Поэтический учебник благочестия
Именно так – учебником трезвости и училищем благочестия – называют богословы Триодь Постную – одну из главных книг Великого поста. К сожалению, мало кто может сказать, что знаком с ее текстами, что вникает в них и понимает их смысл во время длительных постовых служб. Но может быть, пришло время исправить ситуацию и взять в руки этот кладезь духовной мудрости?
Время воспитывать душу
Тем более что сегодня это вовсе не проблема. Книгу можно купить, можно открыть ее текст в Интернете, для лучшего понимания обратиться к переводу текстов и толкованиям. Было бы желание услышать мудрые мысли, которые устами великих песнотворцев обращает к нам Церковь в эти святые дни.
«Пост, – говорится в одной древней книге, – делает человека умеренным, трезвым, стыдливым, молчаливым, целомудренным. Пост укрощает похоти, умеряет страсти, умножает святые желания, уничтожая порочные; все внутри нас в порядок приводит; развращенные помыслы отдаляет, знание насаждает, огнь похоти погашает, мысль тихим спокойствием исполняет и всегда от бури пороков защищает». Но истинный пост – это не только воздержание тела от пищи животного происхождения. Это, прежде всего, душевный и духовный труд.
Ученый, живший на рубеже XIX и ХХ веков, профессор по кафедре церковной археологии и литургики в Киевской духовной академии Алексей Афанасьевич Дмитриевский писал: «Святая Православная Церковь, как нежная чадолюбивая мать, в своих неусыпных попечениях о воспитании и нравственном преуспеянии верных чад своих, учредив пост Великой Четыредесятницы, вместе с тем ввела в обычай поучать и назидать их поэтически-возвышенными и глубоко-умилительными песнопениями особой богослужебной книги, именуемой Триодью Постной».
Творение древних песнотворцев
Чтение Постной Триоди начинается за несколько недель до Великого поста – с Недели о мытаре и фарисее, а заканчивается в Великую Субботу. Этот период продолжается 70 дней, затем Постная Триодь уступает место Цветной. И хотя пост является своеобразной десятиной года, чтение Триоди (Постной и Цветной) занимает треть церковного года.
Свое название «Триодь» (по-гречески – «Триодион», т.е. трипеснец, от слов: «трио» – три и «оди» – песнь) получила оттого, что в ней больше всего содержится трипеснцев. Важнейшие ее тексты – каноны утренние и вечерние, по будним дням состоят не из девяти или, вернее, восьми песней, а всего из трех. Причем последние две песни – восьмая и девятая – всегда неизменно сохраняют свои места в каноне, а первая песнь ежедневно меняется по порядку дней недели.
Как указывает синаксарий в Неделю о мытаре в фарисее, своим распространением в употреблении Триодь обязана преподобному Косме Маиумскому (VIII век) – знаменитому песнотворцу и названному брату преподобного Иоанна Дамаскина, автора молитвы «Честнейшую Херувим». Но многие трипеснцы принадлежат более ранним песнотворцам. Например, святителю Андрею Критскому принадлежат трипеснцы на повечериях Недели ваий, Понедельника, Вторника, Среды и Пятницы Страстной седмицы, а также великий канон, который мы слышим на первой и пятой неделях Великого поста.
В IX веке преподобные Иосиф и Феодор Студиты собрали все, что до них было написано, привели в надлежащий порядок, присоединили много своих стихир и канонов, и таким образом образовалась Триодь, заключавшая в себе около 160 служб. В XIV веке Триодь Постная была дополнена синаксариями, составленными Никифором Каллистом.
От сокровищницы духовного опыта
Три основных мотива составляют содержание всех песнопений, входящих в Постную Триодь – покаяние, молитва и пост. Это не абстрактные размышления, не оторванные от жизни теоретические схемы. Каждый из песнотворцев опытным путем проходил святую науку борьбы со страстями и преображения собственной души. Для них добродетель – не скучная обязанность, а отрада души. И потому радостворным, исполненным светлой печалью называют они время великопостного подвига. Ведь его цель – Светлое Христово Воскресение, о чем мы слышим в песнопениях, начиная с первого постного дня.
Церковь сравнивает их творения с ангельской песнью. Почти в самом начале Постной Триоди мы читаем следующие стихи: «Зиждителю горних и дольних, Трисвятую убо песнь от ангелов: Трипеснец же и от человеков приими». И если последовать древним отцам – в размышлении, в подвиге, в любви к молитве, то простыми и понятными станут слова более позднего подвижника – святителя Феофана Затворника: «Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его, но начни – и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни. Слышали, что в нынешнем Апостоле говорилось: Ночь убо прейде, а день приближися (Рим. 13, 12)? Ночь – это время до поста, а день – это пост. Апостол хочет, чтоб мы так же желательно встретили пост, как желательно встречаем день после долгой ночи. Примите только к сердцу то, чего требует, что дает и что обещает пост, и увидите, что иначе сему и быть нельзя. Ибо чего требует пост? Покаяния и исправления жизни. Что дает? Всепрощение и возвращение всех милостей Божиих. Что обещает? Радость о Духе Святе здесь и вечное блаженство там. Восприими все сие сердцем и не возможешь не возжелать поста».
***
«Раскаяния время, покаяния показати плоды́ достойны Богу, душе́
моя потщи́ся, востани, и возопий прилежно, в пощениих и молитвах:
пойте, благословите и превозносите Христа во веки» (тропарь канона вторника сырной седмицы).
***
«Всечестно́е воздержа́ние начне́м све́тло, / луча́ми сия́юще святы́х
за́поведей Христа́ Бо́га на́шего, / любве́ све́тлостию, моли́твы
блиста́нием, / чистоты́ очище́нием, благому́жества кре́постию: / я́ко да
светоно́сни предвари́м во свято́е и тридне́вное Воскресе́ние, /
осиява́ющее нетле́ние ми́ру» (седален господина Феодора в понедельник первой седмицы).
***
«Воздержа́ния наслажде́ние и мне, Сло́ве, да́руй, / я́коже Ада́му рай
иногда́, / от вся́кия Твоея́ вкуша́ти за́поведи, Бо́же наш, / и оша́ятися
при́сно плода́, / его́же отре́кл еси́ греха́, / да живоно́сную страсть Твою́
Кре́стную в ра́дости предварю» (стихира на «Господи воззвах» во вторник первой седмицы).
***
«Посто́м, помышле́ний стра́сти, / прииди́те порабо́тим, / духо́вными
себе́ кри́лы покры́вше: / да вра́жию дви́жимую бу́рю ле́гце преше́дше,
/ досто́йни бу́дем кре́стнаго поклоне́ния, / о ми́ре закла́ннаго во́лею
Сы́на Бо́жия, / и духо́вно пра́зднуим из ме́ртвых Спа́сово Воскресе́ние,
/ на го́ру взе́мшеся, со ученики́ просла́вим, / власть прии́мшаго всю, /
Сы́на от Отца́, Человеколю́бца» (стихира на стиховне в среду первой седмицы).
Подготовила Татьяна Уютова
https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/poehticheskijj-uchebnik-blagoche...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии