Покров Богородицы в праздничных песнопениях. Ольга Богданова

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Покров Богородицы
На службе не всегда можно расслышать слова небольших праздничных песнопений – стихир. О чем же поют в Праздник Покрова в Православном храме? Каким представляли себе омофор христианские гимнографы и как переосмысливали услышанное в храме простые прихожане?

История и смысл Праздника раскрываются в первой же стихире, которая поется на Малой вечерне:

«На вышних престолех почиваяй един Бог, превыше земных подал есть видети Своему угоднику, пребожественнеи руце молебно простирающу, о граде и о людех молящуюся Тебе Владычице: покрый и ныне, Госпоже, нас, омофором милости Твоея».

Господь сподобил Святого Андрея Юродивого увидеть во время всенощного бдения во Влахернской церкви города Константинополя молящуюся за людей величественную Жену - Пресвятую Деву. В память об этом видении был установлен Праздник Покрова. Когда Святой Андрей и его ученик Епифаний рассказали о явленном им видении, люди узнали и убедились, что Пресвятая Богородица молится и заступается за них перед Творцом. Поэтому день памяти явления Пречистой Девы стал днем, в который верующие особенно молят Ее о помощи и защите.

В видении Дева распростерла над людьми широкий плат-покрывало, который сняла со своей головы. В греческих текстах эта часть женской одежды называется «мафорион». В Богослужебной традиции (хотя, по мнению некоторых исследователей, это и словесная ошибка) сохранилось слово «омофор» (дословно «наплечник»). Омофор (или, как его называли и называют в нашей стране, Покров) - это не только покрывало, но и символ защиты, которую Богородица предоставляет людям:

«Град почитающий Тя, и по долгу славящий, покрываеши Пречистая, Твоим омофором честным от нахождения противных, от глада же и труса, и междоусобныя брани, Дево, неискусобрачная Богоневесто, человеков покров и заступление».

«Омофор» - это еще и метафора, которая обозначает Саму Богоматерь: «Радуйся, покрове и заступление наше: Тебе бо христианский род непрестанно блажит».

От воспоминания о конкретном событии - явленном в начале ΧΙ-го века видении - Церковь переходит к напоминанию о непрестанной молитве Пресвятой Богородицы за все люди и за весь Мир. Не только 10 столетий назад Пресвятая Дева уберегла своим покровом византийцев от нашествия сарацинов, и не только Константинополь удостоился ее помощи: 

«Царица со всеми святыми за вся ны в Церкви молится». «Приидите вси празднолюбцы, честный Покров Божия Матере ублажим: к Сыну бо руце милостивно простре, и святым покровом ея мир огражден бысть».

В Богослужебных песнопениях можно услышать множество образов, через которые христиане пытались выразить, какую великую помощь и поддержку оказывает Пресвятая Богородица людям. Так поется в стихире на Великой вечерне:

«О великое заступление печальным еси, Богородице Чистая, скорая помощнице, спасение мира и утверждение, милости пучина, Божия мудрости источниче, миру покров, воспоем, вернии, светлый омофор Ея хваляще неизреченно: обрадованная радуйся, с Тобою Господь, подаяй миру Тобою велию милость».

Вечером накануне Праздника Покрова читаются отрывки из Ветхого Завета, в которых говорится о прообразах Пресвятой Девы. В отрывке из 28-й главы Книги Бытия это небесная лестница, которую видел Иаков, в выдержках из 43 и 44 глав Книги Пророка Иезекииля - святые врата, через которые сможет пройти только Господь Бог, во фрагменте из Притчей - дом Премудрости.

Лестница, которую увидел Иаков, символизирует связь между землей и небом. Пресвятая Дева Сама стала той лестницей, которая возводит к Богу. О восточных вратах Блаженный Феодорит писал, что они символизируют Богоматерь, потому что Она как бы открыла Господу дверь в человеческий мир. Под Премудростью Святые Отцы понимали Самого Господа Иисуса Христа. Многие христианские авторы называют Пресвятую Богородицу живым храмом. Поэтому к ней можно отнести и слова о доме Премудрости.

Эти символические образы содержатся в праздничных стихирах. Например: «Доброту Тя Иаковлю, и лествицу небесную, по нейже Господь сниде на землю...».

Стихиры напоминают нам и о других пророчествах о Богородице. Например, такую поют на литии: 

«Дивный прорече Исаиа: будет бо, рече, в последняя дни яве гора Господня, и дом Господень верху горы, увидехом же, Владычице, о Тебе истинное сбытие, горы бо и холми украсишася многоименитыми церквами Твоих праздников», - поют на Великой вечерни.  «Гора еси велика и преславна, паче горы Синайския, Богородице: она бо не терпящи снития славы Божия во образех и сенех, огнем возгарашеся, и громи и молния тамо быша. Ты же всего в Себе Божественнаго огня суща, Божия Слова во чреве неопально носила еси, манием носящаго вся».

Слушая или распевая стихиры, мы вспоминаем и о словах пророка Давида. Например, на литии:

«Смысл очистивше и ум, со ангелы и мы торжествуем, светло начинающе Давидскую песнь Отроковице, Невесте всех Царя Христа Бога нашего, воскресни, Господи, глаголюще, в покой Твой, Ты, и кивот святыни Твоея: яко бо палату красну Сию украсив, и причте Ю граду Твоему, Владыко, строити и покрывати от сопостатных поган державною силою Твоею, молитвами Ея». «Воспоим, людие, светло Давидскую песнь Отроковице Невесте Божии, Матери всех Царя Христа: предста Царица одесную Тебе, Владыко, рясны златыми одеяна, и преукрашена божественными лепотами: Сию бо избранную в женах, паче всего мира удобрив, благоизволи родитися от Нея, великия ради милости: и Сию помощницу людем Своим дарова, строити и покрывати от всякия беды рабы Своя, едину благословенную».

Как видим, писания Ветхого Завета очень важны для понимания роли Богоматери. Через эти древние тексты мы можем лучше представить себ, каким образом она послужила для спасения человеческого рода Недаром в одном из песнопений Пресвятая Дева названа «Пророческое истинное сбытие». (Эти и другие ветхозаветные пророчества о Богоматери мы встретим и в каноне, который читается в этот день).

Каждая стихира завершается молением к Божией Матери о помощи и защите.

Праздник Покрова имеет вселенское значение:

«Освящается небо и земля, Церковь же светится, и людие вси веселятся: се бо Мати Божия, со ангельскими воинствы, с Предтечею и Богословом, с пророки же и апостолы, невидимо вшедши, за христианы молится Христу, помиловати град и люди, славящия Тоя Покрова праздник».

Слова этой стихиры - описание видения Святого Андрея и в то же время того, что происходит сейчас. Не только люди, но и все существа празднуют день Покрова:

«Срадуются с нами умная вся чиноначалия, духовно совокупльше чувственный лик, видяще Царицу и Владычицу всех, многоименне верными славиму: радуются же и дуси праведных, сущии зрителие видения, на воздусе молебно простирающу всечестнеи Свои руце, просящу умирения миру, и царем державы и утверждения, и спасения душ наших».

А вот так говорится о самом омофоре:

«Яко венцем пресветлым, Всечистая Богородице, Покровом Твоим честным Церковь Божия приодеяся. Яко древняго воистинну пречестнее кивота, Твой пречестный омофор, паче илектра просвещаяся, невещественне, но духовне нетленными Твоими пречистыми руками простираемь, соблюдает милостивно чествующих благоукрашенный праздник Твоего Покрова, Владычице, воньже сошедшеся усердно празднуем».

Любопытным образом понимали омофор простые прихожане русских храмов, не занимавшиеся историей Церкви и теологией. На Руси голову покрывали замужние женщины и девицы перед свадьбой, надевая фату. Праздник Покрова из-за этого ассоциировался с замужеством и свадьбами.

В этот день было принято  венчаться. Играть свадьбу на Покров было к тому же удобно: к этому времени заканчивались полевые работы, и крестьянское хозяйство, как правило, было в достатке.

Девушки на Покров молились об удачном замужестве. В середине октября нередко выпадает снег, поэтому говорили так: «Покров землю и девку покроет (землю снегом, а девку платком)»; «Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб». В праздничное утро девушки спешили пораньше прийти в церковь: считалось, что раньше выйдет замуж та, которая раньше поставит свечу к Празднику. «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!» - просили незамужние девицы.

«На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима», - замечали наши предки. И снег, как покрывало земли, у них ассоциировался с Покровом-омофором.

Народное сознание очень конкретно. И молитвенный, невидимый, но ощущаемый покров, о котором людям говорили на проповеди в церкви,  представлялся  в виде сотканной из золотых и серебряных небесных нитей пелены. Был даже такой заговор: «На море-окияне, на острове на Буяне лежит бел-горюч камень; на сем камне стоит стол престольный, на сем столе сидит красна девица. Не девица сие есть, а Мать Пресвятая Богородица; шьет Она, вышивает золотой иглою».

Народ интересно «переработал» византийское предание. Рассказывали, что однажды жители одной из деревень отказали странствующей Богородице в ночлеге. За это Илья-пророк наслал на них сильный дождь, грозу и крупный град. Но Богородица сжалилась над людьми и спасла их от смерти, развернув над деревней Свой покров.


Источник: Татьянин день