Поиски решения церковного вопроса в Абхазии должны оставаться чуждыми политической ангажированности
В Синодальном информационном отделе прокомментировали открытое письмо 13 граждан Абхазии к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу …
Они выражают надежду на то, что Его Святейшество поддержит стремление православного народа Абхазии к воссозданию автокефальной Церкви и укреплению ее позиций в обществе.
«Линия противостояния ведущих геополитических сил, в том числе и мировых конфессий, за последнее время переместилась и коснулась теперь Абхазии. За короткое время в религиозном плане наша республика заметно изменилась и становится все более поликонфессиональной. Борьба между различными, порой трудносовместимыми ценностями, в том числе и религиозными, протекает с нарастающим ускорением. В этой борьбе нетрудно заметить, как Православная Церковь утрачивает свою духовную идентичность и силу влияния на жизнь как мирян, так и общества в целом. Губительные последствия церковной неопределенности все острее осознаются в обществе. Если не остановить стихийно разрастающиеся деструктивные процессы, размывающие морально-психологические устои православной веры, религиозный облик Абхазии в ближайшее время может существенно измениться», - отмечается в письме на имя Патриарха Кирилла.
По мнению авторов Обращения, именно эта угроза, нависшая сегодня над обществом, «вызвала церковное движение, ставшее поистине всенародным».
Более 70 тысяч граждан Абхазии заявили о своем желании видеть Абхазскую Церковь независимой. «При этом речь идет не о формальном создании автокефальной Православной Церкви. Наше общество испытывает сегодня острую нужду в создании такого церковного института, который может противостоять вызовам времени, защитить нашу духовную, в том числе и православную идентичность и конструктивно влиять на развитие страны», - говорится в письме.
Православный народ Абхазии готовится к Собору, чтобы заложить основу канонической организации Церкви и определить свое будущее. «Это будущее представляется ему в единстве с православным миром, прежде всего, с Русской Православной Церковью, роль которой в жизни современной Абхазии высоко ценится ее народом. Дорожить российско-абхазскими взаимоотношениями и развивать их, мы считаем своим святым долгом», - заявляют авторы письма.
Текст письма подписали:
1. Дамениа Олег, руководитель Центра стратегических исследований при Президенте РА, депутат Верховного Совета (Парламента) РА 1991-1996 гг., философ, доцент;
2. Пилиа Давид, зам. секретаря Общественной Палаты РА, депутат Верховного Совета (Парламента) РА 1991-1996 гг.;
3. Бгажба Олег, зав. Отделом истории АБГИ им. Д.И.Гулиа Академии Наук Абхазии, доктор исторических наук РАН, академик АНА;
4. Лакоба Станислав, секретарь Совета безопасности РА, депутат ВерховногоСовета (Парламента) РА 1991-1996 гг., историк, профессор;
5. Джинджолия Климентий, депутат Верховного Совета (Парламента) РА 1991-1996 гг.;
6. Гурджуа Валерий, депутат Верховного Совета (Парламента) РА 1991-1996 гг.;
7. Пандария Руслан, художник;
8. Кичба Гульнара, председатель «Движения матерей за мир и социальную справедливость» РА;
9. Логуа Нугзар, художник;
10. Цвинария Беслан, депутат Народного Собрания (Парламента) РА;
11. Бжания Ахра, депутат Народного Собрания (Парламента) РА;
12. Чамагуа Леонид, депутат Народного Собрания (Парламента) РА;
13. Дзидзария Адгур, художник.
Синодальный информационный отдел (СИНФО) прокомментировал на своем сайте письмо граждан Абхазии к Патриарху Кириллу.
«Русская Православная Церковь активно участвует в миротворческих инициативах и церковном диалоге, направленном на содействие укреплению Православия в Абхазии. Московский Патриархат с сочувствием относится к трудностям церковной жизни православных общин Абхазии и стремится содействовать ее нормализации в рамках канонических норм Святой Православной Церкви, любое нарушение которых может только затруднять и без того сложную церковную ситуацию в республике. Однако статус и компетенция авторов письма не дают им достаточных оснований для обсуждения с Патриархом Московским и всея Руси поставленных ими вопросов», - говорится в комментарии СИНФО.
Насколько известно, отмечается далее в комментарии, православные верующие Абхазии не уполномочивали авторов письма обращаться к Предстоятелю Русской Православной Церкви от их имени. «Упомянутый в письме опрос населения Абхазии, каковы бы ни были его реальные цели и результаты, не предусматривал рассмотрения полномочий означенных лиц и наделения их правом говорить от лица абхазского народа. Более того, бросаются в глаза противоречия между позицией авторов письма и мнением подавляющего большинства абхазского духовенства, а также известными высказываниями президента Абхазии А.З.Анкваба», - говорится далее.
«Русская Православная Церковь с уважением относится к свободе убеждений каждого человека, равно как и к религиозным традициям абхазского народа. Однако ее вероисповедные нормы не позволяют обсуждать проблемы внутренней организации и жизни Церкви с теми, кто стоит вне Церкви и заведомо не разделяет христианские убеждения. Присутствие среди подписавшихся лиц, не только не участвующих в церковной жизни, но и придерживающихся атеистических взглядов, либо непосредственно вовлеченных в укрепление и распространение нехристианских культов, заставляет усомниться в подлинных целях данного обращения», - сказано в комментарии СИНФО.
В документе отмечается, что контекст употребления в письме таких общепринятых в православном богословии терминов, как «Собор», «автокефальная Церковь», «каноническая организация Церкви», «каноническая территория», «канонические основания», «полнота церковной жизни» – «обнаруживает незнакомство авторов с фундаментальными основами православного богословия и канонического права, что также делает дальнейший диалог беспредметным».
Также у СИНФО вызывает недоумение «разница между указанной в письме датой (12 июля) и датой его публикации (22 июля), предпринятой ранее доставки письма адресату – но зато накануне резонансной встречи Предстоятелей и представителей всех Поместных Православных Церквей в Москве». «Такие средства не соответствуют внешне уважительному доброжелательному тону обращения: они обычно используются как рычаг политического давления, что заставляет предположить соответствующую мотивацию авторов обращения. Остается пожелать, чтобы дальнейшее обсуждение и поиски решения церковного вопроса в Абхазии оставались чуждыми какой-либо политической ангажированности, проходили в духе взаимопонимания и консолидации верующих и духовенства», - подчеркивается в комментарии СИНФО.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии