли иметь его у се­бя ар­хи­епи­ско­пом, но осо­бен­но же­ла­ли то­го ари­ане: ибо они счи­та­ли его сво­им еди­но­мыш­лен­ни­ком и на­де­я­лись, что он и ев­ста­фи­ан скло­нит к их муд­ро­ва­нию, и всю Ан­тио­хию на­учит ари­ан­ско­му за­блуж­де­нию. Итак, на со­бор об­щим го­ло­сом Ме­ле­тий был из­бран на ар­хи­епи­скоп­скую ка­фед­ру; со­бор­ное по­ста­нов­ле­ние все под­твер­ди­ли под­пи­сью сво­их рук и от­да­ли его на со­хра­не­ние быв­ше­му на том со­бо­ре свя­то­му Ев­се­вию, епи­ско­пу Са­мо­сат­ско­му[7], му­жу пра­во­слав­но­му. За­тем по­сла­ли свою прось­бу к свя­то­му Ме­ле­тию вме­сте с цар­ской гра­мо­той, и с ве­ли­кой че­стью при боль­шом сте­че­нии на­ро­да при­ве­ли его в Ан­тио­хию; при­бы­тие в го­род это­го свя­то­го му­жа епи­скоп Фе­о­до­рит [8] опи­сы­ва­ет так: «Ко­гда при­зван­ный ца­рем ве­ли­кий Ме­ле­тий при­бли­жал­ся к Ан­тио­хии, ему вы­шли на­встре­чу все, кто но­сил сан свя­щен­ни­ка, цер­ков­но­слу­жи­те­ли и все граж­дане: здесь бы­ли и иудеи, и неве­ру­ю­щие, все же­ла­ли од­но­го – уви­деть слав­ней­ше­го Ме­ле­тия».

Так опи­сы­ва­ет это со­бы­тие Фе­о­до­рит. Итак, свя­той Ме­ле­тий был воз­ве­ден на ар­хи­епи­скоп­ский пре­стол в Ан­тио­хии, ибо был он муж до­стой­ный то­го, пре­муд­рый и ис­пол­нен­ный свя­то­сти; о нем сви­де­тель­ству­ет и свя­той Епи­фа­ний [9], жив­ший то­гда же. Осы­пая его по­хва­ла­ми, о нем так он пи­шет: «В ве­ли­ком по­чте­нии у нас тот муж (свя­той Ме­ле­тий), вез­де о нем идет доб­рая сла­ва; в жиз­ни сво­ей он по­сто­я­нен, че­стен, обы­чаи его до­сто­хваль­ны; на­род лю­бит его за непо­роч­ную жизнь; все весь­ма удив­ля­ют­ся ему».

Так от­зы­ва­ет­ся о Ме­ле­тии свя­той Епи­фа­ний. На­сколь­ко лю­бил его на­род, это вид­но из то­го, что при его по­свя­ще­нии каж­дый ста­рал­ся при­гла­сить его к сво­е­му до­му, же­лая, чтобы при­бы­тие свя­то­го да­ло ему бла­го­сло­ве­ние.

Всту­пив на Ан­тио­хий­ский пре­стол, свя­той Ме­ле­тий стал рев­ност­но по­учать лю­дей доб­ро­де­тель­ной жиз­ни, бла­гим нра­вам, при­го­тов­ляя в серд­цах их путь к ис­тин­но­му пра­во­ве­рию; ибо свя­той по­ла­гал, что с боль­шим успе­хом он мо­жет все­ять се­ме­на пра­во­сла­вия в ду­ши сво­ей паст­вы, ес­ли сна­ча­ла ис­пра­вит злые нра­вы лю­дей, ис­торг­нув из сер­деч­ной ни­вы их тер­ния и вол­чец. То­гда Ме­ле­тий по­ста­вил диа­ко­ном и Ве­ли­ко­го Ва­си­лия, при­шед­ше­го в Иеру­са­лим из Ан­тио­хии. Дру­гой зна­ме­ни­тый муж то­го вре­ме­ни, свя­той Иоанн Зла­то­уст, в то вре­мя был еще неболь­шим от­ро­ком; он вос­при­нял от свя­то­го Кре­ще­ние, был в чис­ле на­ро­да, встре­чав­ше­го Ме­ле­тия, а во вре­мя пре­бы­ва­ния в Ан­тио­хии Ва­си­лия он про­хо­дил книж­ное уче­ние; впо­след­ствии в сво­ем по­хваль­ном сло­ве свя­то­му Ме­ле­тию он опи­сал трид­ца­ти­днев­ное от­лу­че­ние его от Церк­ви, ко­то­ро­му под­верг­ли свя­то­го ере­ти­ки. Это про­изо­шло так. Весь на­род хо­тел точ­но знать, ка­ко­го ис­по­ве­да­ния дер­жит­ся их но­вый ар­хи­епи­скоп; ко­гда про­си­ли об этом Ме­ле­тия, то он об­ра­тил­ся к на­ро­ду в церк­ви с про­по­ве­дью сло­ва Бо­жия, в ко­то­рой про­слав­лял пра­во­слав­ную ве­ру, утвер­жден­ную на Пер­вом Все­лен­ском Со­бо­ре, быв­шем в Ни­кее, ис­по­ве­до­вал он так­же, что Сын Бо­жий со­прис­но­су­щен, со­есте­стве­нен, ра­вен с Бо­гом От­цом, что Он не со­здан, что Он – Тво­рец всей тва­ри. Так свя­той ве­лег­лас­но по­учал на­род; услы­шав это, ар­хи­ди­а­кон Ан­тио­хий­ской церк­ви, раз­де­ляв­ший нече­сти­вое уче­ние Ария, по­до­шел к сво­е­му ар­хи­епи­ско­пу и дерз­но­вен­но ру­кой сво­ей за­мкнул уста свя­то­го, чтобы он не мог ни ис­по­ве­до­вать ис­тин­ной ве­ры, ни по­учать пра­во­сла­вию. Хо­тя ру­ка ар­хи­ди­а­ко­на и ме­ша­ла го­во­рить Ме­ле­тию, од­на­ко он, про­тя­нув свою ру­ку к на­ро­ду, пер­ста­ми еще яв­ствен­нее, чем язы­ком, ис­по­ве­до­вал Свя­тую Тро­и­цу: сна­ча­ла он по­ка­зал три пер­ста, изо­бра­жая та­ким об­ра­зом три ли­ца Бо­же­ства; при­гнув два, он оста­вил один, по­ка­зы­вая так еди­ное в трех Ли­цах Бо­же­ство. Уви­дев то, ар­хи­ди­а­кон, от­пу­стив уста свя­то­го, схва­тил его за ру­ку, ко­то­рая так яс­но изо­бра­жа­ла Тро­и­цу. Осво­бо­див­шись, свя­той стал язы­ком ис­по­ве­ды­вать и про­слав­лять Еди­ную Тро­и­цу, уве­ще­вал вни­мав­ший ему на­род креп­ко и неот­ступ­но дер­жать­ся ис­по­ве­да­ния, утвер­жден­но­го на Ни­кей­ском Со­бо­ре: вся­кий, – го­во­рил он, – кто от­вер­га­ет дог­ма­ты Ни­кей­ско­го Со­бо­ра, да­ле­ко сто­ит от ис­ти­ны. И так про­дол­жа­лось дол­гое вре­мя: на­зван­ный ар­хи­ди­а­кон или за­граж­дал уста свя­ти­те­лю, не да­вая ему, та­ким об­ра­зом, го­во­рить, или удер­жи­вал его ру­ку, пре­пят­ствуя ей изо­бра­жать пер­ста­ми Тро­и­цу, а свя­ти­тель то уста­ми, то пер­ста­ми сво­и­ми яс­но про­по­ве­до­вал на­ро­ду пра­во­слав­ную ве­ру. То­гда пра­во­слав­ные, на­зы­ва­е­мые ере­ти­ка­ми «ев­ста­фи­а­на­ми», воз­ве­се­ли­лись ве­ли­кой ра­до­стью, ви­дя на пре­сто­ле апо­столь­ском та­ко­го бла­го­че­сти­во­го ар­хи­ерея, и в ли­ко­ва­нии вос­кли­ца­ли, под­дер­жи­вая ис­тин­ное ис­по­ве­да­ние сво­е­го пас­ты­ря; силь­но опе­ча­ли­лись быв­шим ари­ане. Они из­гна­ли Бо­жье­го ар­хи­ерея из церк­ви и всю­ду ста­ли ху­лить его, утвер­ждая, что он ере­тик, по­сле­до­ва­тель уче­ния Са­вел­лия [10]: они вну­ши­ли так­же ца­рю Кон­стан­цию, чтобы он осу­дил Ме­ле­тия и от­пра­вил бы его на за­то­че­ние на ро­ди­ну в Ар­ме­нию. Но­чью свя­то­го вы­ве­ли из Ан­тио­хии и от­пра­ви­ли в Ар­ме­нию, а на ме­сто его был из­бран некий Евзой, по­сле­до­ва­тель Ария, быв­ший во вре­мя из­бра­ния Ме­ле­тия еще диа­ко­ном.

Свя­той Ев­се­вий, епи­скоп Са­мо­сат­ский, ви­дя, что в Ан­тио­хий­ской церк­ви про­ис­хо­дит та­кое вол­не­ние от ере­ти­ков, ко­то­рые из­гна­ли непо­вин­но­го сво­е­го епи­ско­па, свя­то­го Ме­ле­тия, со­жа­лел об этом весь­ма силь­но. Встав, он вы­шел из Ан­тио­хии, не со­об­щая ни­ко­му о том, и от­пра­вил­ся в свой го­род. Узнав об ухо­де Ев­се­вия, ари­ане вспом­ни­ли, что у него на­хо­дит­ся на со­хра­не­нии гра­мо­та на ар­хи­епи­скоп­ство свя­то­го Ме­ле­тия, со­став­лен­ная и под­пи­сан­ная всем со­бо­ром: они бо­я­лись, как бы свя­той Ев­се­вий не стал об­ли­чать их ко­гда-ли­бо на со­бо­ре, что они са­ми се­бе еди­но­глас­но вы­бра­ли ар­хи­епи­ско­па, а по­том са­ми же и из­гна­ли его: по­се­му они упро­си­ли ца­ря, ко­то­рый был то­гда в Ан­тио­хии, чтобы он по­ве­лел по­слать за Ев­се­ви­ем и взять у него гра­мо­ту.

Царь тот­час же по­слал за Ев­се­ви­ем всад­ни­ка, с тем чтобы он как мож­но ско­рее на­стиг епи­ско­па. Ко­гда по­слан­ный на­стиг Ев­се­вия и пе­ре­дал ему цар­ское по­ве­ле­ние, свя­той епи­скоп от­ве­чал: «Я не мо­гу те­перь от­дать гра­мо­ты, а от­дам ее толь­ко то­гда, ко­гда все вве­рив­шие мне ее со­бе­рут­ся опять вме­сте».

Так по­слан­ный вер­нул­ся к ца­рю, не до­бив­шись ни­че­го. То­гда царь силь­но раз­гне­вал­ся и, на­пи­сав по­сла­ние, от­пра­вил его к свя­то­му Ев­се­вию; в этом по­сла­нии бы­ло ска­за­но, что, ес­ли Ев­се­вий не от­даст гра­мо­ты, ему от­се­кут пра­вую ру­ку. Царь на­пи­сал так для то­го, чтобы толь­ко устра­шить свя­то­го, при­во­дить же свою угро­зу в ис­пол­не­ние он за­пре­тил по­слан­но­му. Ко­гда цар­ский по­сол вто­рич­но при­был к свя­то­му епи­ско­пу и вру­чил ему гроз­ное по­сла­ние, Ев­се­вий, про­чи­тав его, про­стер обе свои ру­ки со сло­ва­ми: «Вы мо­же­те от­сечь не толь­ко од­ну пра­вую ру­ку, но да­же и ле­вую, но гра­мо­ты я не от­дам, ибо она яв­но об­ли­ча­ет зло­бу и без­за­ко­ние ари­ан».

Сно­ва при­шлось воз­вра­тить­ся по­слу ни с чем. Услы­шав та­кой от­вет свя­то­го, царь весь­ма уди­вил­ся неустра­ши­мо­му му­же­ству и неиз­мен­но­му по­сто­ян­ству Ев­се­вия и впо­след­ствии пред мно­ги­ми от­зы­вал­ся о нем с ве­ли­ки­ми по­хва­ла­ми.

По­сле свер­же­ния свя­то­го Ме­ле­тия с ар­хи­епи­скоп­ско­го пре­сто­ла пра­во­слав­ные от­де­ли­лись от ари­ан; они взя­ли се­бе од­ну цер­ковь, сто­яв­шую за го­род­ски­ми сте­на­ми на ме­сте, на­зы­ва­е­мом Па­лея, и в церк­ви той пре­сви­тер Пав­лин со­вер­шал для них служ­бы по чи­ну пра­во­слав­ной церк­ви. Спу­стя несколь­ко лет царь Кон­стан­ций умер, а на его ме­сто всту­пил Юли­ан От­ступ­ник [11]. В на­ча­ле сво­е­го цар­ство­ва­ния Юли­ан ли­це­мер­но по­ка­зы­вал се­бя бла­го­че­сти­вым, осво­бо­дил всех быв­ших в из­гна­нии епи­ско­пов и по­ве­лел им воз­вра­тить­ся на свои пре­сто­лы. То­гда в си­лу цар­ско­го по­ве­ле­ния и свя­той Ме­ле­тий воз­вра­тил­ся из сво­е­го за­то­че­ния в Ан­тио­хию. Он на­шел, что в этом го­ро­де цер­ковь пра­во­слав­ных раз­де­ли­лась на две ча­сти: од­ни ожи­да­ли воз­вра­ще­ния на ар­хи­епи­скоп­ский пре­стол его, свя­то­го Ме­ле­тия, дру­гие же, не до­жи­да­ясь его, из­бра­ли епи­ско­пом вы­ше­упо­мя­ну­то­го пре­сви­те­ра Пав­ли­на; по­след­ние на­зы­ва­лись то­гда пав­ли­ни­а­на­ми, а пер­вые ме­ле­ти­а­на­ми: при­чи­ной раз­де­ле­ния бы­ло так­же и то, что пав­ли­ни­ане не при­ни­ма­ли в об­ще­ние с со­бой тех из по­сле­до­ва­те­лей уче­ния Ария, ко­то­рые воз­вра­ти­лись в пра­во­сла­вие через уче­ние свя­то­го Ме­ле­тия, а не при­ни­ма­ли они к се­бе та­ко­вых по двум при­чи­нам: во-пер­вых, эти ли­ца по­лу­чи­ли Кре­ще­ние от ари­ан: во-вто­рых, по­то­му, что и сам свя­той Ме­ле­тий был из­бран на ар­хи­епи­скоп­ство Ан­тио­хий­ское и ари­а­на­ми, ко­то­рых на со­бо­ре бы­ло бо­лее пра­во­слав­ных: обе эти ча­сти оди­на­ко­во дер­жа­лись пра­во­слав­ных дог­ма­тов, но по­во­дом к раз­де­ле­нию слу­жи­ли толь­ко опи­сан­ные об­сто­я­тель­ства. Вер­нув­шись, свя­той стал рев­ност­но за­бо­тить­ся о том, чтобы сно­ва со­еди­нить раз­де­лив­ше­е­ся ста­до Хри­сто­во. Крот­кий и сми­рен­ный серд­цем ар­хи­епи­скоп не от­ри­цал и епи­скоп­ства Пав­ли­на, но при­зна­вал его, а сам пас но­вое ста­до – имен­но об­ра­тив­ших­ся из ари­ан­ства в пра­во­сла­вие, ко­то­рых то­гда пав­ли­ни­ане не при­ни­ма­ли в об­ще­ние. Ко­гда же без­за­кон­ный Юли­ан, утвер­див­шись на пре­сто­ле, яв­но от­верг­ся от Хри­ста и стал по­кло­нять­ся идо­лам, то­гда сно­ва свя­той Ме­ле­тий был из­гнан из Ан­тио­хии. По все­му об­шир­но­му цар­ству Юли­а­на бы­ло воз­двиг­ну­то на хри­сти­ан го­не­ние, ко­то­рое осо­бен­но бы­ло силь­но в Ан­тио­хии. Без­за­кон­ный царь, от­прав­ля­ясь в по­ход со всем сво­им вой­ском в Пер­сию, при­был в Ан­тио­хию: здесь он при­но­сил мно­го жертв идо­лу Апол­ло­на, сто­яв­ше­му на ме­сте, на­зы­ва­е­мом Даф­на: это ме­сто на­хо­ди­лось в пред­гра­дии Ан­тио­хий­ском: здесь бы­ли по­ло­же­ны и мо­щи свя­то­го му­че­ни­ка Ва­ви­лы с тре­мя мла­ден­ца­ми [12]. Од­на­жды царь спро­сил лжи­во­го сво­е­го бо­га Апол­ло­на, неко­гда да­вав­ше­го лю­дям от­ве­ты, по­бе­дит ли он пер­сов? Идол ни­че­го не от­ве­чал ему, ибо с тех пор, как бы­ли пе­ре­не­се­ны в то ме­сто мо­щи свя­то­го Ва­ви­лы, бес от­бе­жал от­ту­да: с то­го вре­ме­ни и пе­ре­стал да­вать от­ве­ты идол, преж­де мно­го пред­ска­зы­вав­ший, ибо сей бес про­ри­цал через идо­ла. Царь был опе­ча­лен, что идол пе­ре­станет да­вать пред­ска­за­ния: узнав от та­мош­них жре­цов, что мо­щи Ва­ви­лы бы­ли при­чи­ной мол­ча­ния идо­ла Апол­ло­на, он при­ка­зал га­ли­ле­я­нам – так на­зы­вал он хри­сти­ан – взять от­ту­да те мо­щи. Лишь толь­ко они бы­ли взя­ты, на храм Апол­ло­на с небес нис­пал огонь и сжег ка­пи­ще вме­сте с идо­лом: это очень опе­ча­ли­ло и по­сра­ми­ло нече­сти­вых жре­цов, и они ре­ши­ли ото­мстить хри­сти­а­нам. Для се­го они ста­ли го­во­рить пе­ред ца­рем, что га­ли­ле­яне из нена­ви­сти за­жгли но­чью храм Апол­ло­на. То­гда царь ис­пол­нил­ся яро­сти на хри­сти­ан: он при­ка­зал пре­сле­до­вать и гнать их, то­гда же и свя­той ар­хи­епи­скоп Ме­ле­тий был из­гнан из го­ро­да; дру­гие хри­сти­ане, доб­ро­воль­но убе­жав из Ан­тио­хии, скры­ва­лись в тай­ных убе­жи­щах. То­гда бы­ли под­верг­ну­ты му­че­нию и два свя­тых пре­сви­те­ра ан­тио­хий­ских – Ев­ге­ний и Ма­ка­рий, и свя­той Ар­те­мий. Ко­гда бо­го­не­на­вист­ный этот царь Юли­ан по­гиб ужас­ной смер­тью, на цар­ский пре­стол всту­пил бла­го­че­сти­вый и хри­сто­лю­би­вый Иови­ан[13]. То­гда опять свя­той Ме­ле­тий стал пас­ты­рем и учи­те­лем пра­во­сла­вия в Ан­тио­хии, и царь Иови­ан по­чи­тал пре­по­доб­но­го и силь­но лю­бил. По­се­му и ари­ане ста­ли убо­ять­ся свя­то­го. Неко­то­рые из их епи­ско­пов ста­ли да­же ли­це­мер­но по­кро­ви­тель­ство­вать пра­во­слав­но­му ис­по­ве­да­нию, же­лая тем уго­дить ца­рю и Ан­тио­хий­ско­му ар­хи­епи­ско­пу Ме­ле­тию.

В то вре­мя со­брал­ся по­мест­ный со­бор в Ан­тио­хии, со­бран­ный свя­тым Ме­ле­ти­ем и Ев­се­ви­ем Са­мо­сат­ским. На нем ари­ане ис­по­ве­да­ли еди­но­су­щие Сы­на с От­цом и при­зна­ли пра­вой ве­ру, утвер­жден­ную на 1 Все­лен­ском Со­бо­ре в Ни­кее; но это их ис­по­ве­да­ние бы­ло неис­кренне и лож­но, ибо ко­гда вско­ре по­сле это­го умер царь Иови­ан и на пре­стол всту­пил Ва­лент [14], ере­ти­ки яс­но до­ка­за­ли, что они не от­ста­ли от сво­е­го зло­ве­рия; они об­ра­ти­ли в свое за­блуж­де­ние да­же и ца­ря через же­ну его Дом­ни­кию. То­гда сно­ва ста­ли гнать цер­ковь пра­во­слав­ных, сно­ва ста­ли из­го­нять ее пас­ты­рей: этот нече­сти­вый царь Ва­лент про­был дол­гое вре­мя в Ан­тио­хии, утвер­ждая там и на­саж­дая ересь ари­ан­скую; на­у­ща­е­мый ере­ти­ка­ми, он из­гнал и свя­тей­ше­го ар­хи­епи­ско­па Ме­ле­тия; и на­хо­дил­ся в из­гна­нии свя­той до са­мой смер­ти Ва­лен­та.

По­сле Ва­лен­та на пре­стол всту­пил бла­го­че­сти­вый царь Гра­ци­ан [15]; то­гда сно­ва бы­ли воз­вра­ще­ны из за­то­че­ния цар­ским по­ве­ле­ни­ем пра­во­слав­ные ар­хи­ереи, ко­то­рые бес­пре­пят­ствен­но за­ня­ли свои пре­сто­лы. То­гда и свя­той Ме­ле­тий уже в тре­тий раз воз­вра­тил­ся в Ан­тио­хию на свой пре­стол, но раз­но­гла­сие меж­ду вер­ны­ми из-за двух ар­хи­ере­ев – Пав­ли­на и Ме­ле­тия еще про­дол­жа­лось: все еще од­ни счи­та­ли ар­хи­ере­ем од­но­го, дру­гие же дру­го­го, при­чем обе сто­ро­ны чуж­да­лись друг дру­га; свя­той при­ло­жил все свое ста­ра­ние к то­му, чтобы при­ми­рить тех и дру­гих. То­гда бла­го­че­сти­вый и хри­сто­лю­би­вый царь Гра­ци­ан из­дал для всей сво­ей об­ла­сти по­ве­ле­ние, в си­лу ко­то­ро­го все церк­ви долж­ны быть ото­бра­ны у ари­ан и воз­вра­ще­ны пра­во­слав­ным. С та­ким цар­ским по­ве­ле­ни­ем при­был в Ан­тио­хию некий князь, по име­ни Са­пор. Пе­ред цар­ским по­слан­ни­ком и об­ра­тил­ся свя­той Ме­ле­тий к епи­ско­пу Пав­ли­ну с та­ки­ми сло­ва­ми: «По­ели­ку и мне Гос­подь по­ру­чил за­бо­тить­ся о сем ста­де, и ты неко­то­рую часть из них взял от ме­ня под свое ру­ко­вод­ство, са­ми же ов­цы ни­чем не от­ли­ча­ют­ся друг от дру­га в ве­ро­ис­по­ве­да­нии, то со­еди­ним ста­до, брат мой, пре­кра­тим вся­кий спор из-за пер­вен­ства, бу­дем вме­сте па­сти сло­вес­ных овец, со­об­ща бу­дем за­бо­тить­ся о них. Ес­ли же об­ла­да­ние ар­хи­пас­тыр­ским пре­сто­лом про­из­во­дит рас­прю меж­ду на­ми, то я по­ста­ра­юсь ис­тре­бить ее: я по­ло­жу на сей пре­стол Бо­же­ствен­ное Еван­ге­лие, и по­сту­пим так: оба мы ся­дем по обе сто­ро­ны Еван­ге­лия, и, ес­ли я пер­вый окон­чу свое жиз­нен­ное по­при­ще, то ты один бу­дешь па­сти ста­до: ес­ли же ты пер­вым от­дашь свою ду­шу Бо­гу, то я по си­ле мо­ей бу­ду за­бо­тить­ся о пастве». Так пред­ло­жил свя­той Ме­ле­тий, от­ли­чав­ший­ся необы­чай­ной кро­то­стью, но Пав­лин не со­гла­сил­ся на та­кое пред­ло­же­ние. То­гда князь Са­пор воз­ве­стил о том ца­рю и, по­лу­чив от него от­вет­ное по­сла­ние, от­нял со­бор­ный храм вме­сте с дру­ги­ми церк­ва­ми у ари­ан и от­дал его свя­тей­ше­му Ме­ле­тию, а Пав­лин про­дол­жал па­сти тех овец, ко­то­рых он неко­гда взял у Ме­ле­тия. Итак, свя­той ар­хи­епи­скоп при­нял тот пре­стол, на ко­то­рый был еди­но­глас­но из­бран со­бор­ным по­ста­нов­ле­ни­ем. Рев­ност­но и муд­ро он стал управ­лять сво­ею паст­вой в ми­ре и ти­шине до са­мой бла­жен­ной сво­ей кон­чи­ны. Ари­ане уже не мог­ли бо­лее воз­вы­шать­ся и при­чи­нять утес­не­ние Хри­сто­вой церк­ви и ее доб­рым пас­ты­рям: в осо­бен­но­сти же они не мог­ли бо­лее пре­сле­до­вать свя­то­го Ме­ле­тия, ко­то­рый си­ял, как солн­це, оза­ряя Цер­ковь и про­го­няя тьму ере­сей. Сле­дуя его по­уче­ни­ям, мно­гие ан­тио­хий­цы пре­успе­ва­ли в доб­ро­де­те­лях и пра­во­слав­ной ве­ре и по­доб­но ему ста­ли со­вер­шен­ны­ми све­ти­лами Церк­ви. Та­ков был Фла­виан [16], ко­то­рый по­сле Ме­ле­тия всту­пил на пре­стол его, Ака­кий, быв­ший впо­след­ствии епи­ско­пом Ве­рий­ским, Ди­о­дор Тар­сий­ский, Ел­пи­дий, до­ме­стик Ме­ле­ти­ев, за­ни­мав­ший по­том епи­скоп­скую ка­фед­ру в Ла­оди­кии. В осо­бен­но­сти же из­вест­ны свя­той Иоанн, впо­след­ствии на­ре­чен­ный Зла­то­устым, ко­то­рый был ру­ко­по­ло­жен в диа­ко­ны свя­тым Ме­ле­ти­ем, и друг Иоан­на, Ва­си­лий, не Ке­са­рий­ский, но дру­гой, рав­но­имен­ный с по­след­ним, но толь­ко бо­лее мо­ло­дой, уро­же­нец Ан­тио­хии, воз­рас­тав­ший вме­сте со свя­тым Иоан­ном. Эти и мно­гие дру­гие укра­ша­ли и про­све­ща­ли по­том Цер­ковь Хри­сто­ву, каж­дый в сво­ем ме­сте, по­доб­но све­чам в под­свеч­ни­ке. В то вре­мя в стране Сир­ской, где на­хо­ди­лась и Ан­тио­хия, на­чал свой по­двиг и свя­той Си­ме­он [17], ко­то­рый по­том во­шел на столп, а сна­ча­ла ско­вал се­бя же­лез­ной це­пью на вы­со­ком хол­ме, как о том рас­ска­зы­ва­ет­ся в его жи­тии. Услы­шав о том, бла­жен­ный Ме­ле­тий при­шел к нему и, уви­дев его в узах, ска­зал: «Че­ло­век мо­жет вла­деть со­бой и без оков, не же­лез­ной це­пью, но во­лей и ра­зу­мом сво­им при­вя­зать се­бя к од­но­му ме­сту». Услы­шав эти сло­ва, пре­по­доб­ный Си­ме­он при­нял этот со­вет; он снял око­вы и свя­зал се­бя сво­бод­ной сво­ей во­лей, чтобы быть доб­ро­воль­ным уз­ни­ком Иису­са Хри­ста.

Неза­дол­го до бла­жен­ной кон­чи­ны свя­то­го Ме­ле­тия во­ца­рил­ся бла­го­че­сти­вый Фе­о­до­сий [18], ко­то­рый был сна­ча­ла зна­ме­ни­тым во­е­во­дой у ца­ря Гра­ци­а­на и поль­зо­вал­ся боль­шим по­че­том за свою храб­рость, ибо он ча­сто со сла­вой по­беж­дал вар­вар­ские пол­ки. Этот Фе­о­до­сий еще до вступ­ле­ния сво­е­го на цар­ский пре­стол ви­дел од­на­жды во сне ар­хи­епи­ско­па Ан­тио­хий­ско­го, свя­то­го Ме­ле­тия; ра­нее он ни­ко­гда его не ви­дел на­яву, но толь­ко слы­шал о нем. Во сне Фе­о­до­сий ви­дел, буд­то Ме­ле­тий стал ря­дом с ним и воз­ло­жил на него цар­скую хла­ми­ду и ве­нец цар­ский. Проснув­шись, Фе­о­до­сий рас­ска­зал о сво­ем ви­де­нии од­но­му из сво­их до­маш­них и изум­лял­ся, что бы это мог­ло обо­зна­чать; вско­ре по­сле это­го ви­де­ние то ис­пол­ни­лось на са­мом де­ле. Царь Гра­ци­ан, убе­див­шись, что од­но­му ему невоз­мож­но управ­лять во­сто­ком и за­па­дом вслед­ствие об­шир­но­сти им­пе­рии, и ви­дя, что ото­всю­ду гро­зят вар­ва­ры, из­брал по­мощ­ни­ком се­бе для управ­ле­ния го­су­дар­ством во­е­во­ду Фе­о­до­сия как доб­ро­де­тель­но­го, храб­ро­го и пра­во­слав­но­го му­жа: ему-то и по­ру­чил он всю во­сточ­ную по­ло­ви­ну им­пе­рии, ко­то­рой сна­ча­ла об­ла­дал царь Ва­лент, а сам взял се­бе за­пад­ную часть. При­няв во­сточ­ную по­ло­ви­ну и по­бе­див на­сту­пав­ших на Фра­кию го­тов, Фе­о­до­сии при­был в Кон­стан­ти­но­поль и по­же­лал уви­деть свя­то­го Ме­ле­тия, ко­то­рый, как ему пред­ста­ви­лось в сон­ном ви­де­нии, вен­чал его на цар­ство. В то вре­мя, по со­гла­сию свя­тых ве­ли­ких от­цов, пра­во­слав­ных ар­хи­ере­ев, и по из­во­ле­нию бла­го­че­сти­вых ца­рей Гра­ци­а­на и Фе­о­до­сия на­чал со­би­рать­ся в Ца­рь­гра­де II Все­лен­ский Со­бор [19]. Епи­ско­пы со всей все­лен­ной цар­ски­ми по­сла­ни­я­ми при­зы­ва­лись на сей со­бор. То­гда при­был в Кон­стан­ти­но­поль и свя­тей­ший ар­хи­епи­скоп Ан­тио­хий­ский Ме­ле­тий. Царь Фе­о­до­сий при­ка­зал бо­ярам и сво­им до­маш­ним, чтобы ни­кто не ука­зы­вал ему свя­то­го Ме­ле­тия: он сам хо­тел узнать его, су­дя по то­му ли­цу, ко­то­рое он ви­дел во сне, и окон­ча­тель­но убе­дить­ся, что дей­стви­тель­но Ме­ле­тий, а не дру­гой ка­кой-ли­бо ар­хи­ерей вен­чал его в ви­де­нии на цар­ство. Ко­гда боль­шой со­бор епи­ско­пов вхо­дил в цар­скую па­ла­ту, царь, смот­ря на них, тот­час уви­дел и узнал свя­то­го Ме­ле­тия. Оста­вив всех и по­дой­дя, он при­пал к сто­пам Ме­ле­тия и стал ло­бы­зать ру­ки, пер­си, очи, уста, гла­ву свя­то­го, слов­но по­чти­тель­ней­ший сын встре­чал сво­е­го от­ца, ко­то­ро­го дав­но же­лал ви­деть. Пе­ред все­ми царь рас­ска­зал, как явил­ся ему в ви­де­нии этот свя­той, на­де­вая на него цар­ский ве­нец и пор­фи­ру, и ока­зы­вал ему пред­по­чте­ние пе­ред все­ми ар­хи­ере­я­ми. На том со­бо­ре свя­той Ме­ле­тий уди­вил всех сле­ду­ю­щим чу­дес­ным зна­ме­ни­ем. Ко­гда ари­ане непра­во­слав­но мудр­ство­ва­ли о Свя­той Тро­и­це и сво­им зло­че­сти­вым уче­ни­ем раз­вра­ща­ли бла­го­че­сти­вую ве­ру, то­гда сей бо­же­ствен­ный муж, встав, по­ка­зал лю­дям, ко­то­рые про­си­ли его по­уче­ния, три пер­ста в зна­ме­ние трех лиц Свя­той Тро­и­цы: за­тем, со­еди­нив два пер­ста и при­гнув один, он бла­го­сло­вил лю­дей. В то вре­мя его осе­нил огонь, слов­но мол­ния, и свя­той гром­ко вос­клик­нул: «Три Ипо­ста­си мы ра­зу­ме­ва­ем и об од­ном Су­ще­стве бе­се­ду­ем».

Так свя­той Ме­ле­тий всех уди­вил, по­сра­мил ере­ти­ков, а пра­во­слав­ных укре­пил в ве­ре пра­во­слав­ной: утвер­дил он так­же и свя­то­го Гри­го­рия Бо­го­сло­ва на пат­ри­ар­ше­ском Кон­стан­ти­но­поль­ском пре­сто­ле. Вско­ре по­сле се­го, ко­гда со­бор еще не со­сто­ял­ся и еще не все епи­ско­пы съе­ха­лись в Кон­стан­ти­но­поль, свя­той Ме­ле­тий ма­ло по­бо­лел, мир­но пре­дал Гос­по­ду свою ду­шу [20], по­верг­нув ца­ря, ар­хи­ере­ев и весь пра­во­слав­ный на­род в силь­ную скорбь. Все с че­стью по­греб­ли се­го слав­но­го ар­хи­пас­ты­ря, и пе­ре­нес­ли в Ан­тио­хию: здесь его чест­ное те­ло по­ло­же­но бы­ло близ свя­щен­но­му­че­ни­ка Ва­ви­лы на за­щи­ще­ние го­ро­да во сла­ву Хри­ста Бо­га на­ше­го, со От­цом и Свя­тым Ду­хом сла­ви­мо­го во ве­ки. Аминь.


При­ме­ча­ния

[1] Се­ва­стия Ар­мян­ская – на се­ве­ро-во­сто­ке Ма­лой Азии.

[2] Ев­док­сий за­ни­мал пат­ри­ар­шую ка­фед­ру в Ан­тио­хии с 357 по 358 г.

[3] Ма­ке­до­ний I, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, за­ни­мал пат­ри­ар­шую ка­фед­ру в 341 г.; по­том как ере­тик был низ­вер­жен, но несколь­ко раз за­хва­ты­вал в свои ру­ки пат­ри­ар­шую власть до 360 г. Ма­ке­до­ний нече­сти­во учил о Свя­том Ду­хе, что Он вот слу­жеб­ная тварь, не име­ю­щая уча­стия в Бо­же­стве и сла­ве От­ца и Сы­на.

[4] Им­пе­ра­тор Кон­стан­ций цар­ство­вал с 337 по 361 г.

[5] Ев­док­сий пат­ри­ар­ше­ство­вал в Кон­стан­ти­но­по­ле с 360 по 370 г.

[6] Свя­той Ев­ста­фий пат­ри­ар­ше­ство­вал в Ан­тио­хии с 323 по 331 г.

[7] Свя­той свя­щен­но­му­че­ник Ев­се­вий, епи­скоп Са­мо­сат­ский, му­че­ни­че­ски скон­чал­ся око­ло 380 г. Па­мять его со­вер­ша­ет­ся 22 июня.

[8] Фе­о­до­рит, епи­скоп Кир­ский, – один из за­ме­ча­тель­ней­ших учи­те­лей Церк­ви и зна­ме­ни­тый цер­ков­ный ис­то­рик V ве­ка. Вы­ше­озна­чен­ное со­бы­тие опи­са­но им в его цер­ков­ной ис­то­рии.

[9] Свя­той Епи­фа­ний, ар­хи­епи­скоп Кипр­ский, – из­вест­ный цер­ков­ный пи­са­тель III в. Скон­чал­ся в 403 г. Па­мять его 22 мая.

[10] Са­вел­лий непра­виль­но учил о та­ин­стве Пре­свя­той Тро­и­цы, утвер­ждая, что Бог есть од­но Ли­цо: как Отец – Он на небе, как Сын – на зем­ле, как Свя­той Дух – в тва­рях.

[11] Юли­ан От­ступ­ник цар­ство­вал с 361 по 363 г.

[12] Па­мять свя­то­го Ва­ви­лы, епи­ско­па Ан­тио­хий­ско­го, со­вер­ша­ет­ся 4 сен­тяб­ря.

[13] Иови­ан цар­ство­вал с 363 по 364 г.

[14] Ва­лент цар­ство­вал с 364 по 378 г.

[15] Гра­ци­ан цар­ство­вал с 383 по 392 г.

[16] Фла­виан пат­ри­ар­ше­ство­вал с 381 по 404 г.

[17] Ра­зу­ме­ет­ся свя­той Си­ме­он, пер­вый столп­ник, па­мять ко­то­ро­го празд­ну­ет­ся Цер­ко­вью 1 сен­тяб­ря.

[18] Фе­о­до­сий Ве­ли­кий во­ца­рил­ся в 379 г. и цар­ство­вал до 395 г.

[19] В 881 г. На этом со­бо­ре осуж­де­на бы­ла ересь Ма­ке­до­ния, и Ни­кей­ский Сим­вол ве­ры был до­пол­нен и за­кон­чен но­вы­ми пя­тью чле­на­ми Сим­во­ла.

[20] Свя­той Ме­ле­тий, пат­ри­арх Ан­тио­хий­ский, скон­чал­ся в 381 г. во вре­мя II Все­лен­ско­го Со­бо­ра. Свя­той Гри­го­рий Нис­ский пред ли­цом со­бо­ра по­чтил па­мять свя­то­го Ме­ле­тия по­хваль­ным сло­вом, а свя­той Зла­то­уст то же сде­лал по вступ­ле­нии сво­ем в сан свя­щен­ства. От свя­то­го Ме­ле­тия со­хра­ни­лась бе­се­да, трак­ту­ю­щая, глав­ным об­ра­зом, об еди­но­су­щии Сы­на Бо­жия с Бо­гом От­цом и пись­мо к им­пе­ра­то­ру Иови­а­ну, пред­став­ля­ю­щее его ис­по­ве­да­ние Свя­той Тро­и­цы. Мо­щи свя­то­го Ме­ле­тия бы­ли пе­ре­не­се­ны из Кон­стан­ти­но­по­ля в Ан­тио­хию.

http://azbyka.ru/days/sv-meletij-antiohijskij